Экономика
Мигранты в законе
27 декабря
Год назад порядок регистрации иностранных граждан в России упростился, но ответственность за нарушение этого порядка серьезно возросла. Новые правила появились как реакция на «этническую» криминализацию некоторых сфер экономики (например, торговля на рынках, угроза неконтролируемого притока в Россию массы иностранцев). В то же время эти правила предоставили трудовым мигрантам возможность легализации. Каков результат проделанной за год работы? На этот вопрос «Невскому времени» отвечает начальник Управления Федеральной миграционной службы (УФМС) по Петербургу и Ленинградской области Юрий БУРЯК.
– Юрий Николаевич, как отреагировала экономика на миграционные новшества? Сбылись ли опасения, что остановятся стройки, что товар на рынках из-за отсутствия продавцов подорожает?
– Все изменения закона были в двух направлениях: ужесточение санкций для работодателей за привлечение незаконной рабочей силы, а для граждан – упрощение оформления документов.
Мигрантов привлекали без надлежащего оформления, потому что это выгодно хозяину предприятия. Соответственно, спрашивать надо с работодателя, он виновник, инициатор нарушения. До этого года риск при этом был невелик. А теперь, сэкономив на выплатах, которые необходимо делать при легальном использовании иностранцев, фирма рискует нарваться на штраф до 800 тысяч рублей за каждого работника.
Не все фирмы поняли, что закон нужно исполнять и что есть служба, которая за этим следит. У нас были примеры одновременного наложения штрафа в 160 миллионов рублей – речь идет о некоем кондитерском производстве, где хозяева (тоже, кстати, не местные) фактически держали у себя рабов – нелегалов из Узбекистана.
Что касается опасений, то давайте посмотрим – ни одна стройка не остановилась. Запрет на использование иностранной рабочей силы на рынках на цены не повлиял – это показывают данные мониторинга. Даже то, что инфляция в стране на уровне прошлого года, говорит, что ажиотаж вокруг миграционного законодательства был искусственным.
Новшества были необходимы. Те же продовольственные рынки превращались в государство в государстве, со своими очень специфическими правилами игры. Нарушений там была масса, и не только по нашей линии. Но те рынки в стране, которые закрылись, прекращали работу не потому, что некого было поставить за прилавок, а из-за невозможности соблюдения санитарных, противопожарных правил. Или просто потому, что в обычной торговле товары не хуже, но при этом дешевле. Кстати, на тех же рынках много ли продуктов, скажем, из Азербайджана, ну вот кроме петрушки? Там торгуют или местным товаром, или тем, что прибыло из дальних стран, теми же фруктами.
– Много ли времени понадобилось, чтоб мигранты и те, кто их нанимает, поняли, что работать, соблюдая правила, выгодней?
– Процесс идет, и мы его ускоряем. Мы наложили за весь прошлый, 2006 год штрафов на 116 миллионов рублей, а на 1 декабря 2007 года – уже 270 миллионов рублей.
Но при этом индивидуальных разрешений на работу выдано почти на порядок больше: в прошлом году их было 30 тысяч, а в этом уже более 200 тысяч. Очевидно, что иностранцев у нас больше работать не стало – это идет легализация.
Но, к сожалению, наши работодатели не отучились хитрить. По закону, работодатель в течение десяти дней обязан известить госорганы о приеме на работу иностранца. А это «забывают» делать. Почему? Чтобы не платить налоги. Извещений о приеме на работу в половине случаев мы не имеем. Это значит – сто тысяч человек где-то в серой зоне.
Теперь начнется вторая волна последствий от введения новых правил. Разрешения на работу выдаются со сроком один год. С 2008 года люди опять пойдут в УФМС за их продлением. И если обратится человек, по которому не пришло уведомление, то у него будут спрашивать: чем вы занимались и где? Соответственно, у нас накопится массив данных на компании, которые не сообщали нам о приеме иностранцев, фактически использовали нелегальную рабочую силу. Это станет поводом для новых проверок, привлечения виновных к ответственности, наложения штрафов. Так что в полной мере результат от введения нового порядка можно будет ощутить к концу 2008 года, второй год – он будет более показателен.
