Общество
Шенген подступает
01 декабря
На первый взгляд это означает, что – при соблюдении некоторых формальностей – гражданин России может свободно въехать в Европу не только через Финляндию, но и через страны-новички. Однако, как выяснили корреспонденты «НВ», долгожданное для Прибалтики вступление в Шенгенское соглашение создает множество проблем для тех, кто пересекает границу.
По сути, с 21 декабря Европейский союз отменит пограничный контроль для граждан ряда стран, присоединившихся к блоку в 2004 году. Девять из десяти стран Восточной и Центральной Европы, вступивших в Евросоюз в мае 2004 года, выполнили все условия для интеграции в шенгенское пространство.
Чехия, Венгрия, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Эстония, Латвия и Литва подключились с 1 сентября к Шенгенской системе полицейских данных. Все они успешно внедрили оборудование, необходимое для вхождения в центральную базу данных Шенгена, содержащую информацию для полицейских и пограничных властей. Информсистема содержит 17 миллионов данных о лицах, находящихся на контроле у полиции. Подкачал лишь Кипр, также принятый в ЕС в мае 2004 года, но пока не выполнивший условий Еврокомиссии по присоединению к Шенгенской информсистеме и гарантиям безопасности своих внешних границ.
Контроль наземных границ с девятью новыми членами ЕС должен быть упразднен с 21 декабря, а воздушных – с 30 марта 2008 года.
– Мы можем подтвердить наши первоначальные планы по отмене сухопутных и морских границ в декабре этого года, а воздушных границ – в марте 2008 года, – заявил около недели назад комиссар ЕС по вопросам юстиции, свободы и безопасности Франко Фраттини на пресс-конференции. – Мы предполагаем отменить границы во второй половине декабря в рождественский период в качестве подарка всем гражданам Европы.
Г-н Фраттини в своем заявлении забыл упомянуть еще одну большую группу получателей рождественского подарка. Это та масса российских жителей, что ежедневно выстраивается длинными караванами у пропускных пунктов на границе с Финляндией. Наших туристов привлекает не только природа северного соседа, но и возможность быстро попасть в Шенгенские страны. Особенно это стремление заметно в разгар лета, когда в портах Турку и Хельсинки скапливаются вереницы автомобилей, дожидающихся погрузки на паромы в Германию и Швецию.
Финны не очень приветствуют использование своей страны как наиболее удобного транзитного пути из России в Европу. Но воспрепятствовать не могут. На строгий вопрос пограничника о маршруте следования наш гражданин гордо отвечает: Лапеенранта! Иногда это Хельсинки или Иматра, но суть дела не меняется. Немалая часть туристов при этом прямиком отправляется в соседние страны.
Крюк получается немалый. Либо более суток на пароме до немецкого Ростока, либо опять же морем до Стокгольма, а затем автопробег Швеция – Дания – Германия.
Попасть в ту же Германию через Эстонию, например, тоже не так просто. Где-то там за Литвой есть Польша, которой до сих пор пугают автотуристов. Зато появляется возможность одним махом побывать во всех прибалтийских странах. Есть еще один плюс: доступность услуг авиакомпаний-дискаунтеров, предлагающих перелеты по демпинговым ценам.
Вопрос в готовности пограничников и таможенных служб, в первую очередь российских, к грядущим изменениям. Эксперты полагают, что сколько-нибудь серьезного снижения числа туристов в Финляндию не произойдет. Просто еще большее число соотечественников будет выезжать на выходные за рубеж. Конечно, часть из них воспользуется при пересечении границы с Прибалтикой финскими визами. Не стоит забывать и о ностальгической привычке петербуржцев пить кофе по субботам в Таллине.
Впрочем, повлиять на решение туристов с финской визой ехать в Эстонию может… качество трассы «Нарва». Как пояснили в правительстве Ленобласти, это федеральная дорога, поэтому ее комплексный ремонт возможен только по решению Министерства транспорта РФ. А ремонт дороге необходим. Это подтвердит любой, кто ездил по ней хотя бы один раз.
Но самое узкое место на пути в Эстонию – мост «Дружба» между Ивангородом и Нарвой. Два года назад были введены ограничения на эксплуатацию моста. Вопрос о ремонте «Дружбы» может быть решен только после того, как определятся сроки строительства новой переправы, однако последний раз обсуждение этого вопроса было перенесено из-за смены правительства России. Ожидается, что консультации Россия – ЕС начнутся не раньше января. И полной ясности с «Дружбой» можно ждать не раньше весны 2008 года.
