Культура
Светлана Захарова: «Чтобы быть счастливым в Петербурге, нужно там родиться»
26 декабря
«Русский бриллиант мирового балета» – самая востребованная русская танцовщица на Западе Светлана Захарова решилась на гала-концерт в Петербурге, городе для нее не чужом. Ведь здесь она стала звездой, блистая в труппе Мариинского театра в течение нескольких лет, пока в 2003-м не решилась на переезд в Москву. И вот 29 декабря на сцене Михайловского театра грядет гала-концерт Захаровой. В свои 28 лет она заслуженная артистка, лауреат Государственной премии, член Совета по культуре при президенте России, депутат Госдумы пятого созыва. На днях прима-балерина дала нашей газете эксклюзивное интервью.
– Светлана, кому же все-таки удалось уговорить вас на бенефис в Петербурге?
– Юрию Хатуевичу Темирканову. Знаменитый маэстро курирует замечательный VIII международный зимний фестиваль «Площадь Искусств», вот он и пригласил меня выступить на сцене Михайловского театра, что на Площади искусств. Мои гала-концерты проходят во многих столицах мира, но в Петербурге впервые.
– Как будет выглядеть ваш гала-концерт?
– Первое отделение – «Кармен-сюита». Это одноактный балет в постановке Альберто Алонсо. Несколько лет назад он возобновил для меня этот балет, который когда-то он же поставил для Майи Михайловны Плисецкой. Для меня он сделал абсолютно другой балет.
– Интересно, а Плисецкая видела вашу редакцию «Кармен-сюиты»?
– Да, видела, и ей очень понравилось. Даже пригласила меня выступить в своем юбилейном гала-концерте. «Кармен-сюита» теперь не часто, но идет в Большом театре. Я давно хотела станцевать Кармен в Петербурге. И вот это случится!
Во втором отделении будут и классические па-де-де, и современные номера. У меня будет четыре современных танца, три из которых совершенно новые. В гала-концерте примут участие народный артист России, премьер Большого театра Андрей Уваров, ведущие солисты Большого театра Ян Годовский, Артем Шпилевский, Нина Капцова, Иван Васильев, заслуженные артисты Украины Денис и Анастасия Матвиенко.
– Ваш переезд из Петербурга в Москву, переход из Мариинки в Большой в свое время наделали немало шума… В тот момент во многих интервью вы объясняли, почему решились на такой шаг. Интересно, а сейчас что скажете: стоила овчинка выделки? Получили вы в Москве то, что хотели?
– Честно говоря, когда я переезжала, то не думала о том, что я хочу. У меня не было никаких определенных целей, задач. Я просто меняла место жительства и место работы. В тот момент мне это было просто необходимо…
– Необходимо по творческим или по личным мотивам?
– По всем сразу! Бывает у человека такой момент в жизни, что необходимо куда-то уехать. Я не сразу согласилась на предложение Большого театра, думала долго, серьезно, ведь мой педагог Ольга Николаевна Моисеева осталась в Петербурге, в Мариинском театре. Я из-за этого страдала, переживала. Но все-таки решилась.
– Но вы вновь рассказываете эту историю в прошедшем времени… А если оценить ее с позиции дня сегодняшнего?
– Я считаю, это был правильный выбор. Я уже пятый год живу в Москве, работаю в Большом театре. Для меня это самый лучший город, лучший театр. Боже упаси, не хочу никого обидеть, но, наверное, чтобы быть счастливым в Петербурге, нужно там родиться. Я же была приезжей (Светлана родилась в Луцке, училась в Киеве. – Прим. авт.)…
– Возможно, мы немного драматизируем ситуацию? Какая разница в современном мире, где артист живет? Вы все равно в постоянных разъездах и гастролях…
– Вы абсолютно правы. Но из всех мест на планете я сейчас чувствую себя наиболее комфортно в Москве. Кстати, первые годы я и в Петербурге чувствовала себя комфортно, любила на сцене Мариинского театра выступать, на гастроли ездить. В этом городе я стала зрелой, готовой балериной. И всегда с благодарностью вспоминаю своих учителей.
– Светлана Юрьевна, вы входите в Совет по культуре при президенте России… Что это за такой совет, какой от него прок?
– Несколько раз в год президент собирает в Кремле совет и выслушивает наши доклады, пожелания, высказывает свое мнение. Я считаю, обязанности наши – донести до президента, до руководства страны правду о положении, в котором находится отечественная культура…
– А вам самой что удавалось донести?
