Экономика
Европа нам построит…
27 ноября
Рынок жилья в городе практически целиком принадлежит российским строительным компаниям – во многом потому, что и заказчики этого жилья – российские граждане. Да и «руку набили» отечественные строители на жилье – проекты-то в основном типовые, с небольшими модернизациями. Но как только требуется построить что-то по индивидуальному проекту (промышленное предприятие, торговый комплекс), да еще в сжатые сроки, с европейским качеством и по честной цене – сплошь и рядом побеждают иностранные подрядчики.
Чем «Европа» лучше, а в чем хваленые российские строители слабее – ответы на эти вопросы нам постарались дать ведущие петербургские специалисты и сами иностранцы.
Турки берут дешевизной
Евгений Каплан, заместитель директора «Союзпетростроя» по аналитической работе
На рынке строительства жилья конкуренция с иностранными подрядчиками минимальна. Основной интригой является конкуренция между российскими и иностранными компаниями в промышленном и коммерческом строительстве. В первой десятке по вводу производственных и коммерческих площадей в Петербурге – две иностранные фирмы: «Ренессанс Контракшн» и «ЮИТ Лентек».
В чем преимущества западных строительных компаний? Для ответа на этот вопрос их нужно разделить на две группы – турецкие и западноевропейские. Турецкие фирмы сегодня побеждают в тендерах за счет низких, демпинговых цен, которые определяются низкой стоимостью рабочей силы (большая часть строительно-монтажных работ выполняется турецкими рабочими), эксклюзивными скидками на строительные материалы, поступающие из Турции, и финансовой помощью со стороны турецких властей, которые заинтересованы в дополнительных валютных поступлениях, поскольку турецкие рабочие практически все заработанные в России деньги отправляют на родину.
В отличие от турецких, западноевропейские генподрядчики выступают только как управляющие компании. Они не выполняют строительно-монтажных работ собственными силами. Если инвестором выступает иностранная компания, западный генподрядчик, по сути, выступает как посредник по отношению к российским субподрядчикам, которые и выполняют весь объем работ. Западному инвестору такой посредник нужен потому, что он не доверяет гарантиям российских банков, опасается решать судебные споры в нашем арбитражном суде, плохо знает петербургский рынок, наше законодательство. Кроме того, западному инвестору поначалу просто трудно напрямую работать с российскими строительными компаниями – другой менталитет, обычаи делового оборота, языковые барьеры.
Где нужен год, наши просят три
Сергей Самойлов, представитель Американской торговой палаты,
заместитель генерального директора компании «Фоксконн Рус»
Иностранные инвесторы ожидают, что получат у нас такой же строительный сервис, к какому они привыкли у себя на родине, – по срокам, ценам, качеству и полноте услуг. Приходя на петербургский рынок, иностранный инвестор уверен, что все эти вопросы у нас успешно решаются. Например, зарубежные инвесторы привыкли к быстрым срокам реализации своих проектов. Компании вкладывают большие деньги – идет ли речь о десятках или многих сотнях миллионов долларов – это очень солидные средства. Поэтому для руководства любой компании важно, чтобы деньги, вложенные в создание объекта, как можно быстрее начали работать.
Но приведу пример – строительство на Таллинском шоссе электронного завода компании «Элкотек». Когда подрядные работы по его возведению предлагались ряду отечественных строительных фирм, их руководство заявило, что построить завод с нуля в чистом поле возможно как минимум лишь за 3 года. Задача же заказчиком ставилась построить его за 9–10 месяцев, исходя из того, что сооружение типовое и его создание не потребует особых усилий. Финская строительная компания, работающая на петербургском рынке, взялась сделать это за год. Наши строители не верили в возможность уложиться в такой срок, но тем не менее завод был построен через 11 месяцев.
Второй фактор – цены. Среди наших строителей бытует мнение, что иностранные компании востребованы, потому что строят дешевле, экономя на зарплате рабочих. Это не совсем справедливо. У них может быть более дешевая рабочая сила, но, как известно, доля расходов на оплату труда в общей стоимости – далеко не самая большая. Это парадоксально, но вентиляционное оборудование проще привезти из Финляндии и здесь смонтировать, нежели купить в Петербурге и поставить.