Другой вопрос – расширение пограничных пунктов пропуска на границе с Эстонией и Латвией – тоже увязан с консультациями Россия – ЕС. Например, в Нарве и Ивангороде погранпереходы уже заполнили все свободное пространство. На границе с Латвией переходы нуждаются в капитальной реконструкции. Но все эти проекты, похоже, будут реализованы уже «по ходу пьесы». По самым оптимистичным прогнозам, границы с Шенгенской зоной станут по-настоящему свободными – от пробок и очередей – через 2–3 года. В худшем случае – через 5–6 лет.
прямая речь
Валентин Сидорин, советник губернатора Ленинградской области:
– К ноябрю 2007 года на трассе Петербург – Ивангород новый асфальт уложен до села Бегуницы Волосовского района. В 2008 году дорожное покрытие будет заменено вплоть до Кингисеппа, с ответвлением на Ивангород. К 2010 году трасса будет расширена до 6 полос – эти работы уже начаты.
Александр Живчиков, первый заместитель начальника Кингисеппской таможни:
– Мы активно готовимся к изменению статуса Эстонии, перенимаем опыт Выборгской таможни. Пропускная способность перехода – 200 автомобилей в сутки, сейчас обычно проходит около ста. Расширяться мы пока не планируем. Со вступлением Эстонии в Шенгенскую зону наверняка начнутся проблемы для тех, кто пользуется процедурой упрощенного перехода через госграницу, – в Шенгене это не предусмотрено.
справка «нв»
Шенген – что это такое? В 1985 году Франция, Германия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды решили отменить пограничный контроль при пересечении границ между этими странами. Эта территория стала называться Шенгенской в честь люксембургского городка, где были подписаны первые соглашения.
Один из принципов Шенгена – свободное передвижение лиц. На внутренних границах Шенгенской зоны проверка документов отменена; пограничный контроль производится только на ее внешних границах.
Единые правила въезда в Шенгенскую зону. Граждане стран – членов ЕС, въезжая на территорию Шенгенской зоны, должны предъявить действительный паспорт или другой документ, удостоверяющий личность (ID-карточка).
Граждане стран, не входящих в Шенген, должны по просьбе пограничного должностного лица помимо паспорта предъявить документы, подтверждающие цель поездки. Также у должностного лица есть право спросить подтверждение наличия денежных средств, необходимых для поездки.
Пребывание на территории Шенгенской зоны граждан стран, не входящих в нее
Граждане стран, не входящих в Шенген, которые не обязаны иметь визу для въезда на ее территорию, могут оставаться на территории действия Шенгенского соглашения не более 90 дней в течение полугода с момента первого пересечения границы Шенгенской зоны.
Граждане стран, не входящих в Шенген, которые должны для въезда на ее территорию иметь визу, могут оставаться на территории Шенгенской зоны в соответствии с условиями выданной им визы, но не дольше чем 90 дней в течение полугода с момента первого пересечения границы Шенгенской зоны. В паспорт граждан стран, не входящих в Шенген, при въезде на Шенгенскую территорию ставится штамп о пересечении границы, которым отмечается начало дозволенного пребывания на территории Шенгенской зоны. Штамп о пересечении границы также ставится в паспорт при выезде из Шенгенской зоны.
Если в паспорте отсутствует штамп о пересечении границы, пограничные должностные лица имеют основание полагать, что данное лицо не выполнило или не выполняет правила пребывания в Шенгенской зоне.
Как при свободном передвижении лиц обеспечивается безопасность стран – членов Шенгенского соглашения? Чтобы обеспечить безопасность стран-членов и предупредить распространение организованной преступности, между странами Шенгенской зоны создана Шенгенская информационная система (SIS).
Если ходатайствующий внесен в список запретов на въезд SIS, в выдаче шенгенской визы будет отказано даже в том случае, если лицо внесено в список не тем государством, для въезда в которое данное лицо ходатайствует о визе. Гражданам государств, которые не должны иметь визу для пребывания на территории шенгенской зоны, но внесены в список запретов на въезд SIS, также может быть запрещен въезд на территорию действия шенгенского соглашения.
предостережение
Несмотря на все утверждения чиновников Евросоюза, российские туроператоры полагают, что радоваться рано. Один из крупнейших игроков туристического рынка Северо-Запада распространил в начале ноября специальное сообщение:
«Вниманию туристических агентств! При планировании туров в прибалтийские страны просим принять во внимание следующую информацию: на сегодняшний день консульства Латвии, Литвы и Эстонии официально не дали подтверждения о точной дате входа в Шенген.
В связи с этим туроператор не может гарантировать въезд туристов на территорию Латвии, Литвы и Эстонии на основании открытых многократных виз стран шенгенского соглашения. Мы рекомендуем оформить въездные национальные визы.
При решении туриста совершить путешествие в страны Прибалтики по имеющейся открытой многократной визе Шенген просим предоставить нам подписанное согласие об отсутствии претензий в случае отказа во въезде пограничными службами Латвии, Литвы или Эстонии».