– Не так давно прошла встреча с президентом в Завидово. Там я о многом сумела сказать.
Я действующая балерина, по России много гастролирую, вижу, в каком состоянии находятся заведения культуры, особенно детские. Меня это очень беспокоит, об этом говорила. Говорила и о мизерных пенсиях, которые получают люди, отдав всю свою жизнь искусству. Президент очень внимательно слушал, были там и министры. Я надеюсь, культуре будет уделено такое же большое внимание, какое сейчас уделяется спорту.
– Однажды вы признались, что за один спектакль можете сносить четыре пары балетных туфель… А за один творческий вечер?
– Все зависит от количества номеров, количества выходов на сцену.
– На 29 декабря сколько пар приготовите?
– Возьму с запасом. Хотя один номер вообще босиком танцую.
– Это правда, что Барышников называет Светлану Захарову своей любимой танцовщицей?
– Знаете, нет дыма без огня. Мне он такого не говорил, но я много читала, слышала о таких его отзывах.
– А вы с Барышниковым знакомы?
– Да, знакомы. Началось все с того, что в один из моих первых визитов во Францию Барышников круто повернул мою карьеру: попросил дирекцию «Гранд-опера» обратить внимание на меня! А его слово очень авторитетно. После этого мы еще долго не встречалась. Появлялись интервью, где он тепло обо мне отзывался. Несколько лет назад, когда Большой театр был в Нью-Йорке на гастролях, Барышников пришел на мой спектакль. Я танцевала «Дон Кихота». После этого пригласил меня и моего педагога Людмилу Семеняку на ужин, где мы очень мило, тепло общались. Он сделал несколько замечаний и пожеланий, потому что «Дон Кихот» был его одним из самых ярких спектаклей. Я очень внимательно слушала, стараясь запомнить все до мелочей. В основном он говорил о литературе, о художниках, вспоминал свое прошлое. Очень интересно! Я счастлива, что познакомилась с ним. Невероятно харизматичная личность.
– Я прочитал в одном из интервью, что вы с вашей мамой иногда смотрите по ТВ фигурное катание… А разные шоу, в которых профессиональные артисты выступают вместе со звездами эстрады, смотрите?
– Смотрим, когда есть время.
– Можете представить в каком-то, может быть, кошмарном сне, что и вы там катаетесь?
– Нет, не могу себе представить этого, потому что фигурное катание – очень опасный, травматичный вид спорта. Все тревожатся за артистов: как бы не получили травмы! А я больше беспокоюсь даже не за непрофессионалов, а именно за профессионалов-фигуристов, потому что в этом проекте они иногда находятся в руках неопытных людей. Порой смотрю и думаю: «Ну как же они согласились так над собой издеваться, потому что, не дай бог, неопытный партнер или партнерша оступится, совершит ошибку!..»
Ведь так можно и на спортивной карьере крест поставить! А звездам спорта нужно в дальнейшем участвовать в своих проектах, в шоу, где они должны быть по-настоящему здоровы... Хотя смотреть такие ТВ-шоу, безусловно, интересно, любопытно…
– Светлана, вы знамениты, молоды, красивы, не замужем… Гламурная жизнь Москвы вас не манит?
– Москва и Петербург перенасыщены всякими мероприятиями, презентациями. При желании можно посвящать им хоть каждый вечер, но я, честно говоря, как-то к ним не расположена. Так устаешь на репетициях, спектаклях, концертах, а все вечеринки начинаются так поздно. Часто, получив приглашение, думаю: «Пойду, схожу, интересно посмотреть!», а пока суд да дело, решаю: «Нет, лучше поеду домой, завтра рано вставать, репетировать!» Ведь мне нужно соблюдать режим, утром рано вставать. А у нас тоже травматичный вид искусства. Если немножко потеряна какая-то координация от недосыпания, то это чревато травмами.
– Вы по-прежнему живете с мамой и братом?
– Да, живу со своей семьей. Мама, брат и наш маленький песик, пуделечек Дени. Он артист! Все эмоции на мордочке написаны. Невозможно смотреть, как он грустит, и как приятно, когда радуется, прыгает вокруг.
– Где и как будете отмечать Новый год?
– В Москве. 31 декабря днем, конечно, буду репетировать, потому что предстоят гастроли в Париже. Под бой курантов выпью шампанского в кругу семьи.
– А разве балеринам не запрещается пить шампанское?
