Общество

Иегова без свидетелей

22 ноября
Жительница северной столицы Тамара Ильина в течение двадцати (!) лет пытается оградить свою недееспособную дочь, инвалида второй группы, от влияния печально известной религиозной секты «Свидетели Иеговы». Но ни прокуратура, ни суд, ни общественные организации не оказали ей никакой помощи.

«Эти сборища в корне изменили ее привычки»
В марте 1988 года 24-летняя Любовь Ильина, незамужняя сотрудница оборонного предприятия, увлеклась православием и стала регулярно посещать Никольский собор. Однажды во время службы к ней подошла пожилая женщина и предложила – ни больше, ни меньше – отыскать свой путь к Господу. Так Люба оказалась в группе энтузиастов, изучающих Библию в квартире на Индустриальном проспекте.
– С собрания Люба вернулась как зомби: зрачки расширены, движения скованы, – говорит Тамара Ильина. – Она рассказала, что вступила в международную организацию, насчитывающую 5 миллионов человек. Стала ходить на квартиру – пить чай и молиться почти каждый день. Эти сборища в корне изменили ее привычки. Она ушла с работы, объяснив это Божьим требованием, постепенно отдалилась от друзей, которых стала именовать «кругом сатаны». Перестала выходить на улицу без платка на голове, не пользовалась косметикой. Однажды я проследила за дочерью, но устроительница собрания лишь сказала, что моя дочь встала на путь отрицания греховного мира, частью которого являюсь и я. Лишь через полтора года я узнала, что Люба попала в секту «Свидетели Иеговы».
В начале девяностых зарубежные религиозные организации были еще новостью в России. Большинство из них работали без регистрации, но «иеговисты» стали одними из первых, кто развернулся с размахом. В 1992 году в Петербурге состоялся трехдневный международный конгресс «Свидетелей Иеговы», на который съехались 42 тысячи последователей секты со всего мира, под завязку заполнив трибуны стадиона имени Кирова. А потом эти орды пошли проповедовать в петербургские дома. Секта стала обрастать сотнями адептов (прирост «свидетелей» в 1994 году составил 40 процентов в год против обычных для Запада 1–3 процентов), а для вербовки новых членов требовались агитаторы и деньги.

«Вскоре мою дочь объявили грешницей»

Любовь Ильина стала в секте «пионером»: ей давали микрорайон, на территории которого она была обязана проповедовать несколько часов в день, фиксировать показатели, писать отчеты. Кроме этого, она должна была посещать чуть ли не ежедневные собрания секты и, естественно, работать, чтобы платить взносы в некий «фонд старейшин». И психика девушки не выдержала.
После обследования в клинике неврозов Любови Ильиной присвоена вторая группа инвалидности по психиатрии. В 1990–1993 годах ее обследовали в Медицинской академии имени Мечникова под руководством профессора Федора Случевского, который написал для прокуратуры следующее заключение: «Зарегистрированные формы неправильного поведения Ильиной во времени прямо связаны с влиянием секты «Свидетели Иеговы», и оно несомненно является способствующим, если не спровоцировавшим наличие у Ильиной психических заболеваний…
Религиозные секты создали в течение последних лет не описанные ранее группы психических расстройств, которые в скором времени, очевидно, найдут отражение в научной литературе по психиатрии».
– Вскоре мою дочь в секте объявили «грешницей», что для уже попавшего в капкан адепта является сильнейшим потрясением, – рассказывает Тамара Ильина. – Чтобы «исправиться», она отнесла своим пастырям несколько дорогих вещей из дома: серьги с рубинами, перстень с александритом. Сняла с книжки свои сбережения и исчезла из дома. Через несколько дней двое иеговистов доставили ее в приемный покой одной из больниц на грани истощения и с сердечным приступом. А ей было всего-то 27 лет! По выходу из больницы единомышленники полгода прятали мою дочь на каких-то квартирах (всего она уходила из дома уже десять раз). Мне звонили домой и угрожали: «Если вы не измените свое отношение к этой религии, то больше не увидите дочь». Она вернулась с черными от голода зубами и без ювелирных украшений, только когда мне удалось объявить ее в розыск, а фотографию дочери показали по телевизору.
Поскольку поведение Любы становилось все менее адекватным, Тамара Ильина совершила парадоксальный, казалось бы, ход – оформила опекунство над собственной дочерью. Но боссы секты словно смеялись над ней. По их поручению (Люба сама потом рассказала об этом под аудиозапись) неофитка вынесла из дома старинные альбомы по искусству и нотную библиотеку начала века. А потом она совершила попытку самоубийства.
– Ее к этому решению приводили сознательно, потому что уже взяли от нашей семьи все что можно, – уверена Тамара Ильина. – Судите сами: психически нездоровой девочке неоднократно внушается, что Иегова возьмет ее к себе после Армагеддона, после чего ее оставляют одну в квартире на улице Гагарина, услужливо приготовив таблетки, которые в определенном количестве действуют на человека как яд. Ее с трудом откачали в Институте скорой помощи, она получила диагноз «стенокардия».