Материалы подготовили Владислав Литовченко, Владимир Нарвский, Никита Федоров
По сути, с 21 декабря Европейский союз отменит пограничный контроль для граждан ряда стран, присоединившихся к блоку в 2004 году. Девять из десяти стран Восточной и Центральной Европы, вступивших в Евросоюз в мае 2004 года, выполнили все условия для интеграции в шенгенское пространство.
Чехия, Венгрия, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Эстония, Латвия и Литва подключились с 1 сентября к Шенгенской системе полицейских данных. Все они успешно внедрили оборудование, необходимое для вхождения в центральную базу данных Шенгена, содержащую информацию для полицейских и пограничных властей. Информсистема содержит 17 миллионов данных о лицах, находящихся на контроле у полиции. Подкачал лишь Кипр, также принятый в ЕС в мае 2004 года, но пока не выполнивший условий Еврокомиссии по присоединению к Шенгенской информсистеме и гарантиям безопасности своих внешних границ.
Контроль наземных границ с девятью новыми членами ЕС должен быть упразднен с 21 декабря, а воздушных – с 30 марта 2008 года.
– Мы можем подтвердить наши первоначальные планы по отмене сухопутных и морских границ в декабре этого года, а воздушных границ – в марте 2008 года, – заявил около недели назад комиссар ЕС по вопросам юстиции, свободы и безопасности Франко Фраттини на пресс-конференции. – Мы предполагаем отменить границы во второй половине декабря в рождественский период в качестве подарка всем гражданам Европы.
Г-н Фраттини в своем заявлении забыл упомянуть еще одну большую группу получателей рождественского подарка. Это та масса российских жителей, что ежедневно выстраивается длинными караванами у пропускных пунктов на границе с Финляндией. Наших туристов привлекает не только природа северного соседа, но и возможность быстро попасть в Шенгенские страны. Особенно это стремление заметно в разгар лета, когда в портах Турку и Хельсинки скапливаются вереницы автомобилей, дожидающихся погрузки на паромы в Германию и Швецию.
Финны не очень приветствуют использование своей страны как наиболее удобного транзитного пути из России в Европу. Но воспрепятствовать не могут. На строгий вопрос пограничника о маршруте следования наш гражданин гордо отвечает: Лапеенранта! Иногда это Хельсинки или Иматра, но суть дела не меняется. Немалая часть туристов при этом прямиком отправляется в соседние страны.
Крюк получается немалый. Либо более суток на пароме до немецкого Ростока, либо опять же морем до Стокгольма, а затем автопробег Швеция – Дания – Германия.
Попасть в ту же Германию через Эстонию, например, тоже не так просто. Где-то там за Литвой есть Польша, которой до сих пор пугают автотуристов. Зато появляется возможность одним махом побывать во всех прибалтийских странах. Есть еще один плюс: доступность услуг авиакомпаний-дискаунтеров, предлагающих перелеты по демпинговым ценам.
Вопрос в готовности пограничников и таможенных служб, в первую очередь российских, к грядущим изменениям. Эксперты полагают, что сколько-нибудь серьезного снижения числа туристов в Финляндию не произойдет. Просто еще большее число соотечественников будет выезжать на выходные за рубеж. Конечно, часть из них воспользуется при пересечении границы с Прибалтикой финскими визами. Не стоит забывать и о ностальгической привычке петербуржцев пить кофе по субботам в Таллине.
Впрочем, повлиять на решение туристов с финской визой ехать в Эстонию может… качество трассы «Нарва». Как пояснили в правительстве Ленобласти, это федеральная дорога, поэтому ее комплексный ремонт возможен только по решению Министерства транспорта РФ. А ремонт дороге необходим. Это подтвердит любой, кто ездил по ней хотя бы один раз.
Но самое узкое место на пути в Эстонию – мост «Дружба» между Ивангородом и Нарвой. Два года назад были введены ограничения на эксплуатацию моста. Вопрос о ремонте «Дружбы» может быть решен только после того, как определятся сроки строительства новой переправы, однако последний раз обсуждение этого вопроса было перенесено из-за смены правительства России. Ожидается, что консультации Россия – ЕС начнутся не раньше января. И полной ясности с «Дружбой» можно ждать не раньше весны 2008 года.
Другой вопрос – расширение пограничных пунктов пропуска на границе с Эстонией и Латвией – тоже увязан с консультациями Россия – ЕС. Например, в Нарве и Ивангороде погранпереходы уже заполнили все свободное пространство. На границе с Латвией переходы нуждаются в капитальной реконструкции. Но все эти проекты, похоже, будут реализованы уже «по ходу пьесы». По самым оптимистичным прогнозам, границы с Шенгенской зоной станут по-настоящему свободными – от пробок и очередей – через 2–3 года. В худшем случае – через 5–6 лет.