Теперь – о качестве работ. Иностранные инвесторы привыкли к его достаточно высокому уровню. И у них вызывает большое недоумение наша терпимость к дефектам строительных материалов, неполноценно выполненным работам.
И еще один момент, на который обращают внимание зарубежные инвесторы, – полнота услуг. Если раньше подрядные работы для иностранного заказчика заключались сугубо в строительстве объекта, то сейчас требуется иное – инвестор покупает как продукт решение задачи. Он говорит: «У меня задача – построить завод», и покупает ее решение. Поэтому сегодня он обращается к компаниям, уровень которых несколько выше, чем уровень генерального подряда, – к девелоперам. Иностранный заказчик требует, чтобы было предложено в комплексе все, что касается данного объекта. Его сдача должна быть только «под ключ». Очень важен момент ввода в эксплуатацию – за это тоже должны отвечать строители.
И если какие-то из петербургских строительных компаний, проанализировав вышеперечисленные аспекты, решат для себя, что это для них доступно, – они смело могут идти на сотрудничество с иностранным инвестором.
Кто платит – тот и заказывает
Сергей Куклин, первый заместитель председателя комитета
экономического развития Ленобласти
Не надо ожидать, что власть станет посредником между двумя хозяйствующими субъектами: инвесторами и строительными компаниями. Формально лоббировать местных строителей невозможно. Иностранным инвесторам надо получить действующее предприятие, а с нашими строителями очень часто возникают проблемы – например, они заявляют, что дорожают стройматериалы, требуют больше денег на строительство. Такое у зарубежных заказчиков не проходит. Чтобы решить проблему, надо выдавать тот продукт, который будет устраивать сторону, дающую деньги.
Резервы промзон малы и не подготовлены
Сергей Фивейский, первый заместитель председателя комитета
экономического развития, промышленной политики и торговли
Сегодня город интересен для инвесторов. Однако при размещении стратегических проектов оказывается, что резерв промышленных территорий мал, а инженерно подготовленных – еще меньше. Появление крупных инвесторов привело к их дефициту и поставило перед городом необходимость определения специализации промышленных территорий. Здесь должна быть осмыслена методика принятия решений, избран плановый подход. Сейчас все это в процессе обсуждений, но в течение первой половины 2008 года решение проблемы должно быть найдено и закреплено законодательно.
Иностранная фирма более предсказуема
Юрий Михайлов, генеральный директор ООО «КНАУФ Гипс Колпино»
«Кнауф» – немецкая фирма, имеющая на сегодня 18 производств на территории СНГ, и в частности – в Петербурге и Ленобласти. Мы хорошо изучили взаимодействие российских подрядчиков с западными партнерами и, к сожалению, вынуждены констатировать ряд негативных моментов. Нередко отечественные генподрядчики прибегают к таким «маневрам», как завышение объемов строительства. Отвращает от сотрудничества и несоответствие типовых решений, широко применяемых на Западе, российским нормам. Еще один недостаток – длительное (6 месяцев) согласование проекта. Иностранного инвеститора зачастую не устраивает строительство завода на территории уже действующего производства, что нередко практикуется. И еще один принципиальный вопрос – недостаток на рынке труда петербургских строителей квалифицированных рабочих. Поэтому зачастую при более или менее равных условиях мы отдаем предпочтение зарубежным подрядчикам, чья работа предсказуема.
Магазины вместо предприятий
Марина Володина, обозреватель
Орынке жилья в последние месяцы написано более чем достаточно, а вот что строится еще? Статистика дает достаточно интересную картину: город превращается в торгово-развлекательный центр, тогда как рынок промышленного строительства стремительно сокращается.
В 2006 году в Петербурге введено около 700 тысяч квадратных метров торговых помещений. Это на 50 процентов больше, чем в 2005 году, и на 80 процентов больше, чем в 2004 году. В расчете на тысячу человек населения в начале 2007 года приходилось более чем 400 квадратных метров торговых площадей. По обеспеченности торговыми помещениями Петербург вышел на первое место в России и почти в два раза опережает Москву.
Магазины сами по себе уже мало привлекают горожан, поэтому потребительский бум подогревается соединением торговли с развлечениями: аббревиатура ТРК (торгово-развлекательный комплекс) стала вполне привычной. Рынок развлечений растет на 40–50 процентов в год.
