Экономика
В Псков – за дешевой рабочей силой
08 ноября
30 октября Невельский район Псковской области существенно приблизился к цивилизации – здесь заработал мощный газопровод. Теперь стоимость коммунальных услуг для жителей района снижается – по сравнению с прежними временами, когда их котельные сидели на мазуте. И это далеко не единственное экономическое достижение псковичей.
Псковская область в последние годы развивается довольно быстро. По словам губернатора Михаила Кузнецова, рост инвестиций за 8 месяцев 2007 года составил 60 процентов, что в 2,5 раза выше среднероссийских показателей:
– Прошли те времена, когда про нас говорили: «А-а, псковские только водку умеют делать». Теперь к нам стоят в очереди иностранные инвесторы. Значит, их устраивают наши условия, наша стабильность. Поскольку мы граничим с Латвией, очень многие владельцы предприятий средней руки уже поняли выгоду от соседства с нами. В Латвии очень дорогая рабочая сила, поэтому часть производств переводят к нам, на Псковщину. Скажем, очень многие латвийские переработчики леса уже открыли предприятия у нас, вот и в Пскове строится крупный завод по производству деловой древесины. Не отстают и россияне. Например, Лужский абразивный завод открыл в городе Дно крупное производство. Скоро такое же предприятие откроют в городе Остров. РЖД создает предприятия по ремонту подвижного состава на станциях Новосокольники и Великие Луки. Питерская «Электросила» тоже намерена переводить часть мощностей на Псковщину. Мне известно, что многие петербургские предприятия задумались о подобном переводе. У нас много дешевой рабочей силы, много места, а что еще нужно предпринимателю?
К сожалению, в сельском хозяйстве дела не так блестящи – Псковщина по-прежнему небогата крупными и зажиточными хозяйствами. Но улучшения есть. Так, в Гдовском районе открыли мегаферму – это огромное производство на тысячу коров. Считается, что только такие предприятия могут окупать себя и в наших климатических условиях. А вот промышленного льна на Псковщине не будет. Губернатор тут категоричен: нам невозможно тягаться с китайцами, у которых все равно он растет лучше и продается дешевле. Как иронизирует Кузнецов, разнообразные программы «реанимации льноводства» придумывают в основном чиновники, которые в этом ничего не понимают. Ведь даже в Белоруссии, где все-таки теплее, лен все равно сеять убыточно. Зато можно нажиться на рапсе – это такой родич капусты и сурепки, из семян которого в Европе делают лучшее моторное масло. Сейчас на мировом рынке тонна рапса стоит около 400 долларов, а тонна рапсового масла тянет на 860. Кажется, что дешево, но ведь рапс и растет как сорняк – со страшной силой.
По словам губернатора, планируется продажа в частные руки с аукциона всех предприятий Пскова:
– Только настоящий хозяин может сделать предприятие прибыльным. Скажем, система «Роспечати» совершенно изжила себя: она громоздкая, неэффективная, значит, всем этим киоскам нужен нормальный владелец. А вот наши автобусные пассажирские перевозки останутся государственными – потому что этим хозяйством управляют правильно.
По сравнению с прошлым годом сильно изменились и улицы областного центра. Многие из них выглядят как после «евроремонта», хотя, разумеется, работы еще полно – даже на крупных магистралях еще не все доделано. К сожалению, очень трудно ремонтировать дороги, находящиеся в федеральном ведении, например печально знаменитое Киевское шоссе, которое в районе городов Пустошки, Опочки и Острова разбито совершенно. Область готова потратить деньги на эти участки трассы, но нелегко соблюсти все формальности при работе с федеральной собственностью – бюрократическая волокита очень мешает делу. Это при том, что денег на ремонт федералы не дают ни копейки. А 15 ноября должно войти в строй объездное шоссе. Увы, уже сейчас понятно, что город все равно будет забит грузовиками – проект шоссе опоздал на много лет и был рассчитан на другой грузопоток и другие приоритеты перевозчиков.
Большое внимание теперь уделяется школам.
– Большинство псковских школ не ремонтировалось по-настоящему лет восемнадцать. И примерно столько же лет не строилось новых, – подчеркивает Михаил Кузнецов.
Значительные инвестиции пришли и в медицину. Фельдшерско-акушерские пункты по всей области начали развиваться, а в самом Пскове за последний год открыто в 10 раз больше офисов врачей общей практики, чем за предыдущие годы. В областной больнице сейчас заканчивается строительство суперсовременного операционного блока. Не секрет, что большинство районных стационаров не имеют возможности проводить операции даже средней сложности, поэтому в областной центр всегда стоит очередь. С введением в строй нового оперблока эта очередь должна существенно сократиться.