У нас нет плана по взысканиям. Их платят не граждане, а фирмы, предприниматели. Раз использование труда нелегалов дает незаконную прибыль, то справедливо изъять эту прибыль через штрафы. Мы оздоравливаем и социальную атмосферу. Нелегальный мигрант живет без прав, по законам обособленной группы, он не может обращаться за помощью. Ну, может быть, только в самом-самом крайнем случае обратится в милицию, медицинские службы. А так он почти раб. Живя здесь по закону, он имеет право пользоваться всей социальной инфраструктурой.
– Часто можно встретить объявления: «помощь в легализации мигрантов». Насколько они законны?
– Они, как правило, незаконны. УФМС никому не делегировало свои монопольные полномочия как госоргана по выдаче разрешений на работу, регистрации.
В девяти из десяти подобных реклам за ними стоит криминал. Это может быть подделка разрешений. И я хочу обратить внимание – преступление не только изготовление таких подделок, но и их использование лицом, заведомо знающим, что предъявляет фальшивку. Другой вариант – мошенничество, когда у человека берут деньги, обещают сделать регистрацию, и все. Расчет на то, что доносить на себя о том, что заказал подделку, человек не будет. Правда, борьба с подобными явлениями – не функция УФМС, мы не имеем права заниматься оперативно-разыскной деятельностью – это задача милиции.
В одном случае из десяти фирмы действительно оказывают корректные услуги: их специалисты помогают правильно заполнить все документы, быстро и в хороших условиях сдать медицинские анализы, караулят место в очередях, сбегают в банк внести за клиента оплату пошлины.
Мы, со своей стороны, проводим разъяснения, предупреждаем, отпугиваем от лжефирм через социальную антирекламу, но, к сожалению, масштабную кампанию провести не можем – наш бюджет ограничен.
– Мигрантов используют самые солидные фирмы, даже те, что работают на государство. Для вас это имеет значение?
– Нам все равно, на кого работает подрядчик. Мы применяли санкции, и суровые, на объектах Конституционного суда, по которым заказчиком выступает Управление делами президента. Нам звонили, возмущались. Но мы считаем, что на подобного рода объектах закон должен исполняться еще строже.
Как бы ни были важны для города «Балтийская жемчужина» или другой стратегический проект Санкт-Петербурга, но закон и для них писан. То же относится и к воинским частям, и к государственным учреждениям. Это концепция нашей работы, закрывать глаза миграционная служба не станет.
– А почему столько лет государство не хотело видеть проблемы с мигрантами?
– У нас специфическая страна: большая, многоконфессиональная, с множеством родственных и человеческих связей со странами бывшего Союза. Из-за нашей уникальности мы не можем заимствовать мировой опыт напрямую. Миграционная служба формально была создана 15 лет назад, но за этот короткий период ее пять раз реформировали. В нынешней ипостаси она действует всего два года.
За последний период сделано достаточно много, наверное, не преувеличение, что больше, чем за весь предыдущий срок. Хотя наши сотрудники – федеральные служащие, их ставки ниже, чем у городских петербургских служащих соответствующей квалификации. Это очень болезненно – квалифицированные кадры уходят. А специальных учебных заведений по нашему профилю нет, обучить же человека непросто.
– Недавно с участием УФМС была накрыта гостиница, где штамповались липовые документы на регистрацию. Насколько подобные случаи типичны?
– Есть известные случаи – «гнилые квартиры», адреса массовой регистрации. И законодатель тут не всегда помогает. Практика борьбы есть, но она непроста – отменять каждую регистрацию возможно только через суд.
– Какой, по вашему мнению, будет миграционная политика в дальнейшем?