– Да, ноги становятся ватными. Но от одного бокала ничего не случится. Последнее время я встречаю Новый год на Красной площади! Ощущения невероятные. Такая энергетика! Особенно когда снежок, небольшой мороз. В прошлом году было тепло, снег не выпал, но Красная площадь все скрасила. Столько людей, энергетика, эмоций, не передать! Бьют куранты, и ты это все слышишь живьем!
Беседовал Михаил Садчиков
– Светлана, кому же все-таки удалось уговорить вас на бенефис в Петербурге?
– Юрию Хатуевичу Темирканову. Знаменитый маэстро курирует замечательный VIII международный зимний фестиваль «Площадь Искусств», вот он и пригласил меня выступить на сцене Михайловского театра, что на Площади искусств. Мои гала-концерты проходят во многих столицах мира, но в Петербурге впервые.
– Как будет выглядеть ваш гала-концерт?
– Первое отделение – «Кармен-сюита». Это одноактный балет в постановке Альберто Алонсо. Несколько лет назад он возобновил для меня этот балет, который когда-то он же поставил для Майи Михайловны Плисецкой. Для меня он сделал абсолютно другой балет.
– Интересно, а Плисецкая видела вашу редакцию «Кармен-сюиты»?
– Да, видела, и ей очень понравилось. Даже пригласила меня выступить в своем юбилейном гала-концерте. «Кармен-сюита» теперь не часто, но идет в Большом театре. Я давно хотела станцевать Кармен в Петербурге. И вот это случится!
Во втором отделении будут и классические па-де-де, и современные номера. У меня будет четыре современных танца, три из которых совершенно новые. В гала-концерте примут участие народный артист России, премьер Большого театра Андрей Уваров, ведущие солисты Большого театра Ян Годовский, Артем Шпилевский, Нина Капцова, Иван Васильев, заслуженные артисты Украины Денис и Анастасия Матвиенко.
– Ваш переезд из Петербурга в Москву, переход из Мариинки в Большой в свое время наделали немало шума… В тот момент во многих интервью вы объясняли, почему решились на такой шаг. Интересно, а сейчас что скажете: стоила овчинка выделки? Получили вы в Москве то, что хотели?
– Честно говоря, когда я переезжала, то не думала о том, что я хочу. У меня не было никаких определенных целей, задач. Я просто меняла место жительства и место работы. В тот момент мне это было просто необходимо…
– Необходимо по творческим или по личным мотивам?
– По всем сразу! Бывает у человека такой момент в жизни, что необходимо куда-то уехать. Я не сразу согласилась на предложение Большого театра, думала долго, серьезно, ведь мой педагог Ольга Николаевна Моисеева осталась в Петербурге, в Мариинском театре. Я из-за этого страдала, переживала. Но все-таки решилась.
– Но вы вновь рассказываете эту историю в прошедшем времени… А если оценить ее с позиции дня сегодняшнего?
– Я считаю, это был правильный выбор. Я уже пятый год живу в Москве, работаю в Большом театре. Для меня это самый лучший город, лучший театр. Боже упаси, не хочу никого обидеть, но, наверное, чтобы быть счастливым в Петербурге, нужно там родиться. Я же была приезжей (Светлана родилась в Луцке, училась в Киеве. – Прим. авт.)…
– Возможно, мы немного драматизируем ситуацию? Какая разница в современном мире, где артист живет? Вы все равно в постоянных разъездах и гастролях…
– Вы абсолютно правы. Но из всех мест на планете я сейчас чувствую себя наиболее комфортно в Москве. Кстати, первые годы я и в Петербурге чувствовала себя комфортно, любила на сцене Мариинского театра выступать, на гастроли ездить. В этом городе я стала зрелой, готовой балериной. И всегда с благодарностью вспоминаю своих учителей.
– Светлана Юрьевна, вы входите в Совет по культуре при президенте России… Что это за такой совет, какой от него прок?
– Несколько раз в год президент собирает в Кремле совет и выслушивает наши доклады, пожелания, высказывает свое мнение. Я считаю, обязанности наши – донести до президента, до руководства страны правду о положении, в котором находится отечественная культура…
– А вам самой что удавалось донести?
– Не так давно прошла встреча с президентом в Завидово. Там я о многом сумела сказать.
Я действующая балерина, по России много гастролирую, вижу, в каком состоянии находятся заведения культуры, особенно детские. Меня это очень беспокоит, об этом говорила. Говорила и о мизерных пенсиях, которые получают люди, отдав всю свою жизнь искусству. Президент очень внимательно слушал, были там и министры. Я надеюсь, культуре будет уделено такое же большое внимание, какое сейчас уделяется спорту.
