Экономика

Нефть идет на все сто

29 ноября
Согласно распространенному мнению, на рынке все события повторяются. Конечно, каждый раз по-новому, но все же история весьма поучительна. Сейчас нефть стоит как никогда дорого. Даже с учетом инфляции, если пересчитать доллары нынешние в доллары тридцатилетней давности, то все равно максимум близок. Так что посмотрим на историю нефтяных кризисов с семидесятых по девяностые годы двадцатого века.

Итак... 1973 год. Самый серьезный энергетический кризис. Причина – реакция арабских стран на военную помощь США Израилю во время арабо-израильского конфликта. По предложению короля Саудовской Аравии Файсала II арабские страны – экспортеры нефти объявили о повышении стоимости нефти сразу на 70 процентов – с 3,01 до 5,12 доллара за баррель. Мало того, они заявили о 10-процентном немедленном сокращении добычи нефти и о дальнейшем ее сокращении ежемесячно на 5 процентов, причем поставки нефти в США прекращались полностью. В то время только саудовская нефть обеспечивала до 30 процентов потребления стран Западной Европы и Японии, а также до 10 процентов потребления США. В течение следующего года цена на нефть поднялась до 12 долларов.
1980 год. Начало войны между Ираком и Ираном. Помимо прямого сокращения поставок нефти на мировой рынок из стран – участников конфликта, под угрозой оказались пути-маршруты танкеров. Рост цен остановился лишь на отметке 38 долларов за баррель. Война закончилась только в 1988 году.
1990–1991 годы. Агрессия Ирака в Кувейте и последующая операция коалиции во главе с США по восстановлению суверенитета эмирата. В мире ожидался масштабный энергетический кризис, поскольку обе страны – и большой нападающий, и маленькая жертва – относились к числу наиболее крупных нефтедобывающих государств. Но из-за относительной краткосрочности горячей фазы противостояния рост цен оказался не таким значительным, как предсказывали пессимисты. Тем не менее баррель тогда стоил дороже 41 доллара.
Однако если приглядеться к долгосрочным биржевым графикам, то заметно, что решающую роль играют все же не войны (хотя их вклад в общую картину никто не отрицает), а экономические циклы (обратите внимание на падение котировок после азиатского экономического кризиса в конце девяностых) и внедрение новых технологий (экономичных двигателей, производства топлива, освоения шельфовых месторождений).
Все ресурсные экономики находятся под дамокловым мечом падения цен. Размах колебаний цен на сырье всегда значительно больше, чем на продукцию обрабатывающих отраслей экономики.
Подавляющему большинству аналитиков и властям государств построить достоверный долгосрочный прогноз не удается.
При этом в авторитарных государствах власть не может отказаться от бюджетных трат, когда «золотой дождь» проходит. Смысл стабилизационных фондов, фондов будущих поколений, в том, чтобы быть готовым к этому периоду. А общественный контроль нужен для разумного распоряжения деньгами.
В России сверхдоходы от нефти уже долгое время стерилизуются из экономики и накапливаются в Стабилизационном фонде. Стабфонд играет большую роль в повышении финансовой стабильности экономики и в обеспечении долгосрочных темпов роста. При существующей системе отчислений установлена цена отсечения 27 долларов за баррель. Все доходы бюджета от превышения этой цены идут в Стабфонд, а не на текущие расходы.
Сейчас цены на нефть, преодолев психологически важный рубеж 90 долларов за баррель, бьют все новые исторические максимумы. Причина последней волны роста – нарастание угрозы турецко-иракского военного конфликта. Основная цель Турции – не Багдад, а населенные курдами северные провинции соседа. Но по совпадению именно их недра богаты черным золотом. Ирак занимает 3-е место в мире по запасам нефти, и конфликт поставит под угрозу его ежедневные поставки нефти объемом до 2 миллионов баррелей.
Несмотря на рекордные темпы роста стоимости нефти, некоторые аналитики полагают, что достигнутые максимумы долго не продержатся и нефтяные котировки понизятся еще до конца текущего года. По их мнению, еще в текущем году цены на нефть могут упасть приблизительно к уровню 80 долларов за баррель. Хотя при кризисном развитии ситуации на Ближнем Востоке их оппоненты ожидают пробоя и следующего психологически важного ценового уровня – 100 долларов за баррель.
Международное энергетическое агентство (МЭА) вынуждено срочно пересматривать свои прогнозы. Еще год назад оно ожидало, что цена барреля нефти достигнет 100 долларов лишь к 2030 году…

прямая речь
Нобуо Танака, глава Международного энергетического агентства:
– Действующие и планируемые мощности не позволят в ближайшие годы получить необходимых объемов нефти. Энергетическая индустрия нуждается в инвестициях в размере 5 триллионов долларов к 2030 году, но производители нефти не спешат допускать иностранных инвесторов в свой ТЭК.
По мнению большинства экспертов, высокие мировые цены на нефть сохранятся. С таким прогнозом согласен и Международный валютный фонд. Для России это означает продолжение потока нефтедолларов, хотя ТЭК и утратил свою некогда определяющую долю в структуре российского ВВП.

Уильям Бернс, чрезвычайный и полномочный посол США в РФ:
– Сегодня экспорт нефти и газа дает менее 20 процентов ВВП России – по сравнению с 35 процентами в Саудовской Аравии, 30 процентами в Венесуэле и 20 процентами в Норвегии. Когда люди размышляют об экономическом будущем России, они обычно оценивают то, что находится в недрах, но на самом деле надо думать о том, что находится на поверхности, – об огромном потенциале изобретательных, творческих, образованных людей.
Михаил Журавлев
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+1
Слабый дождь
26 ноября
вторник
+5
Слабый дождь