– Больших перемен в законодательстве не предвижу, думаю, просто еще жестче будет проверяться законность привлечения и оформления мигрантов. Город открыт для тех, кто желает здесь честно трудиться, соблюдать российские законы и нормы поведения. Но ни одного нелегала быть у нас не должно.
Беседовал Алексей Миронов
– Юрий Николаевич, как отреагировала экономика на миграционные новшества? Сбылись ли опасения, что остановятся стройки, что товар на рынках из-за отсутствия продавцов подорожает?
– Все изменения закона были в двух направлениях: ужесточение санкций для работодателей за привлечение незаконной рабочей силы, а для граждан – упрощение оформления документов.
Мигрантов привлекали без надлежащего оформления, потому что это выгодно хозяину предприятия. Соответственно, спрашивать надо с работодателя, он виновник, инициатор нарушения. До этого года риск при этом был невелик. А теперь, сэкономив на выплатах, которые необходимо делать при легальном использовании иностранцев, фирма рискует нарваться на штраф до 800 тысяч рублей за каждого работника.
Не все фирмы поняли, что закон нужно исполнять и что есть служба, которая за этим следит. У нас были примеры одновременного наложения штрафа в 160 миллионов рублей – речь идет о некоем кондитерском производстве, где хозяева (тоже, кстати, не местные) фактически держали у себя рабов – нелегалов из Узбекистана.
Что касается опасений, то давайте посмотрим – ни одна стройка не остановилась. Запрет на использование иностранной рабочей силы на рынках на цены не повлиял – это показывают данные мониторинга. Даже то, что инфляция в стране на уровне прошлого года, говорит, что ажиотаж вокруг миграционного законодательства был искусственным.
Новшества были необходимы. Те же продовольственные рынки превращались в государство в государстве, со своими очень специфическими правилами игры. Нарушений там была масса, и не только по нашей линии. Но те рынки в стране, которые закрылись, прекращали работу не потому, что некого было поставить за прилавок, а из-за невозможности соблюдения санитарных, противопожарных правил. Или просто потому, что в обычной торговле товары не хуже, но при этом дешевле. Кстати, на тех же рынках много ли продуктов, скажем, из Азербайджана, ну вот кроме петрушки? Там торгуют или местным товаром, или тем, что прибыло из дальних стран, теми же фруктами.
– Много ли времени понадобилось, чтоб мигранты и те, кто их нанимает, поняли, что работать, соблюдая правила, выгодней?
– Процесс идет, и мы его ускоряем. Мы наложили за весь прошлый, 2006 год штрафов на 116 миллионов рублей, а на 1 декабря 2007 года – уже 270 миллионов рублей.
Но при этом индивидуальных разрешений на работу выдано почти на порядок больше: в прошлом году их было 30 тысяч, а в этом уже более 200 тысяч. Очевидно, что иностранцев у нас больше работать не стало – это идет легализация.
Но, к сожалению, наши работодатели не отучились хитрить. По закону, работодатель в течение десяти дней обязан известить госорганы о приеме на работу иностранца. А это «забывают» делать. Почему? Чтобы не платить налоги. Извещений о приеме на работу в половине случаев мы не имеем. Это значит – сто тысяч человек где-то в серой зоне.
Теперь начнется вторая волна последствий от введения новых правил. Разрешения на работу выдаются со сроком один год. С 2008 года люди опять пойдут в УФМС за их продлением. И если обратится человек, по которому не пришло уведомление, то у него будут спрашивать: чем вы занимались и где? Соответственно, у нас накопится массив данных на компании, которые не сообщали нам о приеме иностранцев, фактически использовали нелегальную рабочую силу. Это станет поводом для новых проверок, привлечения виновных к ответственности, наложения штрафов. Так что в полной мере результат от введения нового порядка можно будет ощутить к концу 2008 года, второй год – он будет более показателен.
