Экономика

«Базовый элемент» ставит на Петербург

06 декабря
Фантастически громадная сумма инвестиций в Петербург – 480 миллиардов рублей (почти 20 миллиардов долларов), о которых на прошлой неделе договорились губернатор Валентина Матвиенко и председатель наблюдательного совета ООО «Компания «Базовый элемент» Олег Дерипаска (наша газета сообщала об этом событии), – вызвала в городе определенный резонанс.

Такие инвестиции – редкость даже по меркам мирового рынка. Для сравнения: строящиеся в Петербурге автозаводы имеют стоимость всего лишь от 150 до 300 миллионов долларов каждый. Самый дорогой завод, построенный за последние 15 лет,  Ижорский трубный, обошелся «Северстали» в 500 миллионов долларов. Весь комплекс «Охта-центра» оценивается в 2 миллиарда долларов. На фоне 20 миллиардов долларов, которые намерен вложить в город «Базэл», все прочие инвестиции просто меркнут.
«НВ» решило уточнить в головном офисе компании, на какие направления, в какие сроки и в сотрудничестве с кем будут направлены эти колоссальные деньги (по оценкам экспертов, 20 миллиардов долларов – это около 85–90 процентов капитализации всего «Базового элемента»).
В пресс-службе компании признали, что детальных планов своего шефа не знают.
– Мы рассматриваем возможность участия в нескольких тендерах, в том числе на строительство Орловского тоннеля и ЗСД, – ответил пресс-секретарь «Базового элемента» Сергей Рыбак. – Любой эксперт оценит стоимость строительства каждого из объектов в несколько миллиардов долларов. Но никакая компания не будет озвучивать точный объем инвестиций до подачи документов на тендер. Плюс несколько других проектов, по которым также мы еще не подали заявок, например Апраксин Двор и подобные проекты, которые точно возникнут до 2014 года....
 Конкретные обязательства у «Базового элемента» есть пока только по строительству двух крупных жилых массивов: «Конная Лахта» и «Северная долина». В результате реализации этих проектов город получит не менее 5,5 миллиона квадратных метров жилья. Освоение территорий возложено на «Главстрой» – дочернюю компанию «Базового элемента». В «Конной Лахте» (Приморский район) появится около 2,2 миллиона квадратных метров жилья и примерно 300 тысяч квадратных метров объектов социальной и коммерческой инфраструктуры. Инвестиции составят 2,5 миллиарда долларов. В «Северной долине» (Выборгский район города) – около 2,7 миллиона метров жилья и примерно 500 тысяч метров социальной и коммерческой инфраструктуры. Инвестиции составят 3 миллиарда долларов. Срок реализации двух этих проектов – 2017 год. Итого по двум адресам – 5,5 миллиарда долларов.
К ним нужно приплюсовать инвестиции на создание производственной базы. В планах «Главстроя» строительство заводов по производству железобетонных изделий, газобетонных изделий, продукции деревообработки, сухих строительных смесей. Мощность предприятий должна обеспечивать строительство 300–400 тысяч квадратных метров жилья в год. Инвестиции составят 205–285 миллионов долларов. Шла речь и о строительстве цементного завода. Дефицит и дороговизна российского цемента – его цена втрое превышает европейскую – одна из причин кризиса в строительстве. Скорее всего, завод будет построен в Ленобласти, но продукция все равно пойдет в Питер. Выпуск стройматериалов ориентировочно начнется в 2010 году, когда в «Конной Лахте» и «Северной долине» начнется возведение домов. Суммарно весь комплекс стройиндустрии потянет на полмиллиарда долларов. Итого «твердых» инвестиций набирается 6 миллиардов долларов.
Тогда остальные 14 миллиардов – под вопросом. Их судьба зависит от того, какие тендеры выиграет «Базэл». Реконструкция Апраксина Двора, если он достанется компаниям Олега Дерипаски, может потянуть на 1–1,5 миллиарда. Подряд на Орловский тоннель – около 1 миллиарда. Западный скоростной диаметр – на 3–5 миллиардов. Надземный экспресс – не более 1 миллиарда. Что касается остальных денег, то, скорее всего, холдинг будет выбирать их по ходу дела. Хорошо можно будет заработать на подземных парковках, строительстве мостов через Неву – их намечено построить аж семь штук. Недаром «Базэл» обзавелся такими дочками, как «Трансстрой» (колоссальная структура, поднявшаяся из обломков Министерства транспортного строительства СССР, выручка 1,5 миллиарда долларов в год, на 50 процентов принадлежит холдингу Дерипаски), «Мостстройотряд 19», а также зарубежные Strabag, Hochtief, Bouygues, Egis.
Если «Базэлу» не удастся выиграть все тендеры, которые его сейчас интересуют, обещанные инвестиции могут уменьшиться с 20 до, к примеру, 10 миллиардов долларов. Возможно, будет и наоборот – найдется какой-нибудь «сладкий» проект, под который захочется выделить дополнительные деньги.
Куда интересней, чем точная сумма инвестиций, политический аспект соглашения Петербурга и «Базового элемента». Деньги холдинга с удовольствием принял бы любой российский регион. Однако Олег Дерипаска решил сделать ставку именно на Петербург. Объяснить это с точки зрения бизнеса весьма трудно. Конечно, инвестиционный климат здесь лучше, чем в других регионах, но не настолько же. Остается предположить, что у Дерипаски в связи с Петербургом более амбициозные планы, чем просто получение прибыли. Например, сделать из него реальную, а не номинальную «вторую столицу». Алексей Миронов
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+1
Слабый дождь
26 ноября
вторник
+5
Слабый дождь