«Никаких проверок по «Свидетелям Иеговы» не ведется»
После этого Тамара Ильина подала в суд на «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России», и дочь начали готовить к экспертизам. Матери довелось слышать по параллельному телефону, как врач-психиатр из секты Диана П. наставляла Любу перед процессом: «Запомни, ты заболела до того, как познакомилась со «Свидетелями Иеговы». Они вместе разбирали Любину жизнь, и Диана учила, как нужно отвечать на вопросы экспертов. А адвокату Ильиной предложили взятку.
В суде тогдашний президент Санкт-Петербургской ассоциации психиатров В.А. Точилов неожиданно был назван «лечащим врачом» Любы: он утверждал, что заболела девушка, когда стала посещать православные храмы. По словам Тамары Ильиной, В.А. Точилов никогда не был лечащим врачом ее дочери и не консультировал ее. Однако суд она проиграла.
Хотя Ильина требовала всего лишь исключить свою дочь из секты, поскольку инвалид второй группы не может носиться по «служениям» и собраниям 18 часов в сутки (это законное право опекуна), но представитель «Свидетелей Иеговы» ответил, что организация не может кого-то исключить, поскольку не ведет учета своих сторонников. Кто же тогда требовал от Любы ежедневных отчетов и кому она носила взносы? В марте 2007 года у женщины была обнаружена киста головного мозга, ей был прописан постельный режим, но сектанты вытащили ее из дома со словами: «Все болеют». А спустя несколько недель Люба совершила новую попытку самоубийства, выпив несколько упаковок феназепама.
А еще в 2005 году Тамару Ильину вызвали в горпрокуратуру по поводу ее многочисленных обращений. Помощник прокурора Е.М. Русских сказала, что никаких проверок по «Свидетелям Иеговы» не ведется, потому что нет ни жалоб, ни соответствующих документов. Ильина показала ей пачку собранных ею материалов.
– Она буквально вырвала их из моих рук, пообещав вскоре вернуть, – рассказывает Ильина. – Но в дальнейшем на мои неоднократные просьбы вернуть документы Русских не реагировала. Только в июле 2007 года начальник отдела по исполнению законности по охране прав граждан С.Т. Чижов ответил мне, что мои документы якобы в работе, переданы экспертам для ознакомления. А в октябре мне написал начальник Управления по надзору за исполнением законов горпрокуратуры Ю.И. Смирнов, что никаких бумаг у них нет, как нет никаких свидетельств того, что они у меня брались. А Русских в прокуратуре уже не работает.
Между тем корреспонденту «НВ» в горпрокуратуре сообщили, что ведется проверка по целому ряду заявлений граждан, пострадавших от деятельности «Свидетелей Иеговы». Когда все они будут изучены, возможно, будет подан иск в суд о запрете деятельности «Свидетелей Иеговы» в Петербурге. Недавно подобный иск прокуратуры Москвы удовлетворил Головинский районный суд.

P. S. Мы не смогли получить комментарии представителей «Свидетелей Иеговы» на этот материал: контактные телефоны организации не отвечают на протяжении нескольких дней.


дословно

Цитаты из внутренних инструкций, которыми пользуются агитаторы «Свидетелей Иеговы»:
– В записях о служении нужно указать имя и адрес каждого, кто проявляет интерес.
– Даже если участок прорабатывается редко, можно достичь большего, если постараться застать дома каждого человека, перед тем как отметить, что проработка участка завершена.
– Для посещения тех квартир, где никого не было в будние дни в течение недели, можно выбрать время в субботу или в воскресенье… Плодовитыми бывают посещения таких квартир в ранние вечерние часы.
– Можно назначать встречи для проповеднического служения тогда, когда в школе заканчиваются уроки, чтобы подключать к этому мероприятию школьников.
– Если встречается интересующий человек, живущий на территории, за которую отвечает другое собрание, следует передать туда его координаты, чтобы братья поддержали интерес.
– В парках и на автостоянках… попробуйте проповедовать по одному, но держась недалеко друг от друга. Избегайте привлекать внимание к своей работе чем-либо, например не берите с собой больших сумок. Лучше, попроповедовав немного на одной стоянке, перейти на другую.
– Сознание того, что мы старательно ищем овцеподобных и заботимся о них, принесет нам удовлетворение.




Денис Терентьев
Курс ЦБ
Курс Доллара США
109.58
1.568 (1.43%)
Курс Евро
116.14
3.046 (2.62%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+5
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+3
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+2
Слабый дождь