У нас нет плана по взысканиям. Их платят не граждане, а фирмы, предприниматели. Раз использование труда нелегалов дает незаконную прибыль, то справедливо изъять эту прибыль через штрафы. Мы оздоравливаем и социальную атмосферу. Нелегальный мигрант живет без прав, по законам обособленной группы, он не может обращаться за помощью. Ну, может быть, только в самом-самом крайнем случае обратится в милицию, медицинские службы. А так он почти раб. Живя здесь по закону, он имеет право пользоваться всей социальной инфраструктурой.
– Часто можно встретить объявления: «помощь в легализации мигрантов». Насколько они законны?
– Они, как правило, незаконны. УФМС никому не делегировало свои монопольные полномочия как госоргана по выдаче разрешений на работу, регистрации.
В девяти из десяти подобных реклам за ними стоит криминал. Это может быть подделка разрешений. И я хочу обратить внимание – преступление не только изготовление таких подделок, но и их использование лицом, заведомо знающим, что предъявляет фальшивку. Другой вариант – мошенничество, когда у человека берут деньги, обещают сделать регистрацию, и все. Расчет на то, что доносить на себя о том, что заказал подделку, человек не будет. Правда, борьба с подобными явлениями – не функция УФМС, мы не имеем права заниматься оперативно-разыскной деятельностью – это задача милиции.
В одном случае из десяти фирмы действительно оказывают корректные услуги: их специалисты помогают правильно заполнить все документы, быстро и в хороших условиях сдать медицинские анализы, караулят место в очередях, сбегают в банк внести за клиента оплату пошлины.
Мы, со своей стороны, проводим разъяснения, предупреждаем, отпугиваем от лжефирм через социальную антирекламу, но, к сожалению, масштабную кампанию провести не можем – наш бюджет ограничен.
– Мигрантов используют самые солидные фирмы, даже те, что работают на государство. Для вас это имеет значение?
– Нам все равно, на кого работает подрядчик. Мы применяли санкции, и суровые, на объектах Конституционного суда, по которым заказчиком выступает Управление делами президента. Нам звонили, возмущались. Но мы считаем, что на подобного рода объектах закон должен исполняться еще строже.
Как бы ни были важны для города «Балтийская жемчужина» или другой стратегический проект Санкт-Петербурга, но закон и для них писан. То же относится и к воинским частям, и к государственным учреждениям. Это концепция нашей работы, закрывать глаза миграционная служба не станет.
– А почему столько лет государство не хотело видеть проблемы с мигрантами?
– У нас специфическая страна: большая, многоконфессиональная, с множеством родственных и человеческих связей со странами бывшего Союза. Из-за нашей уникальности мы не можем заимствовать мировой опыт напрямую. Миграционная служба формально была создана 15 лет назад, но за этот короткий период ее пять раз реформировали. В нынешней ипостаси она действует всего два года.
За последний период сделано достаточно много, наверное, не преувеличение, что больше, чем за весь предыдущий срок. Хотя наши сотрудники – федеральные служащие, их ставки ниже, чем у городских петербургских служащих соответствующей квалификации. Это очень болезненно – квалифицированные кадры уходят. А специальных учебных заведений по нашему профилю нет, обучить же человека непросто.
– Недавно с участием УФМС была накрыта гостиница, где штамповались липовые документы на регистрацию. Насколько подобные случаи типичны?
– Есть известные случаи – «гнилые квартиры», адреса массовой регистрации. И законодатель тут не всегда помогает. Практика борьбы есть, но она непроста – отменять каждую регистрацию возможно только через суд.
– Какой, по вашему мнению, будет миграционная политика в дальнейшем?
– Больших перемен в законодательстве не предвижу, думаю, просто еще жестче будет проверяться законность привлечения и оформления мигрантов. Город открыт для тех, кто желает здесь честно трудиться, соблюдать российские законы и нормы поведения. Но ни одного нелегала быть у нас не должно.
Беседовал Алексей Миронов