Культура

Александр Галибин: «Приду по первому зову»

01 ноября
Актер и режиссер, заслуженный артист РСФСР Александр Галибин – автор множества работ на сцене драматического театра и в кино – недавно стал вести по воскресеньям на телеканале «100ТВ» передачу «Встречи на даче Линдстрема. Клуб молодых литераторов». В этом есть некая символика. Кому, как не исполнителю роли Мастера в знаменитом сериале Владимира Бортко, заниматься молодыми и подающими надежды?..

– Александр Владимирович, почему вы согласились на участие в программе «Встречи на даче Линдстрема. Клуб молодых литераторов»?
– Я по-прежнему интересуюсь жизнью, молодежью. Мне стало интересно посмотреть, как и о чем мыслят молодые писатели. Причем это интересные люди, которые серьезно занимаются литературой, а не просто графоманы. У меня самого не хватает времени, чтобы следить за развитием современной литературы, и потому я узнаю этот мир через них.
Пока рано говорить о том, что я увидел. Но одно могу сказать – я познакомился со многими замечательными людьми. Каждая наша встреча – это определенная тема. Многое, как всегда в общении, не предсказать, и эта импровизационность в ведении бесед на телевидении мне дорога.

– Был ли у вас свой собственный литературный опыт? Писали ли вы, скажем, сценарии?
– У меня нет собственного печатного опыта, хотя внутренняя тяга к этому, может, и есть. В детстве я читал много разных книг – казалось бы, не всегда полезных и нужных, но, как я сейчас понимаю, все пригодилось. Мои родители этому не препятствовали, не ловили под одеялом с фонариком – а это дорогого стоит. Так что классика была мною пройдена основательно – от начала до конца. Когда я к ней возвращаюсь, то чувствую, что возвращаюсь к своим хорошим друзьям. Что касается современной литературы – конечно, я ее знаю плохо. Тем более ту, что выходит сегодня, в наши дни. И разобраться в ней мне – и, наверное, зрителям – тоже помогает эта передача.

– Вы были главным режиссером Александринского театра. После того как оставили эту должность, не появилось ли желания создать собственный театр?
– На данный момент нет. Я очень много занимаюсь кино, хотя театральные режиссеры по-прежнему предлагают работу в театре. Я рассматриваю эти предложения и, если есть возможность сделать что-то интересное, соглашаюсь. Например, в прошлом сезоне по предложению Олега Павловича Табакова я поставил в «Табакерке» пьесу Валерия Семеновского «Ловелас» по «Бедным людям» Достоевского. Я отложил все кинопроекты, и в апреле состоялась премьера. Нет, я не прекратил заниматься театром, я по-прежнему его люблю и слежу за тем, что происходит. Но браться за что-то по принципу «лишь бы ставить» я уже не буду, мне это не нужно. Мне интересны проекты, где я могу что-то сказать. Ведь что такое режиссер? Человек, который ведет диалог с самим собой, с миром.

– Как получилось, что вы сейчас больше занимаетесь кино? Из-за денег?
– На самом деле так вышло случайно. Когда я ушел из Александринского театра, у меня начался тяжелый период. Надо было искать новый путь, и так в моей жизни появилось кино. Собственно, я и не прекращал им заниматься, но в тот момент кино стало основным делом, которое позволяло и зарабатывать, и получать удовольствие от работы.
Когда-то мне казалось, что я не вернусь в кинематограф как актер. Пришли другие люди, с которыми я не работал, другие темы, другие режиссеры, – и я мучительно отошел от кино. Потом Глеб Панфилов дал мне роль государя Николая II в картине «Романовы – венценосная семья». Он меня вернул в кино, я понял, что могу еще что-то сделать.

– Опыт «Мастера и Маргариты» был скорее положительным или отрицательным? Многие актеры после таких ролей, о которых говорит вся страна от мала до велика, больше не хотят об этом вспоминать.
– Конечно, этот опыт был положительным. А сопротивляться тому, что тебя обсуждает публика, смешно. Если ты актер или режиссер, ты становишься публичным человеком – значит, внимание нужно принимать, относиться к нему спокойно, с уважением: оно входит в профессию. Тебя узнают, что-то спрашивают, приходится не один раз отвечать на тот же вопрос. Но отними у любого популярного артиста его популярность – что с ним станет? Мне кажется, разговоры о том, как надоедает внимание, – это кокетство.
Роман «Мастер и Маргарита» – уже русская классика. Пригласив меня, мне предложили большую работу, и я тут же, практически не задумываясь, согласился на предложение Бортко. Конечно, потом появились сомнения, смогу ли я. Нужно было находить какие-то новые черты в себе, новые темы, на которые раньше не говорил. Эта работа требовала большого напряжения, серьезной подготовки – в том числе и духовной. Но это уже другой разговор.