Отмечается также бум в секторе логистики. В 2004–2006 годах вводилось по 40–50 тысяч квадратных метров складских площадей – весьма скромный показатель. Зато сейчас в заделе (то есть на стадии строительства) находится вдесятеро больше площадей – свыше 500 тысяч квадратных метров складских помещений. Для экономики города это обнадеживающая тенденция, Петербург действительно становится транзитным центром европейского значения. Через его территорию осуществляется около 20 процентов общего объема перевозок российских внешнеторговых и транзитных грузов, через Большой порт Петербурга поставляется в Россию 50 процентов всех импортных грузов.
А вот промышленное строительство в Петербурге затухает. Ввод объектов производственного назначения с 2002 по 2006 год вырос только на 50 процентов, в то время как объем промышленно-коммерческого строительства в целом увеличился в 3,4 раза. Доля объектов производственного назначения в общем объеме промышленно-коммерческого строительства снизилась с 27,2 до 11,8 процента. Годовой объем ввода – меньше 1 процента от существующих площадей.
Ситуация может измениться при активизации процесса вывода промышленных предприятий из заселенной части города, но особого бума в промышленном строительстве в обозримой перспективе ждать не следует, поскольку вывод промышленности требует огромных инвестиций: порядка 15 миллиардов долларов только на выкуп земель, не считая их инженерного обустройства и рекультивации, и растянется на десятилетия. Кроме того, нужно учитывать, что большей частью производства, расположенные в обжитой части города, являются непрофильными и экономически бесперспективными, поэтому речь идет скорее просто об их ликвидации.
Не всем могут построить завод в чистом поле
Тэцуя Умэцу, глава представительства в Петербурге японской компании «Джетро»
Наша компания создана специально для того, чтобы, изучая информацию об инвестиционном климате в различных странах мира, оказывать поддержку японским предпринимателям, которые намерены вкладывать средства в развитие бизнеса за рубежом. С Петербургом у нас развиваются все более тесные контакты. В 2004 году здесь работало только 3 японских компании, а в 2007 году их насчитывается более 40. Возрастающий интерес к петербургскому рынку вполне объясним – экономика в городе все более стабилизируется. Особенно эффективно сотрудничество в плане строительства автомобильных предприятий. Строится завод «Тойота», в 2009 году планируется запуск в эксплуатацию завода «Сузуки».
Однако необходимых вспомогательных предприятий пока почти нет. В регионе существует только один производитель автокомпонентов, что крайне мало, учитывая планируемый выпуск большого количества автомашин. Но пока решить этот вопрос не представляется возможным: японские производители автокомпонентов – это, как правило, небольшие компании. То, что предлагается городскими властями – строить заводы в чистом поле, с нуля, на неподготовленных территориях, – для них неприемлемо. У них нет таких средств. Они привыкли к другому: к примеру, в Китае им при строительстве объекта сразу представляется возможность подключения к уже готовым сетям.
Приток инвестиций из Японии был бы гораздо более значительным, если бы правительство Петербурга оказывало содействие не только предприятиям, занимающимся строительством стратегических объектов, но и среднему бизнесу, и предоставляло больше информации о возможном сотрудничестве.
Цемент у нас втрое дороже
Валерий Климов, генеральный директор ПСК «Пулково»
Наша компания много лет занимается промышленным строительством в Петербурге и входит в 100 лучших компаний России. Но сегодня, как ни горько, приходится констатировать, что даже такие строительные фирмы, как наша – опытные, высококвалифицированные, платящие здесь налоги, – вынуждены уходить с петербургского рынка в другие регионы, уступая место зарубежным строителям. Одна из причин – отсутствие достоверной информации для иностранного инвестора о том, кто есть кто. В результате зарубежный заказчик берет на подряд российские фирмы, изначально не способные построить объект, убеждается таким образом в «профессиональной непригодности» наших строителей и в итоге зовет «варягов» из-за границы.
Иностранцы нас пытаются учить строить, говорят, что мы завышаем расценки. А откуда это идет? Цемент у нас втрое дороже, чем в Европе. Петербургским компаниям приходится работать при минимальной рентабельности. Зачастую невозможно платить рабочим нормальную зарплату. Нам не доверяют иностранные инвесторы, и они правы – ведь они выбирают на подряд компании с минимальными предложениями.
