Северо-Запад
«Придут туристы – придут и инвесторы»
19 января
В Вологодской области состоялось совещание с участием руководителей Росречфлота и нескольких пароходств Северо-Запада. Основной темой обсуждения стали особенности предстоящей навигации. В условиях, когда объемы грузоперевозок по Волго-Балту продолжают расти, возникают своеобразные противоречия между грузовым и туристическим использованием этой главной водной магистрали региона. Для Вологодской области, несколько лет подряд усиленно развивающей свою туристическую отрасль, эта проблема стала особенно актуальной. Об этом и многом другом корреспонденту «НВ» рассказал первый заместитель губернатора Николай Виноградов, который как раз и курирует внешнеэкономическую и туристскую деятельность региона.
– Николай Леонидович, в ряде стран туризм приносит в бюджет примерно пятую, а то и четвертую часть всех доходов. А как с этим обстоит дело на Вологодчине?
– Прямые доходы от туризма составляют в области около полутора миллиардов рублей в год. Кроме того, есть так называемые косвенные вложения. Это когда иногородние туристы покупают у нас сувениры, питаются в кафе и ресторанах, пользуются транспортом, а в итоге инвестируют в региональную экономику дополнительные и весьма немалые деньги. Всего же, по оценкам экспертов, стоимость совокупного туристского продукта на Вологодчине сопоставима с объемами производства в лесопромышленном комплексе. А это почти 10 процентов ВВП. Есть районы, как, например, Кирилловский, где почти треть всех поступлений в казну дает именно туризм и сопутствующие ему сферы.
– Главной водной туристической артерией Вологодчины всегда считался Волго-Балт…
– Да, и в прошлогоднюю навигацию только в Горицах близ Кириллова сделали остановку свыше 800 туристских теплоходов. В следующем году их, по всем прогнозам, будет не менее 900. Но пропускная способность Волго-Балта ограничена. Стоянки теплоходов зачастую привязаны к графику шлюзований. А у шлюзов нередко скапливаются очереди из барж и грузовых судов. Об этом красноречиво говорит сама динамика грузоперевозок по Волго-Балту в границах Вологодской области. В навигацию 2006 года – около 20 миллионов тонн различных грузов, в прошлогоднюю навигацию – уже 22 миллиона. Все это в той или иной степени сдерживает «теплоходный» туризм. В качестве примера можно взять Вытегру с ее огромным, но пока не реализованным и на десятую часть туристическим потенциалом. В городе действует музей – подводная лодка, на базе которого будет открыт мемориальный комплекс морской славы Вологодчины, а в окрестностях есть масса удивительных архитектурных и природных памятников. Но из-за нестыковок со шлюзованием в нынешнюю навигацию в Вытегре сделали остановки менее 50 теплоходов. Хотя уже сейчас город готов принять туристов с 400–450 судов.
– В Белозерске достопримечательностей даже больше, чем в Вытегре. Но здесь туристических теплоходов и вовсе мизер!
– Тут другая проблема – нет необходимой причальной стенки. Губернатором поставлена задача решить этот вопрос к 2012 году, когда Белозерск будет отмечать свое 1150-летие. И сейчас мы активно ищем инвесторов.
– Если следовать вниз по Волго-Балту, то после Белозерска и Кириллова будет Шексна, где, насколько мне известно, региональные власти также намерены обустроить крупный туристический центр…
– Есть предложение обустроить в устье реки Углы, в месте впадения ее в Шексну, туристско-рекреационную зону с традиционной русской деревней. Место, на мой взгляд, выбрано очень удачно. В Шексне пересекаются основные транспортные коммуникации, неподалеку началось строительство индустриального парка. Так что эта деревня может стать одной из главных достопримечательностей стремительно развивающегося Шекснинского района.
А вообще, свои туристические бренды есть сейчас уже у 18 из 26 районов области. В Тарноге – мед, в Никольске – пиво, в Грязовце – Молочная слобода, в Вашках – царство Золотой рыбки и так далее. Пока, к сожалению, из общего ряда выпадает только Сокол. И между прочим, зря.
Туризм – это ведь не только прямые доходы в казну, но и привлеченные инвестиции. В Великом Устюге уже сейчас почти 80 процентов инвестиций – частные. Именно на эти средства строятся новые кафе, магазины, гостиницы. Главной же задачей региональных и местных властей является развитие транспортной инфраструктуры и благоустройство города.
– А что ждет Великий Устюг в 2008 году?
– Правительство Москвы и раньше оказывало всестороннюю поддержку развитию проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза». Но теперь наше партнерство выходит на новый, еще более интенсивный уровень сотрудничества. В прошлом году на вотчине началось строительство зоосада. И к концу будущей осени, надеюсь, в Великом Устюге откроется филиал Московского зоопарка.
