Экономика

Реальные проблемы виртуальной России

07 ноября
С ноября в Петербурге начинает работу «электронное городское правительство». Это один из первых реальных шагов построения так называемой «Электронной России». Самому термину «электронная Россия» больше шести лет, но ясности в том, что же это такое, пока нет ни у простых граждан, ни у самих разработчиков федеральной целевой программы.

Одни считают – это в первую очередь электронная паспортизация граждан. Петербуржцы помнят несколько попыток экспериментов с пластиковыми карточками – как проездной на метро пытались сделать универсальным для всех видов транспорта, как гражданам выдали карточки, на которые им приходили жилищные субсидии. Вообще же целью было создать некую суперкарточку, на которой будет все – и деньги на счете в банке, и все паспортные данные с ИНН, соцстрахом и группой крови. Совместить все базы данных в одном электронном документе оказалось невозможным, ведь у банков, паспортных столов, налоговой службы свои защищенные каналы связи, и никто не хочет переходить на общий стандарт.
Ряд других разработчиков «Электронной России» понимают эту программу как работу по полной «интернетизации» страны. Сторонником такого подхода является министр информатизации России Леонид Рейман. В августе он предложил правительству «Стратегию развития информационного сообщества». По планам Реймана, «начиная с 2010 года планируется массовая телефонизация домохозяйств, прежде всего в сельской местности. Одновременно будет обеспечено развитие цифровой инфраструктуры широкополосного доступа (ШПД) населения к сети Интернет на всей территории Российской Федерации.  А к 2010 году будет в три раза увеличено количество пользователей услуг ШПД». Выгоды очевидны: все жители страны получают равный доступ к информации, возможность заниматься творческой работой, сидя у себя дома. В США такого рода интернетизация (отнюдь не поголовная) обошлась в несколько десятков миллиардов долларов. Наше же правительство готово выделить лишь несколько миллиардов рублей.
Третий подход к «Электронной России» – это понимание ее как «электронного правительства». Компьютеры не заменят реальных чиновников, но граждане получат доступ к правительственным документам, перейдут от реального к виртуальному общению с госслужбой.
Бизнес получит свое «одно окно». Нужно зарегистрировать предприятие, поучаствовать в борьбе за госзаказ – пожалуйста! Открываешь «окно» через интернет, запускаешь запрос, и через несколько недель можно получить уже готовые  документы, прошедшие все нужные согласования. Достаточно будет заполнить электронный запрос и отослать его по инстанциям. И вместо нас по кабинетам побежит неутомимая электронная почта. Немаловажно, что она не будет «выдаивать» с нас взятки – элементарные частицы денег не берут.
Первым шагом по пути реализации стратегии станет создание Федерального информационного центра (ФИЦ). Как написали его разработчики: «с помощью ФИЦ ведомства, граждане и организации смогут получить доступ к информационным данным различных государственных служб». Интернет – техническое звено, ФИЦ – организационное. С 2007 по 2008 год правительство на ФИЦ планирует выделить 1,2 миллиарда рублей. Американское правительство, проводящее аналогичный проект с 2006 года, тратит на него 13 миллиардов долларов, да не на всю программу, а ежегодно. При этом у них все уже информатизировано, а нам придется начинать с нуля. Кажется, у нас тривиально не хватает денег. А ведь  впереди у этого проекта те препятствия, с которыми уже столкнулись лидеры: Москва и Петербург.
Проект «Электронная Москва» стартовал в 2003 году. И выяснилось, что еще в 90-х каждое городское ведомство создавало себе информационную систему, но никто не задумывался, насколько они совместимы. Поэтому они часто дублировали друг друга и не могли взаимодействовать технически. Как рассказал начальник управления информатизации Москвы Алексей Михайлов, в 2005 году было принято решение создавать принципиально новую систему документооборота, чтобы она могла стать действительно единой и эффективной. И уже сейчас Москва обогнала федеральные власти и приступила к реализации проекта «одно окно». По слова Михайлова, задачей этого этапа является приспособление работы системы к наиболее частым запросам горожан и предпринимателей. Как подсчитали москвичи, гражданам по их запросам выдается 177 разных документов. Но если удастся автоматизировать выдачу лишь 19 основных, то это уже будет 50 процентов: одних только документов, подтверждающих право на жилищные субсидии, выдается в год 500 тысяч.  Если подключить к этой системе еще 16 документов, то это составит 70 процентов запрашиваемых гражданами документов.
Наш город вступил на этот путь в 2005 году, когда началась реализация европейского проекта ТАСИС G2B-NWR. Термин G2B расшифровывается как «правительство для бизнеса», а NWR – на Северо-Западе России. В проекте участвуют, кроме нашего города, Архангельская и Новгородская области. Первая отвечает за проведение электронных торгов, вторая – за таможню. Петербург же выбран ответственным за предоставление государственными учреждениями услуг простым петербуржцам и бизнесменам. Результаты работы специалистов были представлены в начале лета. Теперь ждем,   когда заработает сайт e-govspb.ru (это должно случиться в ноябре), который  и представляет заветное «окно» (пока демонстрируется в тестовом режиме). В отличие от известного сайта Смольного gov.spb.ru, который выдает официальную информацию, новый должен стать инструментом, которым будут пользоваться горожане для получения различных документов. Пока же известно, что в полном объеме «окно» заработает через несколько лет.
Одна из причин торможения – сопротивление чиновников. Более откровенно на этот счет высказываются москвичи. Так, Алексей Михайлов отмечает: «Каждое ведомство держится за свои источники информации. Во-первых, есть опасения, что, отдав свои ресурсы в общее пользование, оно лишится  аппаратного влияния. Раньше другие организации ходили к нему «на поклон», а теперь все смогут без труда получить доступ к его информации. Во-вторых, это боязнь показать свои недоработки – ресурсы часто бывают неполными, неактуальными, недостоверными. И чтобы не выносить сор из избы, в качестве прикрытия говорят, что эта информация является конфиденциальной или ее использование может привести к каким-либо проблемам». Михайлов привел пример создания информационного портала ГУВД, для чего было интегрировано порядка двадцати разных баз данных (БД). Там хранятся так называемые данные спецучетов: был ли человек судим или в розыске, где он живет, есть ли у него оружие и т. д. Раньше по каждому такому вопросу участковый уполномоченный отправлял письма в информационный центр ГУВД или долго туда дозванивался. Сейчас на это уходит несколько минут. Однако базу данных ГАИ Московской области и Управления внутренних дел на транспорте, в которой хранятся сведения о билетах за последние десять лет (кто и куда ездил по железной дороге), присоединить так и не удалось. Еще более сложная ситуация с получением информации из федеральных органов – Пенсионного фонда, службы занятости, налоговой. Излишне говорить, что ряд запросов в базы могут отправлять только представители госучреждений, для этого существуют специальные фильтры. Система надежно защищена от взлома. Правда, как показала практика, слабым звеном является человек, имеющий доступ к служебной информации: банально подкупить оператора легче, чем организовать хакерскую атаку.
Россия сделала первый шаг по пути создания информатизированного общества, но дальше все будет зависеть не от технических возможностей – они есть, – а только от политической воли властей. Смогут ли они отучить клерков, ставящих подпись на справках, от традиционных подношений за выполняемую ими работу, смогут ли заставить чиновников делиться «прибыльной» информацией? Если это и произойдет, то явно не скоро. Так что нам придется подождать, пока «окно» между властью и гражданами действительно приоткроется. Андрей Давлицаров
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+1
Слабый дождь
26 ноября
вторник
+5
Слабый дождь