Культура
Сошлись Янсонс с Пендерецким
19 октября
В этом году по случаю 145-летнего юбилея в Петербургской консерватории на сцене зала Глазунова разворачивается торжественный «парад консерваторий», представители которых прибыли со всего света – и Старого, и Нового.
Гостей много, хорошей музыки – еще больше; а главное, в концертах фестиваля в изобилии звучат опусы ныне здравствующих композиторов – петербургских, московских. Ректор Консерватории Александр Чайковский сознательно принял на себя функцию медиатора между консерваториями и союзами композиторов двух столиц. В хоровом концерте-марафоне звучали как сочинения Кикты и Щедрина в исполнении Камерного хора Московской консерватории под управлением Бориса Тевлина, так и сочинения Анатолия Королева, Юрия Фалика и Дмитрия Смирнова, питерских авторов, работающих в жанре хоровой музыки.
Накануне, на открытии фестиваля, играл оркестр Петербургской консерватории с двумя дирижерами: Александром Сладковским, кочующим меж Москвой и Петербургом, и Марисом Янсонсом. Янсонс, входящий в первую десятку лучших дирижеров мира, – выпускник Ленинградской консерватории. В последние годы маэстро редко появляется на петербургских концертных сценах: последний раз Янсонс показался на фестивале «Звезды белых ночей» два года назад.
В его интерпретации прозвучала Концертная сюита Прокофьева из балета «Ромео и Джульетта» – довольно заигранное сочинение. Но дирижер так умно выстроил композицию целого, так искусно рассчитал силу и интенсивность кульминаций, что разрозненные номера составились в идеально сбалансированую и архитектонически выверенную музыкальную конструкцию. Оркестр Консерватории играл с небывалым воодушевлением и искренностью. Это Янсонс умеет – добиваться от музыкантов вдохновенного совместного творчества на пределе эмоциональных ресурсов. Зал встал, приветствуя Янсонса оглушительными овациями – словом, возвращение дирижера на питерскую сцену превратилось в его триумф.
Еще одна мировая знаменитость – композитор и дирижер Кшиштоф Пендерецкий. Его приезд ощутимо поднял статус и значимость фестиваля. Повод придумали нешуточный: Пендерецкому решением ученого совета пожаловано звание почетного профессора Петербургской консерватории. Церемония вручения происходила в зале, непосредственно перед авторским концертом именитого гостя. Конечно, маэстро – патриарх польской музыки – уже является обладателем бессчетного количества званий. Пан Кшиштоф является и кавалером ордена «Балтийская звезда», и членом знаменитого Musik Ferein’а в Вене (в нем, между прочим, числится и Марис Янсонс), и почетным профессором Московской консерватории. Однако связи с Петербургом у маэстро прочные: не далее как две недели назад он дирижировал своим грандиозным «Польским Реквиемом» в Большом зале Филармонии.
Польский мэтр, начинавший карьеру в 60-е годы как завзятый авангардист, уже давно отрешился от юношеского экстремизма и принялся писать красивую мелодичную музыку, вполне укладывающуюся в русло классической традиции. За что был проклят сонмом музыкальных «леваков» разного сорта.
Однако Пендерецкий, нимало не смущаясь этим обстоятельством, гнет свою линию в искусстве. Вот и на авторском концерте эволюция его стиля отчетливо прослеживалась: после довольно вялой и умозрительной Сонаты для скрипки и фортепиано – сочинения 1953 года, по языку и выразительным средствам явно морально устаревшего – был исполнен великолепный, глубокий по музыке и серьезный по высказыванию Секстет, опус 2000 года.
Как и следовало ожидать, благодарная публика почтила Пендерецкого долгими аплодисментами.
Гюля Садыхова
Гостей много, хорошей музыки – еще больше; а главное, в концертах фестиваля в изобилии звучат опусы ныне здравствующих композиторов – петербургских, московских. Ректор Консерватории Александр Чайковский сознательно принял на себя функцию медиатора между консерваториями и союзами композиторов двух столиц. В хоровом концерте-марафоне звучали как сочинения Кикты и Щедрина в исполнении Камерного хора Московской консерватории под управлением Бориса Тевлина, так и сочинения Анатолия Королева, Юрия Фалика и Дмитрия Смирнова, питерских авторов, работающих в жанре хоровой музыки.
Накануне, на открытии фестиваля, играл оркестр Петербургской консерватории с двумя дирижерами: Александром Сладковским, кочующим меж Москвой и Петербургом, и Марисом Янсонсом. Янсонс, входящий в первую десятку лучших дирижеров мира, – выпускник Ленинградской консерватории. В последние годы маэстро редко появляется на петербургских концертных сценах: последний раз Янсонс показался на фестивале «Звезды белых ночей» два года назад.
В его интерпретации прозвучала Концертная сюита Прокофьева из балета «Ромео и Джульетта» – довольно заигранное сочинение. Но дирижер так умно выстроил композицию целого, так искусно рассчитал силу и интенсивность кульминаций, что разрозненные номера составились в идеально сбалансированую и архитектонически выверенную музыкальную конструкцию. Оркестр Консерватории играл с небывалым воодушевлением и искренностью. Это Янсонс умеет – добиваться от музыкантов вдохновенного совместного творчества на пределе эмоциональных ресурсов. Зал встал, приветствуя Янсонса оглушительными овациями – словом, возвращение дирижера на питерскую сцену превратилось в его триумф.
Еще одна мировая знаменитость – композитор и дирижер Кшиштоф Пендерецкий. Его приезд ощутимо поднял статус и значимость фестиваля. Повод придумали нешуточный: Пендерецкому решением ученого совета пожаловано звание почетного профессора Петербургской консерватории. Церемония вручения происходила в зале, непосредственно перед авторским концертом именитого гостя. Конечно, маэстро – патриарх польской музыки – уже является обладателем бессчетного количества званий. Пан Кшиштоф является и кавалером ордена «Балтийская звезда», и членом знаменитого Musik Ferein’а в Вене (в нем, между прочим, числится и Марис Янсонс), и почетным профессором Московской консерватории. Однако связи с Петербургом у маэстро прочные: не далее как две недели назад он дирижировал своим грандиозным «Польским Реквиемом» в Большом зале Филармонии.
Польский мэтр, начинавший карьеру в 60-е годы как завзятый авангардист, уже давно отрешился от юношеского экстремизма и принялся писать красивую мелодичную музыку, вполне укладывающуюся в русло классической традиции. За что был проклят сонмом музыкальных «леваков» разного сорта.
Однако Пендерецкий, нимало не смущаясь этим обстоятельством, гнет свою линию в искусстве. Вот и на авторском концерте эволюция его стиля отчетливо прослеживалась: после довольно вялой и умозрительной Сонаты для скрипки и фортепиано – сочинения 1953 года, по языку и выразительным средствам явно морально устаревшего – был исполнен великолепный, глубокий по музыке и серьезный по высказыванию Секстет, опус 2000 года.
Как и следовало ожидать, благодарная публика почтила Пендерецкого долгими аплодисментами.
Гюля Садыхова