Чтобы снизить стоимость путевок для гостей из Москвы, Петербурга и Нижнего Новгорода, традиционно составляющих основную массу приезжающих в Великий Устюг, необходимо вводить в эксплуатацию более вместительные самолеты. Но для этого взлетно-посадочную полосу необходимо удлинить почти на километр. И здесь мы опять надеемся на Москву, которая намерена взять под свою опеку 17 региональных аэропортов, выделив деньги на их реконструкцию. Предварительное согласие Юрия Лужкова, что устюжский аэропорт также попадет в эту программу, уже получено.
Если цифры будут реальными, думаю, через два-три года воздушные ворота в Великий Устюг будут полностью реконструированы. А там не за горами и сочинская Олимпиада 2014 года, с которой мы также связываем определенные планы.
– Вы имеете в виду идею сделать талисманом Игр стилизованное изображение Деда Мороза?
– В первую очередь именно это. И шансы, весьма неплохие, у нас есть. В отличие от чебурашек, дельфинов и прочих предлагаемых символов, образ Деда Мороза несет в себе огромную смысловую нагрузку. Причем исключительно в позитивном плане. Ведь Дед Мороз – это не только символ зимы. Это еще и символ добра и гостеприимства. Он – друг и помощник, а также миротворец. Кроме того, это символ единения и согласия, мудрости и справедливости. Плюс там, где Дед Мороз, – там всегда праздник и подарки. Всего нами подготовлен и красочно оформлен 21 главный довод в пользу российского Деда Мороза как талисмана зимних Игр 2014 года. Вместе с эскизами талисмана для каждого вида спорта все подготовленные материалы будут переданы в Олимпийский комитет России.
– Недавно в Великом Устюге побывал президент России Владимир Путин, пообещавший, что федеральное правительство поможет построить на вотчине новый дворец Деда Мороза и ряд других объектов…
– Мы очень благодарны Владимиру Владимировичу за такое обещание. Но уповать только на деньги из федерального или регионального бюджета не собираемся. В город и район все активнее приходят инвесторы. И в первую очередь именно за счет их средств будет осуществляться дальнейшее развитие и благоустройство Великого Устюга.
Кстати, экономическая отдача – важная, но отнюдь не единственная составляющая проекта. Он несет в себе и огромный воспитательно-нравственный смысл. Дед Мороз стал настоящим объединяющим символом для многих людей из разных уголков нашей страны. И не случайно, что на одной из недавних пресс-конференций первый вице-премьер правительства РФ Дмитрий Медведев назвал великоустюгского Деда Мороза «национальным брендом России», который необходимо «всячески поддерживать».
Беседовал Владимир Романов, собкор «НВ» в Вологде
– Николай Леонидович, в ряде стран туризм приносит в бюджет примерно пятую, а то и четвертую часть всех доходов. А как с этим обстоит дело на Вологодчине?
– Прямые доходы от туризма составляют в области около полутора миллиардов рублей в год. Кроме того, есть так называемые косвенные вложения. Это когда иногородние туристы покупают у нас сувениры, питаются в кафе и ресторанах, пользуются транспортом, а в итоге инвестируют в региональную экономику дополнительные и весьма немалые деньги. Всего же, по оценкам экспертов, стоимость совокупного туристского продукта на Вологодчине сопоставима с объемами производства в лесопромышленном комплексе. А это почти 10 процентов ВВП. Есть районы, как, например, Кирилловский, где почти треть всех поступлений в казну дает именно туризм и сопутствующие ему сферы.
– Главной водной туристической артерией Вологодчины всегда считался Волго-Балт…
– Да, и в прошлогоднюю навигацию только в Горицах близ Кириллова сделали остановку свыше 800 туристских теплоходов. В следующем году их, по всем прогнозам, будет не менее 900. Но пропускная способность Волго-Балта ограничена. Стоянки теплоходов зачастую привязаны к графику шлюзований. А у шлюзов нередко скапливаются очереди из барж и грузовых судов. Об этом красноречиво говорит сама динамика грузоперевозок по Волго-Балту в границах Вологодской области. В навигацию 2006 года – около 20 миллионов тонн различных грузов, в прошлогоднюю навигацию – уже 22 миллиона. Все это в той или иной степени сдерживает «теплоходный» туризм. В качестве примера можно взять Вытегру с ее огромным, но пока не реализованным и на десятую часть туристическим потенциалом. В городе действует музей – подводная лодка, на базе которого будет открыт мемориальный комплекс морской славы Вологодчины, а в окрестностях есть масса удивительных архитектурных и природных памятников. Но из-за нестыковок со шлюзованием в нынешнюю навигацию в Вытегре сделали остановки менее 50 теплоходов. Хотя уже сейчас город готов принять туристов с 400–450 судов.
