Северо-Запад
Киоскам приказали жить. Но недолго…
22 декабря
Депутаты городской думы Череповца утвердили новые правила размещения объектов мелкорозничной сети. С нового года по примеру Москвы и Петербурга здесь начнется масштабная работа по замене уличных киосков на благоустроенные и более вместительные павильоны. Чтобы этот переход был для коммерсантов не столь затратным и болезненным, его планируют провести поэтапно, закончив всю работу к декабрю 2009 года.
Сейчас в Череповце насчитывается 345 объектов мелкорозничной торговли. Высказывавшиеся несколько лет назад предположения, что стремительно развивающиеся крупные торговые сети и супермаркеты со временем окончательно «съедят» уличные киоски и павильоны, не подтвердились. Мелкорозничная торговля в городе металлургов по-прежнему востребована и процветает. Другое дело, что в своем нынешнем состоянии она уже перестала отвечать возросшим требованиям со стороны покупателей.
И еще в сентябре представителей малого бизнеса пригласили на расширенное совещание, которое провел мэр Череповца Олег Кувшинников. Городские власти высказали свои пожелания к организации мелкорозничной торговли и честно предупредили, что либеральничать с владельцами уродливых ларьков, на которые в последнее время резко возросло количество жалоб населения, не будут.
С частью озвученных предложений владельцы торговых киосков согласились сразу же, но часть – показалась им излишне суровой. Поэтому для разработки итоговой редакции «Правил размещения и организации объектов мелкорозничной сети на территории города» была создана рабочая группа, в которую вошли представители мэрии, санэпиднадзора, управления архитектуры и сами бизнесмены. В итоге появился доработанный и компромиссный вариант, где были по возможности учтены пожелания всех заинтересованных сторон.
В самих правилах восемь основных требований. Объекты мелкорозничной сети должны отвечать архитектурно-художественным, противопожарным и другим установленным для них правилам, иметь удобные подъездные пути и при проведении приемки и разгрузки продукции не создавать помех для пешеходов. Площадь павильона должна составлять не менее 50 квадратных метров. Устанавливают правила и вечерний режим работы таких временных строений. Ларьки, торгующие алкогольной, табачной и пивной продукцией и размещающиеся между жилыми домами, должны закрываться в 23 часа. К тому же все павильоны, в том числе расположенные в торгово-остановочных модулях, должны быть подключены к водопроводу и канализации. А еще решеток и иных преград между продавцом и череповецкими покупателями отныне быть не должно.
По последнему пункту «воевали» особенно долго. Коммерсанты доказывали, что без решеток в их магазинах начнется тотальное воровство и, чтобы компенсировать убытки, им придется поднимать цены. Кроме того, приводилась статистика разбойных нападений на киоски с целью завладения выручкой. Но власти были непреклонными. По их мнению, стояние у решетки или у амбразурного вида окна для выдачи товара не только унизительно для покупателей, но и создает предпосылки для злоупотреблений. Заранее рассмотреть срок годности товара на отдалении невозможно, а предъявлять претензии уже после того, как деньги заплачены и пробит чек, решится далеко не каждый. Что же касается обеспечения безопасности, то владельцам павильонов предложили нанимать вечерами охрану или устанавливать внутри камеры видеонаблюдения.
В итоге новые «Правила» депутаты утвердили практически единогласно. Тем более что окончательно киоски с череповецких улиц не исчезнут и через два года. В порядке исключения не переходить на павильонную форму разрешили киоскам, торгующим табачными изделиями и газетно-журнальной продукцией.
Но есть в новых «Правилах» и подводные камни. Формально под окончательный запрет попадает и уличная «примагазинная» торговля картошкой, зеленью и капустой, которой традиционно занимаются местные бабульки. Нелегкие времена ожидают и уличных сборщиков стеклопосуды, которые уже успели возвести на некоторых улицах города небольшие металлические клетки для хранения пустых бутылок. Их, видимо, также демонтируют. Что же касается торгующих сельхозтоварами бабушек, то полной ясности с ними нет. Правда, представители череповецкой мэрии пусть и не прямо, но намеками говорят о том, что на этих «нарушительниц» правил торговли будут закрывать глаза. Но как будет на самом деле – никто не знает.
Вместе с тем все понимают, что введение новых, цивилизованных правил мелкорозничной торговли – благо для города. Подтверждают это и данные проведенного накануне депутатской сессии телефонного блиц-опроса. Из 300 респондентов в пользу перехода к павильонной форме уличной торговли высказались более 240 человек, или примерно 82 процента опрошенных.
прямая речь
Елена Авдеева, начальник управления городской экономики и торговли мэрии Череповца:
– При разработке этих правил мы в первую очередь учитывали жалобы покупателей. А их действительно становилось все больше. И хотя на словах владельцы киосков вроде бы демонстрировали свою готовность привести торговые точки в порядок, реальных шагов почти не предпринималось.