прямая речь
Валентин Сидорин, советник губернатора Ленинградской области:
– К ноябрю 2007 года на трассе Петербург – Ивангород новый асфальт уложен до села Бегуницы Волосовского района. В 2008 году дорожное покрытие будет заменено вплоть до Кингисеппа, с ответвлением на Ивангород. К 2010 году трасса будет расширена до 6 полос – эти работы уже начаты.
Александр Живчиков, первый заместитель начальника Кингисеппской таможни:
– Мы активно готовимся к изменению статуса Эстонии, перенимаем опыт Выборгской таможни. Пропускная способность перехода – 200 автомобилей в сутки, сейчас обычно проходит около ста. Расширяться мы пока не планируем. Со вступлением Эстонии в Шенгенскую зону наверняка начнутся проблемы для тех, кто пользуется процедурой упрощенного перехода через госграницу, – в Шенгене это не предусмотрено.
справка «нв»
Шенген – что это такое? В 1985 году Франция, Германия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды решили отменить пограничный контроль при пересечении границ между этими странами. Эта территория стала называться Шенгенской в честь люксембургского городка, где были подписаны первые соглашения.
Один из принципов Шенгена – свободное передвижение лиц. На внутренних границах Шенгенской зоны проверка документов отменена; пограничный контроль производится только на ее внешних границах.
Единые правила въезда в Шенгенскую зону. Граждане стран – членов ЕС, въезжая на территорию Шенгенской зоны, должны предъявить действительный паспорт или другой документ, удостоверяющий личность (ID-карточка).
Граждане стран, не входящих в Шенген, должны по просьбе пограничного должностного лица помимо паспорта предъявить документы, подтверждающие цель поездки. Также у должностного лица есть право спросить подтверждение наличия денежных средств, необходимых для поездки.
Пребывание на территории Шенгенской зоны граждан стран, не входящих в нее
Граждане стран, не входящих в Шенген, которые не обязаны иметь визу для въезда на ее территорию, могут оставаться на территории действия Шенгенского соглашения не более 90 дней в течение полугода с момента первого пересечения границы Шенгенской зоны.
Граждане стран, не входящих в Шенген, которые должны для въезда на ее территорию иметь визу, могут оставаться на территории Шенгенской зоны в соответствии с условиями выданной им визы, но не дольше чем 90 дней в течение полугода с момента первого пересечения границы Шенгенской зоны. В паспорт граждан стран, не входящих в Шенген, при въезде на Шенгенскую территорию ставится штамп о пересечении границы, которым отмечается начало дозволенного пребывания на территории Шенгенской зоны. Штамп о пересечении границы также ставится в паспорт при выезде из Шенгенской зоны.
Если в паспорте отсутствует штамп о пересечении границы, пограничные должностные лица имеют основание полагать, что данное лицо не выполнило или не выполняет правила пребывания в Шенгенской зоне.
Как при свободном передвижении лиц обеспечивается безопасность стран – членов Шенгенского соглашения? Чтобы обеспечить безопасность стран-членов и предупредить распространение организованной преступности, между странами Шенгенской зоны создана Шенгенская информационная система (SIS).
Если ходатайствующий внесен в список запретов на въезд SIS, в выдаче шенгенской визы будет отказано даже в том случае, если лицо внесено в список не тем государством, для въезда в которое данное лицо ходатайствует о визе. Гражданам государств, которые не должны иметь визу для пребывания на территории шенгенской зоны, но внесены в список запретов на въезд SIS, также может быть запрещен въезд на территорию действия шенгенского соглашения.
предостережение
Несмотря на все утверждения чиновников Евросоюза, российские туроператоры полагают, что радоваться рано. Один из крупнейших игроков туристического рынка Северо-Запада распространил в начале ноября специальное сообщение:
«Вниманию туристических агентств! При планировании туров в прибалтийские страны просим принять во внимание следующую информацию: на сегодняшний день консульства Латвии, Литвы и Эстонии официально не дали подтверждения о точной дате входа в Шенген.
В связи с этим туроператор не может гарантировать въезд туристов на территорию Латвии, Литвы и Эстонии на основании открытых многократных виз стран шенгенского соглашения. Мы рекомендуем оформить въездные национальные визы.
При решении туриста совершить путешествие в страны Прибалтики по имеющейся открытой многократной визе Шенген просим предоставить нам подписанное согласие об отсутствии претензий в случае отказа во въезде пограничными службами Латвии, Литвы или Эстонии».
Материалы подготовили Владислав Литовченко, Владимир Нарвский, Никита Федоров