…Хотя Псковщина держит первое место на Северо-Западе по строительству жилья, оно все равно остается малодоступным: не жилье дорогое, а зарплаты низкие. Квадратный метр жилья в центре Пскова стоит не меньше 60 тысяч рублей. Губернатор Кузнецов намерен решить и эту проблему:
– Сейчас мы будем строить жилой комплекс на 130 гектарах – это областная земля в районе поселка Борисовичи недалеко от города, участки станем продавать с аукциона. Застройщики должны будут возвести и высотные, и малоэтажные кварталы, причем со всей инфраструктурой: с магазинами, школами, детскими садами, собственным водоводом. Мы хотим, чтобы люди, которые работают на наших предприятиях, могли жить в нормальных, достойных условиях. Тогда и молодые псковичи не будут убегать в столицы в поисках лучшей доли, а останутся в родном городе, где работы для них все больше. Татьяна Хмельник, Псков – Петербург
Псковская область в последние годы развивается довольно быстро. По словам губернатора Михаила Кузнецова, рост инвестиций за 8 месяцев 2007 года составил 60 процентов, что в 2,5 раза выше среднероссийских показателей:
– Прошли те времена, когда про нас говорили: «А-а, псковские только водку умеют делать». Теперь к нам стоят в очереди иностранные инвесторы. Значит, их устраивают наши условия, наша стабильность. Поскольку мы граничим с Латвией, очень многие владельцы предприятий средней руки уже поняли выгоду от соседства с нами. В Латвии очень дорогая рабочая сила, поэтому часть производств переводят к нам, на Псковщину. Скажем, очень многие латвийские переработчики леса уже открыли предприятия у нас, вот и в Пскове строится крупный завод по производству деловой древесины. Не отстают и россияне. Например, Лужский абразивный завод открыл в городе Дно крупное производство. Скоро такое же предприятие откроют в городе Остров. РЖД создает предприятия по ремонту подвижного состава на станциях Новосокольники и Великие Луки. Питерская «Электросила» тоже намерена переводить часть мощностей на Псковщину. Мне известно, что многие петербургские предприятия задумались о подобном переводе. У нас много дешевой рабочей силы, много места, а что еще нужно предпринимателю?
К сожалению, в сельском хозяйстве дела не так блестящи – Псковщина по-прежнему небогата крупными и зажиточными хозяйствами. Но улучшения есть. Так, в Гдовском районе открыли мегаферму – это огромное производство на тысячу коров. Считается, что только такие предприятия могут окупать себя и в наших климатических условиях. А вот промышленного льна на Псковщине не будет. Губернатор тут категоричен: нам невозможно тягаться с китайцами, у которых все равно он растет лучше и продается дешевле. Как иронизирует Кузнецов, разнообразные программы «реанимации льноводства» придумывают в основном чиновники, которые в этом ничего не понимают. Ведь даже в Белоруссии, где все-таки теплее, лен все равно сеять убыточно. Зато можно нажиться на рапсе – это такой родич капусты и сурепки, из семян которого в Европе делают лучшее моторное масло. Сейчас на мировом рынке тонна рапса стоит около 400 долларов, а тонна рапсового масла тянет на 860. Кажется, что дешево, но ведь рапс и растет как сорняк – со страшной силой.
По словам губернатора, планируется продажа в частные руки с аукциона всех предприятий Пскова:
– Только настоящий хозяин может сделать предприятие прибыльным. Скажем, система «Роспечати» совершенно изжила себя: она громоздкая, неэффективная, значит, всем этим киоскам нужен нормальный владелец. А вот наши автобусные пассажирские перевозки останутся государственными – потому что этим хозяйством управляют правильно.
По сравнению с прошлым годом сильно изменились и улицы областного центра. Многие из них выглядят как после «евроремонта», хотя, разумеется, работы еще полно – даже на крупных магистралях еще не все доделано. К сожалению, очень трудно ремонтировать дороги, находящиеся в федеральном ведении, например печально знаменитое Киевское шоссе, которое в районе городов Пустошки, Опочки и Острова разбито совершенно. Область готова потратить деньги на эти участки трассы, но нелегко соблюсти все формальности при работе с федеральной собственностью – бюрократическая волокита очень мешает делу. Это при том, что денег на ремонт федералы не дают ни копейки. А 15 ноября должно войти в строй объездное шоссе. Увы, уже сейчас понятно, что город все равно будет забит грузовиками – проект шоссе опоздал на много лет и был рассчитан на другой грузопоток и другие приоритеты перевозчиков.
Большое внимание теперь уделяется школам.
– Большинство псковских школ не ремонтировалось по-настоящему лет восемнадцать. И примерно столько же лет не строилось новых, – подчеркивает Михаил Кузнецов.
Значительные инвестиции пришли и в медицину. Фельдшерско-акушерские пункты по всей области начали развиваться, а в самом Пскове за последний год открыто в 10 раз больше офисов врачей общей практики, чем за предыдущие годы. В областной больнице сейчас заканчивается строительство суперсовременного операционного блока. Не секрет, что большинство районных стационаров не имеют возможности проводить операции даже средней сложности, поэтому в областной центр всегда стоит очередь. С введением в строй нового оперблока эта очередь должна существенно сократиться.
…Хотя Псковщина держит первое место на Северо-Западе по строительству жилья, оно все равно остается малодоступным: не жилье дорогое, а зарплаты низкие. Квадратный метр жилья в центре Пскова стоит не меньше 60 тысяч рублей. Губернатор Кузнецов намерен решить и эту проблему:
– Сейчас мы будем строить жилой комплекс на 130 гектарах – это областная земля в районе поселка Борисовичи недалеко от города, участки станем продавать с аукциона. Застройщики должны будут возвести и высотные, и малоэтажные кварталы, причем со всей инфраструктурой: с магазинами, школами, детскими садами, собственным водоводом. Мы хотим, чтобы люди, которые работают на наших предприятиях, могли жить в нормальных, достойных условиях. Тогда и молодые псковичи не будут убегать в столицы в поисках лучшей доли, а останутся в родном городе, где работы для них все больше. Татьяна Хмельник, Псков – Петербург