Так как в создании цивилизованной сети мини-магазинов пошаговой доступности больше всего заинтересовано именно население, то и новые правила должны в максимальной степени учитывать его интересы. Хотя и для большинства предпринимателей ничего невыполнимого в этих правилах нет. Особенно с учетом того, что переход на новые правила мелкорозничной торговли будет поэтапным. К тому же примерно 10–12 процентов торговых павильонов уже сейчас отвечает всем необходимым требованиям. И эти торговые точки могут спокойно работать дальше на основании договора о временном размещении объекта или договора аренды земли. Владимир Романов, собкор «НВ» в Вологде
Сейчас в Череповце насчитывается 345 объектов мелкорозничной торговли. Высказывавшиеся несколько лет назад предположения, что стремительно развивающиеся крупные торговые сети и супермаркеты со временем окончательно «съедят» уличные киоски и павильоны, не подтвердились. Мелкорозничная торговля в городе металлургов по-прежнему востребована и процветает. Другое дело, что в своем нынешнем состоянии она уже перестала отвечать возросшим требованиям со стороны покупателей.
И еще в сентябре представителей малого бизнеса пригласили на расширенное совещание, которое провел мэр Череповца Олег Кувшинников. Городские власти высказали свои пожелания к организации мелкорозничной торговли и честно предупредили, что либеральничать с владельцами уродливых ларьков, на которые в последнее время резко возросло количество жалоб населения, не будут.
С частью озвученных предложений владельцы торговых киосков согласились сразу же, но часть – показалась им излишне суровой. Поэтому для разработки итоговой редакции «Правил размещения и организации объектов мелкорозничной сети на территории города» была создана рабочая группа, в которую вошли представители мэрии, санэпиднадзора, управления архитектуры и сами бизнесмены. В итоге появился доработанный и компромиссный вариант, где были по возможности учтены пожелания всех заинтересованных сторон.
В самих правилах восемь основных требований. Объекты мелкорозничной сети должны отвечать архитектурно-художественным, противопожарным и другим установленным для них правилам, иметь удобные подъездные пути и при проведении приемки и разгрузки продукции не создавать помех для пешеходов. Площадь павильона должна составлять не менее 50 квадратных метров. Устанавливают правила и вечерний режим работы таких временных строений. Ларьки, торгующие алкогольной, табачной и пивной продукцией и размещающиеся между жилыми домами, должны закрываться в 23 часа. К тому же все павильоны, в том числе расположенные в торгово-остановочных модулях, должны быть подключены к водопроводу и канализации. А еще решеток и иных преград между продавцом и череповецкими покупателями отныне быть не должно.
По последнему пункту «воевали» особенно долго. Коммерсанты доказывали, что без решеток в их магазинах начнется тотальное воровство и, чтобы компенсировать убытки, им придется поднимать цены. Кроме того, приводилась статистика разбойных нападений на киоски с целью завладения выручкой. Но власти были непреклонными. По их мнению, стояние у решетки или у амбразурного вида окна для выдачи товара не только унизительно для покупателей, но и создает предпосылки для злоупотреблений. Заранее рассмотреть срок годности товара на отдалении невозможно, а предъявлять претензии уже после того, как деньги заплачены и пробит чек, решится далеко не каждый. Что же касается обеспечения безопасности, то владельцам павильонов предложили нанимать вечерами охрану или устанавливать внутри камеры видеонаблюдения.
В итоге новые «Правила» депутаты утвердили практически единогласно. Тем более что окончательно киоски с череповецких улиц не исчезнут и через два года. В порядке исключения не переходить на павильонную форму разрешили киоскам, торгующим табачными изделиями и газетно-журнальной продукцией.
Но есть в новых «Правилах» и подводные камни. Формально под окончательный запрет попадает и уличная «примагазинная» торговля картошкой, зеленью и капустой, которой традиционно занимаются местные бабульки. Нелегкие времена ожидают и уличных сборщиков стеклопосуды, которые уже успели возвести на некоторых улицах города небольшие металлические клетки для хранения пустых бутылок. Их, видимо, также демонтируют. Что же касается торгующих сельхозтоварами бабушек, то полной ясности с ними нет. Правда, представители череповецкой мэрии пусть и не прямо, но намеками говорят о том, что на этих «нарушительниц» правил торговли будут закрывать глаза. Но как будет на самом деле – никто не знает.
Вместе с тем все понимают, что введение новых, цивилизованных правил мелкорозничной торговли – благо для города. Подтверждают это и данные проведенного накануне депутатской сессии телефонного блиц-опроса. Из 300 респондентов в пользу перехода к павильонной форме уличной торговли высказались более 240 человек, или примерно 82 процента опрошенных.
прямая речь
Елена Авдеева, начальник управления городской экономики и торговли мэрии Череповца:
– При разработке этих правил мы в первую очередь учитывали жалобы покупателей. А их действительно становилось все больше. И хотя на словах владельцы киосков вроде бы демонстрировали свою готовность привести торговые точки в порядок, реальных шагов почти не предпринималось.
Так как в создании цивилизованной сети мини-магазинов пошаговой доступности больше всего заинтересовано именно население, то и новые правила должны в максимальной степени учитывать его интересы. Хотя и для большинства предпринимателей ничего невыполнимого в этих правилах нет. Особенно с учетом того, что переход на новые правила мелкорозничной торговли будет поэтапным. К тому же примерно 10–12 процентов торговых павильонов уже сейчас отвечает всем необходимым требованиям. И эти торговые точки могут спокойно работать дальше на основании договора о временном размещении объекта или договора аренды земли. Владимир Романов, собкор «НВ» в Вологде