– И все-таки работа в театре отличается от работы в кино уже хотя бы потому, что нет зрителя, нет прямого контакта. Вы чувствуете это, вам это не мешает?
– Мне нравится работать и в кино, и в театре. Это моя жизнь. Да, есть разница, кино отличается от театра. Естественно, отличается. Но лично мне это не мешает.

– То есть для вас важна работа внутри себя, а не контакт со зрителем?
– И внутри себя тоже. Работаю по-разному. Я считаю, что получил классическое образование и как актер, окончив курс Рубена Сергеевича Агамирзяна, и как режиссер – пройдя школу Анатолия Васильева. И думаю, что продолжаю дело своих учителей.

– Недавно в Мариинском дворце проходила встреча почетных граждан нашего города. И Олег Табаков сказал, что Петербург утрачивает свою режиссерскую школу, теряет собственный стиль. Выходит, сейчас нет режиссера, имя которого бы ассоциировалось с городом на Неве, который бы задавал петербургский стиль?
– Наверное, из Москвы виднее, но мне не кажется, что надо, чтобы кто-то задавал стиль, особую атмосферу. Я думаю, атмосфера Петербурга как была, так и останется, и внутренняя театральная жизнь здесь достаточно непростая. У нас есть театры, которые ведут и идут своими путями. Естественно, что театральная жизнь в Петербурге не такая бурная, как в Москве. Но это нормально. Есть подъемы, и есть спады.
В начале тысячелетия возникла полемика о том, нужен ли режиссер в театре. Я не принимал в этой дискуссии никакого участия, потому что на этот вопрос я себе ответил. Режиссура – это профессия. Режиссура – это наука. Но эта наука требует множественных знаний, множества качеств – и внутренней культуры человека в том числе. Поэтому то, что сейчас происходит в городе, мне кажется нормальным: время все расставит по своим местам. Нужно мудро, без суеты принять ситуацию, которая есть. Все встанет на свои места, и время, если это понадобится, выдвинет своего лидера, который будет настоящим «петербургским», если угодно, режиссером. Единственное, чего быть не должно, – это состояния покоя.
Я сейчас вообще не работаю в петербургском театре. Честно говоря, из Петербурга попросту нет никаких предложений. Но я нормально к этому отношусь. Нет сейчас – значит, через какое-то время ситуация изменится, идеи появятся. Я не собираюсь форсировать события, я не заснул и активно действую.
За то, что меня пригласили вести передачу «Клуб молодых литераторов», я очень благодарен телеканалу «100ТВ» – они меня позвали, увидев во мне что-то такое, чего не увидел никто. Это не очередная телевизионная забава, это серьезный проект. Он развивает предложение нашего президента, который однажды провел встречу с молодыми писателями. В тех нескольких передачах, которые будут показаны на телевидении, рассматриваются острые проблемы – в том числе и те, о которых говорил Владимир Путин.

– Может, назовете некоторые темы бесед?
– Для меня наиболее сложной была тема, которая касалась интернета. Мне было сложно об этом говорить, во многом я просто не разбирался. А люди, которые пришли на встречу, были профессионалами, они работали с интернетом много лет. Но в процессе передачи, выступая в качестве дилетанта, я очень многое для себя открыл, многому у них научился. Одна из важнейших человеческих черт, помимо умения любить, делать добро, общаться, слышать собеседника, думать – это любознательность. Любознательность – это прерогатива детства. Если в тебе остается хоть малая толика любознательности – значит, ты движешься, к чему-то стремишься. И с этой точки зрения передача «Клуб молодых литераторов» мне дорога. Я не знаю, как долго она просуществует, но даже если скоро закончится – я все равно благодарен судьбе за этот период своей жизни. Посмотрим, как эта передача будет развиваться и как темы, которые мы обсуждаем, будут (или не будут) будоражить умы наших зрителей и молодежи.
Я слушаю себя, слушаю свой мир, своих близких людей, доверяю тем, с кем я иду, и в том числе тем людям, с которыми я работаю над этой передачей. Там собрались замечательные сотрудники, и мне очень симпатично, что канал целиком поменял сетку, сделав ее достойной, более интеллигентной. И дай бог, чтобы он смог на этом уровне удержаться. Я всячески буду его поддерживать и приду по первому зову. Беседовала Алина Циопа
Курс ЦБ
Курс Доллара США
108.01
2.95 (2.73%)
Курс Евро
113.09
2.6 (2.3%)
Погода
Сегодня,
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Облачно
29 ноября
пятница
+4
Облачно