– Однажды вы признались, что за один спектакль можете сносить четыре пары балетных туфель… А за один творческий вечер?
– Все зависит от количества номеров, количества выходов на сцену.
– На 29 декабря сколько пар приготовите?
– Возьму с запасом. Хотя один номер вообще босиком танцую.
– Это правда, что Барышников называет Светлану Захарову своей любимой танцовщицей?
– Знаете, нет дыма без огня. Мне он такого не говорил, но я много читала, слышала о таких его отзывах.
– А вы с Барышниковым знакомы?
– Да, знакомы. Началось все с того, что в один из моих первых визитов во Францию Барышников круто повернул мою карьеру: попросил дирекцию «Гранд-опера» обратить внимание на меня! А его слово очень авторитетно. После этого мы еще долго не встречалась. Появлялись интервью, где он тепло обо мне отзывался. Несколько лет назад, когда Большой театр был в Нью-Йорке на гастролях, Барышников пришел на мой спектакль. Я танцевала «Дон Кихота». После этого пригласил меня и моего педагога Людмилу Семеняку на ужин, где мы очень мило, тепло общались. Он сделал несколько замечаний и пожеланий, потому что «Дон Кихот» был его одним из самых ярких спектаклей. Я очень внимательно слушала, стараясь запомнить все до мелочей. В основном он говорил о литературе, о художниках, вспоминал свое прошлое. Очень интересно! Я счастлива, что познакомилась с ним. Невероятно харизматичная личность.
– Я прочитал в одном из интервью, что вы с вашей мамой иногда смотрите по ТВ фигурное катание… А разные шоу, в которых профессиональные артисты выступают вместе со звездами эстрады, смотрите?
– Смотрим, когда есть время.
– Можете представить в каком-то, может быть, кошмарном сне, что и вы там катаетесь?
– Нет, не могу себе представить этого, потому что фигурное катание – очень опасный, травматичный вид спорта. Все тревожатся за артистов: как бы не получили травмы! А я больше беспокоюсь даже не за непрофессионалов, а именно за профессионалов-фигуристов, потому что в этом проекте они иногда находятся в руках неопытных людей. Порой смотрю и думаю: «Ну как же они согласились так над собой издеваться, потому что, не дай бог, неопытный партнер или партнерша оступится, совершит ошибку!..»
Ведь так можно и на спортивной карьере крест поставить! А звездам спорта нужно в дальнейшем участвовать в своих проектах, в шоу, где они должны быть по-настоящему здоровы... Хотя смотреть такие ТВ-шоу, безусловно, интересно, любопытно…
– Светлана, вы знамениты, молоды, красивы, не замужем… Гламурная жизнь Москвы вас не манит?
– Москва и Петербург перенасыщены всякими мероприятиями, презентациями. При желании можно посвящать им хоть каждый вечер, но я, честно говоря, как-то к ним не расположена. Так устаешь на репетициях, спектаклях, концертах, а все вечеринки начинаются так поздно. Часто, получив приглашение, думаю: «Пойду, схожу, интересно посмотреть!», а пока суд да дело, решаю: «Нет, лучше поеду домой, завтра рано вставать, репетировать!» Ведь мне нужно соблюдать режим, утром рано вставать. А у нас тоже травматичный вид искусства. Если немножко потеряна какая-то координация от недосыпания, то это чревато травмами.
– Вы по-прежнему живете с мамой и братом?
– Да, живу со своей семьей. Мама, брат и наш маленький песик, пуделечек Дени. Он артист! Все эмоции на мордочке написаны. Невозможно смотреть, как он грустит, и как приятно, когда радуется, прыгает вокруг.
– Где и как будете отмечать Новый год?
– В Москве. 31 декабря днем, конечно, буду репетировать, потому что предстоят гастроли в Париже. Под бой курантов выпью шампанского в кругу семьи.
– А разве балеринам не запрещается пить шампанское?
– Да, ноги становятся ватными. Но от одного бокала ничего не случится. Последнее время я встречаю Новый год на Красной площади! Ощущения невероятные. Такая энергетика! Особенно когда снежок, небольшой мороз. В прошлом году было тепло, снег не выпал, но Красная площадь все скрасила. Столько людей, энергетика, эмоций, не передать! Бьют куранты, и ты это все слышишь живьем!
Беседовал Михаил Садчиков