Северо-Запад
Безденежье местных полномочий
28 ноября
В Карелии сейчас готовятся к очередному этапу реформы местного самоуправления. С нового года городские и сельские поселения республики начнут в полном объеме исполнять свои полномочия, предусмотренные 131-м федеральным законом. В том числе в такой самой проблемной сфере, как жилищно-коммунальное хозяйство. Насколько готовы к этому местные власти?
В правительстве республики, очевидно, считают, что готовность полная. Предусмотренный федеральным законодательством переходный период для постепенной передачи полномочий на уровень поселений в Карелии сократили с возможных 3 до 2 лет.
– В Вологодской области, например, вообще никакого переходного периода не было, – подчеркивает председатель республиканского госкомитета по вопросам развития местного самоуправления Михаил Анненков.
По предварительным сведениям, из 109 поселений республики полномочия по теплоснабжению самостоятельно будут исполнять 56 поселений, по содержанию жилфонда – 88. Окончательные решения будут приняты на районных сессиях до 1 декабря. По мнению республиканских властей, это доказывает, что авторитет и опыт местного самоуправления выросли.
Однако понятно, что на одном авторитете далеко не уедешь. Для того чтобы ремонтировать дороги и дома, поддерживать в рабочем состоянии изношенные инженерные сети, необходимы деньги. Где их взять? Бюджеты муниципальных образований наполняются в основном за счет налога на доходы физических лиц. Но поселениям достается только 10 процентов от собранной суммы, еще 30 процентов уходит в районные бюджеты.
В ответ на эти жалобы республиканские власти нередко упрекают руководителей районов и поселений в отсутствии инициативы и нежелании искать иные выходы из ситуации. Мол, на местах недооценивают возможности использования других налогов, в частности, земельного. Конечно, его размер невелик, а процедура сбора, в отличие от налога на доходы физических лиц, трудоемка и забюрократизирована. Тем не менее земля, не оформленная в собственность, должна быть проинветаризирована, на ее аренду заключены договоры. Выгода муниципальному образованию от этого прямая: появляется рынок недвижимости, в местный бюджет начинают поступать дополнительные платежи. Особенно это касается тех территорий, где земля дорогая, в первую очередь Приладожья. Недавний пример: в Питкярантском районе один из земельных участков был продан за 30 миллионов рублей. В результате Салминское поселение, на территории которого он находился, получило причитающуюся ему сумму – 3 миллиона. Эти деньги были потрачены на реконструкцию водопровода и ремонт дорог.
Однако есть у подобной практики и другая сторона медали. В марте этого года прокуратурой Карелии возбуждено уголовное дело в отношении Михаила Максимова, главы Лахденпохского района, также расположенного в Приладожье. Мэра обвиняют в превышении должностных полномочий, связанном с выделением земельных участков. Сторонники Максимова упирают на то, что одним из условий получения в аренду земли для приезжих предпринимателей были определенные социальные обязательства. С бизнесменами заключались официальные договоры. Перечисленные на счет районного управления образования и по делам молодежи деньги оформлялись как внебюджетные поступления и направлялись на решение социальных проблем района: ремонт школ, приобретение спортивного оборудования и так далее. Удалось даже построить плавательный бассейн. Но каковы бы ни были намерения мэра, закон есть закон, и он был нарушен. На этом настаивает прокуратура.
Надо отметить, что экологов также тревожит застройка в уникальной прибрежной зоне Ладоги (причем не только в Лахденпохском районе). Уже не первый месяц в Карелии продолжается проверка соблюдения земельного, водного и природоохранного законодательства при выделении земельных участков, строительстве жилых домов и прочих объектов на побережье и в акватории Ладожского озера. На данный момент по постановлениям прокуроров города Сортавала, Питкярантского и Лахденпохского районов Управлением Росприроднадзора по Республике Карелия привлечены к административной ответственности в виде штрафа 7 физических лиц и 2 организации. В Лахденпохском районе прокурором предъявлено 5 исков о сносе самовольных построек на берегу Ладоги.
В общем, до тех пор, пока в районах не наведен порядок в земельных отношениях, рынок недвижимости вряд ли станет стабильным источником доходов в местные бюджеты. Осложняет ситуацию и отсутствие схем территориального планирования и градостроительной документации. Дело это весьма затратное, проект обходится в 3–4 миллиона рублей. Республиканский бюджет софинасирует подготовку схем территориального планирования, но только на 50 процентов, остальные средства местные власти должны найти сами. Правда, подвижки есть: в 12 муниципальных районах и двух городских округах разработка этих документов уже завершается. Еще один плюс – в
7 районах подготовлены новые программы социально-экономического развития. Наличие таких программ устранит неразбериху с разработкой злополучных каменных карьеров: наконец-то будет четко определено, какие территории предназначены для промышленного освоения, какие – для развития туризма и рекреационных зон.
Однако отдача от всей этой деятельности если и будет, то через год-два, а то и позже. А полномочия передаются поселениям уже через месяц. Между тем анализ, проведенный Министерством экономического развития Карелии, неутешителен: около 60 процентов поселений либо находятся в стагнации, либо не имеют устойчивых перспектив развития. Таким населенным пунктам без поддержки республики не обойтись.
