Общество

Старатели «долины смерти»

23 ноября
Передо мной на кухонном деревянном столе, накрытом выцветшей и замызганной клеенкой, в рядок лежит атрибутика времен Второй мировой войны. Рядом, склонив косматую голову, стоит обладатель всего этого несметного богатства.

Опасный промысел
Косматый Василий, пусть его будут звать так, не промышляет «черной археологией», то есть не сплавляет найденные ценности богатому скупщику реликвий. Он делает это для собственного удовольствия, дабы почувствовать адреналин, бушующий в крови во время опасных поисков, и спокойное, почти философское удовлетворение от созерцания найденного в своем доме. Наверное, поэтому, как человек, одержимый своим отнюдь не безобидным хобби, а не как прощелыга и делец, он решил приоткрыть для меня свои «золотники». К слову, особых находок у него нет до сих пор: ни считающейся элитной в этих кругах эсэсовской каски с отверстиями от пуль, ни огнестрельного оружия. Так, мелочовка, по мнению людей, поставивших раскопки на конвейер и ходящих на Синявинские высоты как на работу. Впрочем, как мне сказал все тот же Вася, на высотах, как и на Невском пятачке, мало чего «хорошего» осталось. Что, впрочем, не удивительно, «копают» там не год и не два, счет идет на десятилетия.
Вообще-то «черная археология», как таковая, гораздо древнее. Родилась она сразу после того, как в могилы стали класть ценные вещи, то есть на заре человеческой истории. Некоторые древние захоронения были разграблены еще до того, как на них высохла земля. И этот промысел процветал во все времена, несмотря на свою опасность. Около года назад крымские археологи нашли останки своего нелегального коллеги… 150-летней давности. Ученые допускают, что горе-копатель прошел в склеп, где на него и обрушился гнев Господень в виде свода. Между прочим, Крым еще при СССР был лидером по археологической контрабанде. Здесь туристам по ценам сувенирных безделушек продавали вещи из античных городов.
Сегодня у кладоискателей в почете, наряду с древними захоронениями, так называемые «долины смерти», то есть территории, где в период с 1941 по 1945 год во время проведения боевых действий происходило массовое уничтожение военнослужащих противоборствующих сторон. Именно на них делает ставку питерская братия, благо им в Ленобласти есть где разгуляться. Главное – прикупить металлодетектор, необходимый для раскопок. Достать его не сложно, дело только в цене – стоит он не менее тысячи долларов. Отдаешь их, и на любое металлическое изделие, будь то гильза или старинная подкова, которые лежат на глубине не более пяти метров, детектор реагирует.

С лопатой наперевес
По мнению специалистов, распространение совершенных металлодетекторов европейского и американского производства, принятых на вооружение российскими нелегалами в середине 90-х, – один из трех факторов столь массового вторжения грабителей на археологические памятники. Второй – становление в России антикварного рынка. Неожиданно предметы старины стали дорогостоящим товаром, чем не преминули воспользоваться некоторые наши сограждане. И третий – полная безнаказанность, поскольку ни один из законов, карающих за нелегальные раскопки, к ним применить невозможно.
Но я бы назвала еще одним фактором излишнюю романтизацию образа «черного археолога». На руку, по сути, мародерам играют как средства массовой информации, тиражирующие захватывающие репортажи о приключениях с лопатой наперевес, так и впечатлительные писатели, для которых «черные археологи» то же, что романтический купец Шлиман, чьи раскопки в Трое признаны специалистами «археологической катастрофой», или лихой «суперархеолог» Индиана Джонс, направо и налево крушащий исторические памятники. Между тем, по данным МВД, за прошлый год в России «черными археологами» уничтожено более 500 исторических объектов. Отношение настоящих археологов к нелегалам граничит с ненавистью. Работая впопыхах, «копатели» нарушают культурные слои, которые так важны для датировки найденных вещей. Специалисты же тщательно, миллиметр за миллиметром, снимают один слой земли за другим. По их мнению, деятельность «кладоискателей» – изуверство, вроде выдирания страниц из бесценного фолианта. Забирая свои находки, они оставляют памятники в изувеченном состоянии и уничтожают всю полезную информацию.
На этом претензии не заканчиваются. Так, некоторые из «черных», специализирующиеся на расхищении «долин смерти», готовы торговать даже костями, главным образом немецкого происхождения. За останки советских бойцов денег не выручишь, а вот погибшего гитлеровцева можно продать родственникам за твердую валюту. Причина в том, что наши бойцы, как правило, безымянны, – обычно находят незаполненный солдатский медальон. А вот каждого немца, поступившего на службу в вермахт, снабжали алюминиевой нагрудной бляхой. Эта бляха и есть главная ценность для мародеров. По ней посредством вездесущего интернета можно установить имя, место рождения и ближайших родственников солдата. Дальнейшая схема проста: пишется письмо родственникам, в котором говорится, что при проведении строительных работ были обнаружен ваш муж, зять, дедушка, и за некую сумму предлагается доставить их останки на родную землю. А дальше как в романе – вечером деньги, утром стулья...
Например, некий россиянин Vlad2308, прославился еще в прошлом году. По оценкам экспертов, он заработал на интернет-аукционе eBay, продавая черепа, каски и другие подобные трофеи, около 40 тысяч долларов. Сегодня этот пользователь больше не зарегистрирован на аукционе, но, как предполагают, он всего лишь переместился на другие, менее популярные торговые площадки. Всего же остается неизвестной судьба 1,1 миллиона германских солдат времен войны. Так что у преступников от археологии остается широкое поле деятельности.

Коллекционеры-извращенцы
38-летний Рене Готтшлинг из города Ниски в Саксонии уже несколько лет занимается расследованием судеб германских солдат, пропавших без вести во время Второй мировой войны.
– Главным образом в США все больше коллекционеров-извращенцев готовы платить за это деньги. Когда разоряются могилы солдат, надежда на опознание окончательно умирает. Это последняя смерть солдат: они превращаются в сырье для бессовестных торговцев, – сокрушается Рене.
Впрочем, погоня за немецким наследием для некоторых стоила в свое время жизни. Так, косматый Василий рассказал историю своего великовозрастного коллеги.
– В Мурманской области во время войны была авиационная немецкая часть. Как известно, там служили всякие бароны и поживиться было чем: элитные портсигары, золотые перстни. Так что много народу шарилось. А местность вся сплошь из торфяников. Ходили тогда поодиночке, а не группами, как сегодня. Дело-то стремное было, даже позорное. Так вот, свойства торфяников все знают. Прогорают, значит, они вовнутрь метров этак на пять, а сверху под кочками не видно. Проваливались, погибали...
Ну и, само собой, Василий не смог не заступиться за «своих»:
– Есть и нормальные. Я таких встречал. Шел как-то по лесу, забрел в пустой лагерь, и там, на полянке в лесу, семь могил, некоторые даже с именами, четыре наших и три немецких – наши похоронили...
В интернете есть множество сайтов и форумов для кладоискателей, где они обмениваются опытом, публикуют карты, фотографии и рассказы о находках, продают и покупают поисковое оборудование, помогают друг другу определить исторический период, к которому относится вещь, оценить находку и, конечно, делятся опытом, как вести себя в милиции, если вдруг попадутся... А вот как вести себя с ними всем остальным, а главное, государству, у нас до сих пор не прописано. Александра Заспа
Курс ЦБ
Курс Доллара США
109.58
1.568 (1.43%)
Курс Евро
116.14
3.046 (2.62%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+5
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+3
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+2
Слабый дождь