При вопросе о необходимости лоббирования отечественных строительных фирм чиновники приходят в ужас. А ведь за рубежом это нормальная политика. Строительный комплекс Петербурга нуждается в помощи.
Чем «Европа» лучше, а в чем хваленые российские строители слабее – ответы на эти вопросы нам постарались дать ведущие петербургские специалисты и сами иностранцы.
Турки берут дешевизной
Евгений Каплан, заместитель директора «Союзпетростроя» по аналитической работе
На рынке строительства жилья конкуренция с иностранными подрядчиками минимальна. Основной интригой является конкуренция между российскими и иностранными компаниями в промышленном и коммерческом строительстве. В первой десятке по вводу производственных и коммерческих площадей в Петербурге – две иностранные фирмы: «Ренессанс Контракшн» и «ЮИТ Лентек».
В чем преимущества западных строительных компаний? Для ответа на этот вопрос их нужно разделить на две группы – турецкие и западноевропейские. Турецкие фирмы сегодня побеждают в тендерах за счет низких, демпинговых цен, которые определяются низкой стоимостью рабочей силы (большая часть строительно-монтажных работ выполняется турецкими рабочими), эксклюзивными скидками на строительные материалы, поступающие из Турции, и финансовой помощью со стороны турецких властей, которые заинтересованы в дополнительных валютных поступлениях, поскольку турецкие рабочие практически все заработанные в России деньги отправляют на родину.
В отличие от турецких, западноевропейские генподрядчики выступают только как управляющие компании. Они не выполняют строительно-монтажных работ собственными силами. Если инвестором выступает иностранная компания, западный генподрядчик, по сути, выступает как посредник по отношению к российским субподрядчикам, которые и выполняют весь объем работ. Западному инвестору такой посредник нужен потому, что он не доверяет гарантиям российских банков, опасается решать судебные споры в нашем арбитражном суде, плохо знает петербургский рынок, наше законодательство. Кроме того, западному инвестору поначалу просто трудно напрямую работать с российскими строительными компаниями – другой менталитет, обычаи делового оборота, языковые барьеры.
Где нужен год, наши просят три
Сергей Самойлов, представитель Американской торговой палаты,
заместитель генерального директора компании «Фоксконн Рус»
Иностранные инвесторы ожидают, что получат у нас такой же строительный сервис, к какому они привыкли у себя на родине, – по срокам, ценам, качеству и полноте услуг. Приходя на петербургский рынок, иностранный инвестор уверен, что все эти вопросы у нас успешно решаются. Например, зарубежные инвесторы привыкли к быстрым срокам реализации своих проектов. Компании вкладывают большие деньги – идет ли речь о десятках или многих сотнях миллионов долларов – это очень солидные средства. Поэтому для руководства любой компании важно, чтобы деньги, вложенные в создание объекта, как можно быстрее начали работать.
Но приведу пример – строительство на Таллинском шоссе электронного завода компании «Элкотек». Когда подрядные работы по его возведению предлагались ряду отечественных строительных фирм, их руководство заявило, что построить завод с нуля в чистом поле возможно как минимум лишь за 3 года. Задача же заказчиком ставилась построить его за 9–10 месяцев, исходя из того, что сооружение типовое и его создание не потребует особых усилий. Финская строительная компания, работающая на петербургском рынке, взялась сделать это за год. Наши строители не верили в возможность уложиться в такой срок, но тем не менее завод был построен через 11 месяцев.
Второй фактор – цены. Среди наших строителей бытует мнение, что иностранные компании востребованы, потому что строят дешевле, экономя на зарплате рабочих. Это не совсем справедливо. У них может быть более дешевая рабочая сила, но, как известно, доля расходов на оплату труда в общей стоимости – далеко не самая большая. Это парадоксально, но вентиляционное оборудование проще привезти из Финляндии и здесь смонтировать, нежели купить в Петербурге и поставить.
Теперь – о качестве работ. Иностранные инвесторы привыкли к его достаточно высокому уровню. И у них вызывает большое недоумение наша терпимость к дефектам строительных материалов, неполноценно выполненным работам.