Наталья Овсянникова, собкор «НВ» в Карелии
В правительстве республики, очевидно, считают, что готовность полная. Предусмотренный федеральным законодательством переходный период для постепенной передачи полномочий на уровень поселений в Карелии сократили с возможных 3 до 2 лет.
– В Вологодской области, например, вообще никакого переходного периода не было, – подчеркивает председатель республиканского госкомитета по вопросам развития местного самоуправления Михаил Анненков.
По предварительным сведениям, из 109 поселений республики полномочия по теплоснабжению самостоятельно будут исполнять 56 поселений, по содержанию жилфонда – 88. Окончательные решения будут приняты на районных сессиях до 1 декабря. По мнению республиканских властей, это доказывает, что авторитет и опыт местного самоуправления выросли.
Однако понятно, что на одном авторитете далеко не уедешь. Для того чтобы ремонтировать дороги и дома, поддерживать в рабочем состоянии изношенные инженерные сети, необходимы деньги. Где их взять? Бюджеты муниципальных образований наполняются в основном за счет налога на доходы физических лиц. Но поселениям достается только 10 процентов от собранной суммы, еще 30 процентов уходит в районные бюджеты.
В ответ на эти жалобы республиканские власти нередко упрекают руководителей районов и поселений в отсутствии инициативы и нежелании искать иные выходы из ситуации. Мол, на местах недооценивают возможности использования других налогов, в частности, земельного. Конечно, его размер невелик, а процедура сбора, в отличие от налога на доходы физических лиц, трудоемка и забюрократизирована. Тем не менее земля, не оформленная в собственность, должна быть проинветаризирована, на ее аренду заключены договоры. Выгода муниципальному образованию от этого прямая: появляется рынок недвижимости, в местный бюджет начинают поступать дополнительные платежи. Особенно это касается тех территорий, где земля дорогая, в первую очередь Приладожья. Недавний пример: в Питкярантском районе один из земельных участков был продан за 30 миллионов рублей. В результате Салминское поселение, на территории которого он находился, получило причитающуюся ему сумму – 3 миллиона. Эти деньги были потрачены на реконструкцию водопровода и ремонт дорог.
Однако есть у подобной практики и другая сторона медали. В марте этого года прокуратурой Карелии возбуждено уголовное дело в отношении Михаила Максимова, главы Лахденпохского района, также расположенного в Приладожье. Мэра обвиняют в превышении должностных полномочий, связанном с выделением земельных участков. Сторонники Максимова упирают на то, что одним из условий получения в аренду земли для приезжих предпринимателей были определенные социальные обязательства. С бизнесменами заключались официальные договоры. Перечисленные на счет районного управления образования и по делам молодежи деньги оформлялись как внебюджетные поступления и направлялись на решение социальных проблем района: ремонт школ, приобретение спортивного оборудования и так далее. Удалось даже построить плавательный бассейн. Но каковы бы ни были намерения мэра, закон есть закон, и он был нарушен. На этом настаивает прокуратура.
Надо отметить, что экологов также тревожит застройка в уникальной прибрежной зоне Ладоги (причем не только в Лахденпохском районе). Уже не первый месяц в Карелии продолжается проверка соблюдения земельного, водного и природоохранного законодательства при выделении земельных участков, строительстве жилых домов и прочих объектов на побережье и в акватории Ладожского озера. На данный момент по постановлениям прокуроров города Сортавала, Питкярантского и Лахденпохского районов Управлением Росприроднадзора по Республике Карелия привлечены к административной ответственности в виде штрафа 7 физических лиц и 2 организации. В Лахденпохском районе прокурором предъявлено 5 исков о сносе самовольных построек на берегу Ладоги.
В общем, до тех пор, пока в районах не наведен порядок в земельных отношениях, рынок недвижимости вряд ли станет стабильным источником доходов в местные бюджеты. Осложняет ситуацию и отсутствие схем территориального планирования и градостроительной документации. Дело это весьма затратное, проект обходится в 3–4 миллиона рублей. Республиканский бюджет софинасирует подготовку схем территориального планирования, но только на 50 процентов, остальные средства местные власти должны найти сами. Правда, подвижки есть: в 12 муниципальных районах и двух городских округах разработка этих документов уже завершается. Еще один плюс – в
7 районах подготовлены новые программы социально-экономического развития. Наличие таких программ устранит неразбериху с разработкой злополучных каменных карьеров: наконец-то будет четко определено, какие территории предназначены для промышленного освоения, какие – для развития туризма и рекреационных зон.
Однако отдача от всей этой деятельности если и будет, то через год-два, а то и позже. А полномочия передаются поселениям уже через месяц. Между тем анализ, проведенный Министерством экономического развития Карелии, неутешителен: около 60 процентов поселений либо находятся в стагнации, либо не имеют устойчивых перспектив развития. Таким населенным пунктам без поддержки республики не обойтись.
Наталья Овсянникова, собкор «НВ» в Карелии