Северо-Запад

В Калининграде ударили по бездорожью

12 декабря
Министр транспорта России Игорь Левитин, побывав в Калининграде, обозначил стратегию развития транспортной сети региона. Были названы конкретные проекты, строительство которых позволит наконец связать российский анклав сетью скоростных магистралей. Тем самым будет дан толчок экономическому развитию региона.
Еще в советские годы российский анклав на Балтике славился своим бездорожьем. С развалом Союза появилась еще одна проблема – изоляция янтарного края от страны. Перестроечные годы больно ударили по транспортному комплексу – весь грузооборот Калининграда перехватили независимые прибалтийские государства. В совокупности все это не давало возможности региону полноценно развиваться. Местные экономисты по праву считали, что игнорировать преимущества единственного российского незамерзающего порта на Балтике глупо. Тем не менее в Москве, казалось, этого не замечали. Периодически о Калининграде как о перспективной транспортной развязке европейского масштаба вспоминали на самых верхах, но системный подход к проблеме проявился только в последние годы.
Прежние руководители области не раз и не два строчили депеши в столицу, обращая внимание на разбитые дороги и неработающие порты. В ответ в Москве ссылались на нехватку средств. Обстановка в янтарном крае кардинально поменялась два года назад, когда область возглавил президентский назначенец Георгий Боос. Энергичный губернатор, прекрасно сознавая уплывающие из рук перспективы, сразу же решился на ряд рискованных шагов. В частности, он в разы поднял транспортный налог для местных автомобилистов. Народ протестовал, калининградцы устраивали пикеты и  митинги, но губернатор оказался непреклонен.
– Если в ближайшее время мы не восстановим дороги, – аргументировал свой поступок Георгий Боос, – о развитии территории можно забыть.
После этого калининградскому правительству можно было просить и увеличения дотаций на ремонт дорог областного и федерального значения. В результате за два с лишним года отремонтировано втрое больше дорожного полотна, чем за предыдущее десятилетие.
И вот очередной визит в анклав министра транспорта России Игоря Левитина, похоже, окончательно расставил все точки над «i» в этом вопросе. Глава Минтранса и прежде нередко посещал западный форпост страны. Последний визит чиновника определил стратегию развития региона на ближайшее десятилетие.
Игорь Левитин приехал в Калининград с конкретными предложениями – идеями неслучайными и хорошо продуманными.
– Наши представители из Минтранса месяцами не вылезали, – рассказал корреспонденту «НВ» высокопоставленный источник в правительстве Калининградской области. – Спорили, иногда даже ругались, иногда «нас в дверь, мы в окно».
Тем не менее результат такой осады не заставил себя ждать. В присутствии литовских коллег министр озвучил ближайшие шаги Москвы по развитию региона – область вошла в целевую федеральную программу по реконструкции дорог. А это значит, что до 2015 года на ремонт автобанов и трасс янтарного края государство выделит 15 миллиардов рублей. Обоснованные расчеты этой цифры были представлены регионом еще в прошлом году.
Среди дорожных проектов, включенных в федеральное финансирование, самым смелым и нестандартным является строительство подводного тоннеля по дну Калининградского залива от пограничного Мамоново до порта в Балтийске. Тоннель сократит 70-километровый путь автопоездов по загруженным магистралям области в десять раз.
– Проект очень похож на Орловский тоннель, который планируется построить в Петербурге, – высказал одобрение Игорь Левитин. – Там уже к нему проявили интерес и инвесторы. Думаю, что и это строительство привлечет частный капитал.
…Но дороги – дорогами. Калининград – еще и город пяти портов. Это не надуманный лозунг, а реалии, оставшиеся с «застойных» времен. Долгое время эти порты не работали, но сегодня многие грузообрабатывающие предприятия вышли на уровень производительности советских времен.  Более того, набирает обороты новый порт в Балтийске. Сегодня здесь уже успешно действует контейнерная и железнодорожная морская паромная переправа по линии Усть-Луга – Балтийск – Засниц. И хотя изначально этому проекту отводилась роль политического инструмента в переговорах по условиям сухопутного транзита с неуступчивой Литвой, сегодня, по мнению экспертов, переправа выходит на са-
моокупаемость. Единственной проблемой на линии остается малый пассажиропоток.
На неутешительную статистику, фиксирующую желающих воспользоваться морским паромом для посещения большой России, сегодня  оказывают влияние два фактора. Длительность вояжа и стоимость билета на паром.  Ни для кого не секрет, что по скорости передвижения морской транспорт значительно проигрывает тому же железнодорожному. Разница при поездке из янтарного края в Петербург внушительная – почти сутки. А стоимость паромных билетов выше железнодорожных почти вдвое. По статистике, сегодня большинство калининградцев при поездках в Россию предпочитают… самолет – быстро, и, как ни странно, дешево, ведь социальные авиабилеты на Москву и Питер сегодня дотируются. Прекратить эти доплаты – значит ограничить в передвижении целый социальный слой жителей янтарного края. А оставить как есть – значит похоронить рентабельность морских перевозок.
И вот принципиальный для Калининграда вопрос о дотировании паромных билетов был решен на удивление буднично. Осталось только отразить предполагаемые суммы дотаций в федеральном бюджете на ближайшие годы.
Что же касается долгосрочных субвенций на авиаперелеты, то здесь глава Минтранса предложил выработать более гибкую систему дотирования.
– В том, что теперь область в ближайшие годы станет крупнейшим транспортным центром,  никто не сомневается, – резюмировал визит министра чиновник регионального правительства. – Наверное, в первый раз свой недостаток, то есть замкнутое положение, мы превратили в свой плюс. Притом не только для себя, но и для всей страны. Илья Козырев, собкор «НВ» в Калининграде
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+1