И еще один момент, на который обращают внимание зарубежные инвесторы, – полнота услуг. Если раньше подрядные работы для иностранного заказчика заключались сугубо в строительстве объекта, то сейчас требуется иное – инвестор покупает как продукт решение задачи. Он говорит: «У меня задача – построить завод», и покупает ее решение. Поэтому сегодня он обращается к компаниям, уровень которых несколько выше, чем уровень генерального подряда, – к девелоперам. Иностранный заказчик требует, чтобы было предложено в комплексе все, что касается данного объекта. Его сдача должна быть только «под ключ». Очень важен момент ввода в эксплуатацию – за это тоже должны отвечать строители.
И если какие-то из петербургских строительных компаний, проанализировав вышеперечисленные аспекты, решат для себя, что это для них доступно, – они смело могут идти на сотрудничество с иностранным инвестором.
Кто платит – тот и заказывает
Сергей Куклин, первый заместитель председателя комитета
экономического развития Ленобласти
Не надо ожидать, что власть станет посредником между двумя хозяйствующими субъектами: инвесторами и строительными компаниями. Формально лоббировать местных строителей невозможно. Иностранным инвесторам надо получить действующее предприятие, а с нашими строителями очень часто возникают проблемы – например, они заявляют, что дорожают стройматериалы, требуют больше денег на строительство. Такое у зарубежных заказчиков не проходит. Чтобы решить проблему, надо выдавать тот продукт, который будет устраивать сторону, дающую деньги.
Резервы промзон малы и не подготовлены
Сергей Фивейский, первый заместитель председателя комитета
экономического развития, промышленной политики и торговли
Сегодня город интересен для инвесторов. Однако при размещении стратегических проектов оказывается, что резерв промышленных территорий мал, а инженерно подготовленных – еще меньше. Появление крупных инвесторов привело к их дефициту и поставило перед городом необходимость определения специализации промышленных территорий. Здесь должна быть осмыслена методика принятия решений, избран плановый подход. Сейчас все это в процессе обсуждений, но в течение первой половины 2008 года решение проблемы должно быть найдено и закреплено законодательно.
Иностранная фирма более предсказуема
Юрий Михайлов, генеральный директор ООО «КНАУФ Гипс Колпино»
«Кнауф» – немецкая фирма, имеющая на сегодня 18 производств на территории СНГ, и в частности – в Петербурге и Ленобласти. Мы хорошо изучили взаимодействие российских подрядчиков с западными партнерами и, к сожалению, вынуждены констатировать ряд негативных моментов. Нередко отечественные генподрядчики прибегают к таким «маневрам», как завышение объемов строительства. Отвращает от сотрудничества и несоответствие типовых решений, широко применяемых на Западе, российским нормам. Еще один недостаток – длительное (6 месяцев) согласование проекта. Иностранного инвеститора зачастую не устраивает строительство завода на территории уже действующего производства, что нередко практикуется. И еще один принципиальный вопрос – недостаток на рынке труда петербургских строителей квалифицированных рабочих. Поэтому зачастую при более или менее равных условиях мы отдаем предпочтение зарубежным подрядчикам, чья работа предсказуема.
Магазины вместо предприятий
Марина Володина, обозреватель
Орынке жилья в последние месяцы написано более чем достаточно, а вот что строится еще? Статистика дает достаточно интересную картину: город превращается в торгово-развлекательный центр, тогда как рынок промышленного строительства стремительно сокращается.
В 2006 году в Петербурге введено около 700 тысяч квадратных метров торговых помещений. Это на 50 процентов больше, чем в 2005 году, и на 80 процентов больше, чем в 2004 году. В расчете на тысячу человек населения в начале 2007 года приходилось более чем 400 квадратных метров торговых площадей. По обеспеченности торговыми помещениями Петербург вышел на первое место в России и почти в два раза опережает Москву.
Магазины сами по себе уже мало привлекают горожан, поэтому потребительский бум подогревается соединением торговли с развлечениями: аббревиатура ТРК (торгово-развлекательный комплекс) стала вполне привычной. Рынок развлечений растет на 40–50 процентов в год.