– В Белозерске достопримечательностей даже больше, чем в Вытегре. Но здесь туристических теплоходов и вовсе мизер!
– Тут другая проблема – нет необходимой причальной стенки. Губернатором поставлена задача решить этот вопрос к 2012 году, когда Белозерск будет отмечать свое 1150-летие. И сейчас мы активно ищем инвесторов.
– Если следовать вниз по Волго-Балту, то после Белозерска и Кириллова будет Шексна, где, насколько мне известно, региональные власти также намерены обустроить крупный туристический центр…
– Есть предложение обустроить в устье реки Углы, в месте впадения ее в Шексну, туристско-рекреационную зону с традиционной русской деревней. Место, на мой взгляд, выбрано очень удачно. В Шексне пересекаются основные транспортные коммуникации, неподалеку началось строительство индустриального парка. Так что эта деревня может стать одной из главных достопримечательностей стремительно развивающегося Шекснинского района.
А вообще, свои туристические бренды есть сейчас уже у 18 из 26 районов области. В Тарноге – мед, в Никольске – пиво, в Грязовце – Молочная слобода, в Вашках – царство Золотой рыбки и так далее. Пока, к сожалению, из общего ряда выпадает только Сокол. И между прочим, зря.
Туризм – это ведь не только прямые доходы в казну, но и привлеченные инвестиции. В Великом Устюге уже сейчас почти 80 процентов инвестиций – частные. Именно на эти средства строятся новые кафе, магазины, гостиницы. Главной же задачей региональных и местных властей является развитие транспортной инфраструктуры и благоустройство города.
– А что ждет Великий Устюг в 2008 году?
– Правительство Москвы и раньше оказывало всестороннюю поддержку развитию проекта «Великий Устюг – родина Деда Мороза». Но теперь наше партнерство выходит на новый, еще более интенсивный уровень сотрудничества. В прошлом году на вотчине началось строительство зоосада. И к концу будущей осени, надеюсь, в Великом Устюге откроется филиал Московского зоопарка.
Чтобы снизить стоимость путевок для гостей из Москвы, Петербурга и Нижнего Новгорода, традиционно составляющих основную массу приезжающих в Великий Устюг, необходимо вводить в эксплуатацию более вместительные самолеты. Но для этого взлетно-посадочную полосу необходимо удлинить почти на километр. И здесь мы опять надеемся на Москву, которая намерена взять под свою опеку 17 региональных аэропортов, выделив деньги на их реконструкцию. Предварительное согласие Юрия Лужкова, что устюжский аэропорт также попадет в эту программу, уже получено.
Если цифры будут реальными, думаю, через два-три года воздушные ворота в Великий Устюг будут полностью реконструированы. А там не за горами и сочинская Олимпиада 2014 года, с которой мы также связываем определенные планы.
– Вы имеете в виду идею сделать талисманом Игр стилизованное изображение Деда Мороза?
– В первую очередь именно это. И шансы, весьма неплохие, у нас есть. В отличие от чебурашек, дельфинов и прочих предлагаемых символов, образ Деда Мороза несет в себе огромную смысловую нагрузку. Причем исключительно в позитивном плане. Ведь Дед Мороз – это не только символ зимы. Это еще и символ добра и гостеприимства. Он – друг и помощник, а также миротворец. Кроме того, это символ единения и согласия, мудрости и справедливости. Плюс там, где Дед Мороз, – там всегда праздник и подарки. Всего нами подготовлен и красочно оформлен 21 главный довод в пользу российского Деда Мороза как талисмана зимних Игр 2014 года. Вместе с эскизами талисмана для каждого вида спорта все подготовленные материалы будут переданы в Олимпийский комитет России.
– Недавно в Великом Устюге побывал президент России Владимир Путин, пообещавший, что федеральное правительство поможет построить на вотчине новый дворец Деда Мороза и ряд других объектов…
– Мы очень благодарны Владимиру Владимировичу за такое обещание. Но уповать только на деньги из федерального или регионального бюджета не собираемся. В город и район все активнее приходят инвесторы. И в первую очередь именно за счет их средств будет осуществляться дальнейшее развитие и благоустройство Великого Устюга.
Кстати, экономическая отдача – важная, но отнюдь не единственная составляющая проекта. Он несет в себе и огромный воспитательно-нравственный смысл. Дед Мороз стал настоящим объединяющим символом для многих людей из разных уголков нашей страны. И не случайно, что на одной из недавних пресс-конференций первый вице-премьер правительства РФ Дмитрий Медведев назвал великоустюгского Деда Мороза «национальным брендом России», который необходимо «всячески поддерживать».
Беседовал Владимир Романов, собкор «НВ» в Вологде