Культура

«Оттепель» стала для «Ленфильма» временем свободы и… «полки»

16 января
Когда говорят о «Ленфильме» как о ведущей киностудии страны, имеют в виду прежде всего 60-е годы прошлого века, – начинает рассказ о периоде хрущевской «оттепели» в ленинградском кинематографе киновед Александр Поздняков. – Именно в те годы на студии царила уникальная будоражащая атмосфера свободы и предвкушения чего-то нового. В Москве тогда творили Тарковский, Хуциев, но близость к Кремлю ничего хорошего не предвещала. А «Ленфильм» был как бы другой планетой, особым заповедником свободы и скрытого противостояния окаменевшей советской системе.

– Как только появились первые знаки свободы, художники бросились пробовать систему на прочность, – говорит Александр Поздняков.
Многие картины в 60-е годы были положены «на полку». Экономическая отдача никого не волновала. Если картина оказывалась «дискуссионной», ее предпочитали не выпускать на экран или быстро с экрана снимали. Цензура «причесывала» сценарии, отснятый материал кромсали редакторы, иногда приходилось переснимать «сомнительные» эпизоды. Поводов для «хирургического» вмешательства была масса – от «несоответствия эстетическим канонам соцреализма» (в этом, в частности, обвинили картину Геннадия Полоки «Интервенция», на длительное время легшую на полку) до «неблагонадежности» создателей фильма. Свое «фи» могли сказать не только Минкульт, который в ту пору возглавляла жесткая Екатерина Фурцева, но даже Минсельхоз с республиканскими кинокомитетами.
– Но в редколлегиях студий, которые поносили, были и умные интеллигентные люди, думавшие прежде всего о зрителе, а не об идеологической чистоте, – говорит Александр Поздняков.
Не будь их, вряд ли бы появились на «Ленфильме» «Каин XVIII», где в иносказательной форме говорилось о полицейском государстве, или экспериментальная картина «Первороссияне» по сценарию Ольги Берггольц.
В 1960-е годы на «Ленфильме» творили режиссеры Резо Эсадзе, Илья Авербах, Владимир Венгеров, Иосиф Хейфиц, начинали снимать Игорь Масленников, Сергей Микаэлян, Алексей Герман. А какие имена драматургов мелькали в титрах! Василий Аксенов, Александр Галич, Александр Володин, который выступил на «Ленфильме» в качестве режиссера картины «Происшествие, которого никто не заметил»… Те, кому еще недавно и печатное слово не всегда доверяли, получили в 60-е годы доступ к «важнейшему из искусств».
На экраны выходят фильмы, ставшие позднее «золотым фондом», те, что любят и смотрят до сих пор, которые порой берутся переснимать вновь (как правило, оригинал остается непревзойденным); по выходе на экраны они были раскритикованы, а сейчас являются предметом изучения в художественных вузах как образец высокого искусства.
Первой картиной в этом ряду стоит «Дама с собачкой» Иосифа Хейфица с Алексеем Баталовым и Ией Саввиной, для нее эта роль стала дебютом в кино.
– Хейфиц не хотел снимать просто «заказную картину», – продолжает Александр Поздняков. – В результате он рассказал больше, чем о времени, в котором жили герои. Он рассказал о мужчине и женщине, любовь которых находится на драматическом сломе, высоком взлете. И эта картина сразу определила высокий уровень того культурного явления, что стали называть «ленинградской школой кино».
«Дама с собачкой» полностью соответствовала духу 1960-х – на первый план выходит пристальное внимание к человеческой личности. Сложность работы состояла в том, что в чеховском рассказе немного диалога. Но и с этой задачей режиссер справился великолепно. А как целомудренно рассказана история любви героев! Сейчас бы из встречи в номере гостиницы выжали всю «камасутру», а в картине Хейфица даже постель остается несмятой… Только нежность, любовь, печаль. Картина получила массу призов на международных кинофестивалях и навсегда вошла в золотой фонд отечественного кинематографа. По количеству наград ее побил разве что «Гамлет» Григория Козинцева, снятый на студии в 1964 году, с Иннокентием Смоктуновским в главной роли.
В 60-е совершенно по-другому стали снимать войну – менее пафосно, с более пристальным взглядом на судьбу человека. Фильм «Женя, Женечка и «катюша» Владимира Мотыля одернула критика: считалось кощунством снимать ерническую комедию о недавней войне. Но зрители восприняли картину на «ура», а жанр обозначили как «героическую комедию», чтобы, как говорится, и волки были сыты, и овцы целы.
В числе комедий особо стоит упомянуть «Полосатый рейс», ставший иконой комедийного жанра.
– Картина была обречена на успех по многим причинам, – уверяет киновед. – Это и комедийная атмосфера, и игра актеров, и дикие звери в кадре. На «Ленфильме» любили снимать диких животных. Может быть, оттого, что рядом находился зоопарк…
В те годы на студии режиссер Владимир Венгеров снял еще один рейс – «Порожний». Картина с Георгием Юматовым и Александром Демьяненко в главных ролях стала одним из резких, «неприглаженных» фильмов хрущевской «оттепели», критиковавшей жульничество, «потемкинские деревни». «Порожний рейс» был удостоен серебряной медали на МКФ в Москве в 1963 году.
– Абсолютным блокбастером стал фильм «Человек-амфибия», где сплелось все – музыка Андрея Петрова, романтическая атмосфера, созданная художниками Тамарой Васильковской (ее не стало в марте прошлого года) и Всеволодом Улитко, сделавшим из советского Баку капиталистический, сияющий рекламными огнями Буэнос-Айрес, – рассказывает Поздняков. – И хотя критика вытерла о картину ноги, она стала одним из величайших достижений отечественного кино.
1960-е на «Ленфильме» были временем дебютов. Поскольку в кино пришло новое поколение, то и фильмов о молодых стало больше. Одним из культовых фильмов о первой любви, о переживаниях молодых людей, входящих во взрослую жизнь, явилась картина «Дикая собака динго».
– Только на «Ленфильме» мог дебютировать в качестве режиссера писатель и сценарист Геннадий Шпаликов, только здесь мог попробовать себя в кино Георгий Товстоногов, поставивший две картины, – продолжает Александр Николаевич. – Где еще терпелись такие эксперименты? А «Ленфильм» не боялся делать что-то новое.
В 1960-е на «Ленфильме» свои лучшие картины «До будущей весны», «Друзья и годы», «День солнца и дождя» снимает прекрасный режиссер Виктор Соколов, «Начальника Чукотки» и «Мама вышла замуж» – Виталий Мельников. Подлинно экзистенциальной картиной можно назвать «Долгую счастливую жизнь» Геннадия Шпаликова.
Фильмы Антониони, Бергмана, Феллини, Висконти, итальянский неореализм оказали безусловное влияние на становление ленинградской школы кино.
– «Шестидесятники» были размышляющим поколением, – поясняет Поздняков. – Кинематографисты умудрялись вложить в картину столько скрытых «посланий» о душе и свободе! Этот эзопов язык отличал «Ленфильм» 1960-х. Возник эдакий поколенческий манифест, определивший на многие годы развитие отечественного кино.
Анна Кострова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
108.01
2.95 (2.73%)
Курс Евро
113.09
2.6 (2.3%)
Погода
Сегодня,
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Облачно
29 ноября
пятница
+4
Облачно