Отмечается также бум в секторе логистики. В 2004–2006 годах вводилось по 40–50 тысяч квадратных метров складских площадей – весьма скромный показатель. Зато сейчас в заделе (то есть на стадии строительства) находится вдесятеро больше площадей – свыше 500 тысяч квадратных метров складских помещений. Для экономики города это обнадеживающая тенденция, Петербург действительно становится транзитным центром европейского значения. Через его территорию осуществляется около 20 процентов общего объема перевозок российских внешнеторговых и транзитных грузов, через Большой порт Петербурга поставляется в Россию 50 процентов всех импортных грузов.
А вот промышленное строительство в Петербурге затухает. Ввод объектов производственного назначения с 2002 по 2006 год вырос только на 50 процентов, в то время как объем промышленно-коммерческого строительства в целом увеличился в 3,4 раза. Доля объектов производственного назначения в общем объеме промышленно-коммерческого строительства снизилась с 27,2 до 11,8 процента. Годовой объем ввода – меньше 1 процента от существующих площадей.
Ситуация может измениться при активизации процесса вывода промышленных предприятий из заселенной части города, но особого бума в промышленном строительстве в обозримой перспективе ждать не следует, поскольку вывод промышленности требует огромных инвестиций: порядка 15 миллиардов долларов только на выкуп земель, не считая их инженерного обустройства и рекультивации, и растянется на десятилетия. Кроме того, нужно учитывать, что большей частью производства, расположенные в обжитой части города, являются непрофильными и экономически бесперспективными, поэтому речь идет скорее просто об их ликвидации.
Не всем могут построить завод в чистом поле
Тэцуя Умэцу, глава представительства в Петербурге японской компании «Джетро»
Наша компания создана специально для того, чтобы, изучая информацию об инвестиционном климате в различных странах мира, оказывать поддержку японским предпринимателям, которые намерены вкладывать средства в развитие бизнеса за рубежом. С Петербургом у нас развиваются все более тесные контакты. В 2004 году здесь работало только 3 японских компании, а в 2007 году их насчитывается более 40. Возрастающий интерес к петербургскому рынку вполне объясним – экономика в городе все более стабилизируется. Особенно эффективно сотрудничество в плане строительства автомобильных предприятий. Строится завод «Тойота», в 2009 году планируется запуск в эксплуатацию завода «Сузуки».
Однако необходимых вспомогательных предприятий пока почти нет. В регионе существует только один производитель автокомпонентов, что крайне мало, учитывая планируемый выпуск большого количества автомашин. Но пока решить этот вопрос не представляется возможным: японские производители автокомпонентов – это, как правило, небольшие компании. То, что предлагается городскими властями – строить заводы в чистом поле, с нуля, на неподготовленных территориях, – для них неприемлемо. У них нет таких средств. Они привыкли к другому: к примеру, в Китае им при строительстве объекта сразу представляется возможность подключения к уже готовым сетям.
Приток инвестиций из Японии был бы гораздо более значительным, если бы правительство Петербурга оказывало содействие не только предприятиям, занимающимся строительством стратегических объектов, но и среднему бизнесу, и предоставляло больше информации о возможном сотрудничестве.
Цемент у нас втрое дороже
Валерий Климов, генеральный директор ПСК «Пулково»
Наша компания много лет занимается промышленным строительством в Петербурге и входит в 100 лучших компаний России. Но сегодня, как ни горько, приходится констатировать, что даже такие строительные фирмы, как наша – опытные, высококвалифицированные, платящие здесь налоги, – вынуждены уходить с петербургского рынка в другие регионы, уступая место зарубежным строителям. Одна из причин – отсутствие достоверной информации для иностранного инвестора о том, кто есть кто. В результате зарубежный заказчик берет на подряд российские фирмы, изначально не способные построить объект, убеждается таким образом в «профессиональной непригодности» наших строителей и в итоге зовет «варягов» из-за границы.
Иностранцы нас пытаются учить строить, говорят, что мы завышаем расценки. А откуда это идет? Цемент у нас втрое дороже, чем в Европе. Петербургским компаниям приходится работать при минимальной рентабельности. Зачастую невозможно платить рабочим нормальную зарплату. Нам не доверяют иностранные инвесторы, и они правы – ведь они выбирают на подряд компании с минимальными предложениями.
При вопросе о необходимости лоббирования отечественных строительных фирм чиновники приходят в ужас. А ведь за рубежом это нормальная политика. Строительный комплекс Петербурга нуждается в помощи.