Экономика
Сеть оправдывает средства
29 января
Об Алексее Третьякове – председателе совета Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка – зачастую говорят как об оппоненте городской торговой политики. Но на деле он критикует Смольный выборочно, а отдельные шаги администрации хвалит. Тем более что в деле борьбы с сетями на днях он получил неожиданного союзника – первого вице-премьера Дмитрия Медведева, который пообещал умерить аппетиты сетевой торговли.
Сегодня Алексей ТРЕТЬЯКОВ отвечает на вопросы «НВ» о торговле, бизнесе и конкуренции.
– Алексей Николаевич, если посмотреть на статистику, то непонятно, сколько малых предприятий работает, например, в петербургской торговле. Чиновники называют разные цифры.
– Ну, точных данных не знает никто. Дело не только в том, что малые фирмы и предприниматели – это очень динамичная среда. В Санкт-Петербурге числится 180 тысяч субъектов малого предпринимательства (СМП). В эту категорию входят и частные предприниматели, и фирмы с числом занятых до ста человек. Но не все из них реально действуют. Кто-то закрылся, но не смог заплатить за юридически корректную ликвидацию, кто-то на всякий случай держит фирму-«клон».
– Как же руководить этой отраслью?
– Я бы не стал так сразу критиковать КЭРППиТ (комитет экономического развития, промышленной политики и торговли. – Ред.). Но перекосы в политике из-за искаженных данных бывают. Например, малый бизнес обвиняют в серых зарплатах. А на деле у предпринимателя 5–6 юридических лиц. Бухгалтеру он платит зарплату, допустим, 30 тысяч рублей, но так: по каждому ООО – по 5 тысяч рублей. Но с трибуны говорят: «У вас не за 3–5 тысяч рублей вкалывают, вы в конвертах деньги выдаете. Давайте поддержку окажем большому бизнесу, он-де цивилизованный».
Наша ассоциация защищает интересы потребительского рынка: эта сфера включает не только торговлю, но и общепит, услуги. По общероссийской статистике две трети малого бизнеса работают на потребительском рынке. В Петербурге – только 39 процентов. Но не потому, что в городе сильно развит производственный, инновационный сектор. Нет, это на малые формы в торговле идет целенаправленное наступление.
– Целенаправленное? Вы не сгущаете краски?
– Первым ударом стал ноябрь 2004 года, кампания ликвидации остановочных павильонов. Обоснование – уязвимость для террористических актов объектов транспортной инфраструктуры. Зато киоски на вокзалах, аэропортах не трогают. Может, они в руке у «правильных» людей, и дело не «где», а «кто» торгует?
Есть еще один любимый чиновниками аргумент. Павильоны неэстетичны. Это правда. Но окупаемость торговой зоны с несколькими десятками киосков – 5–7 лет. Хорошо, если у вас заключен договор аренды земельного участка на 10 лет. А если на один год, то вы поставите там простую палатку – не до красоты.
Второй удар – через год – зачистка площадок возле станций метрополитена. На первом шаге город потерял 1600, на втором еще 2000 точек. Альтернативные места от Смольного получили единицы.
Последний «гвоздь» в крышку гроба – постановление городского правительства № 1398 от 29.10.2007 – об упорядочении размещения некапитальных объектов. Документ регламентирует: площадь объекта должна быть не более 150 квадратных метров, а высота 4 метров. Это вроде прописано для новых сооружений. Однако договор аренды земли краткосрочный, в юридическом смысле он периодически заключается снова. Так подвести под ликвидацию по постановлению № 1398 можно все. А если сделан фундамент, чтоб павильон не рухнул? Его заливку когда-то чиновники требовали – но теперь это не оправдание, ведь фундамент положен только капитальному строительству.
В ассоциации пришли к выводу, что за последовательным наступлением на малый бизнес стоят торговые сети. Только им выгодна ликвидация конкурента. В 2006 году малый бизнес в торговле занимал 32 процента рынка. А на октябрь прошлого года (данных по итогам четвертого квартала еще нет) уже только 18 процентов.
– А чиновники говорят, что гипермаркеты берут рынок более низкими ценами и культурой. В результате честной конкуренции.
– СМП вымирают, просто не успев проиграть в честной конкуренции, – я уже объяснил, по каким причинам. На самом деле у малого бизнеса свои преимущества – например, человеческое обслуживание. Хозяин киоска завезет товара столько, что он не залеживается. Продавщица знает всех покупателей в лицо. Если пойдет дурная слава, долго ли проживет точка? Зато если окрестные бабушки называют павильон «наш», то смело становитесь в очередь. Кто по именам знает продавцов в большом ангаре? Вот вы говорите, в гипермаркетах дешево, а за счет чего достигается эта дешевизна?
– Причин множество – от логистики до жесткого давления на производителей.
– Часть этих методов с точки зрения интересов общества очевидно опасна и вредна. А у нас на административном уровне в городе сети поддерживают. Вот буквально на днях Николай Архипов, заместитель председателя КЭРППиТ, заявил: «Вот малому бизнесу объясняют, что нельзя ставить ларек у входа в гипермаркет». Почему это? Ведь в гипермаркете всегда очереди, не хватает кассиров, а люди не хотят идти в дальний конец громадного зала за литром кефира, потом стоять с ним по полчаса в очереди. Соседи – с полными тележками, а ты с одним пакетиком. Но потребителя насильно загоняют в гипермаркет.
Весь мировой опыт свидетельствует – там, где сетевые магазины бесконтрольны, там они выжигают все вокруг. Надо либо ограничить их совокупную долю на рынке, либо, как в Европе, запретить им торговать вечером и в выходные.
– И все-таки люди привыкли к универсамам, дискаунтерам и гипермаркетам – они удобны. Ваши призывы ограничить сетевую торговлю направлены против потребителей, ведь если оборот сетевой торговли искусственно сократить, то ей ничего не останется, как повысить цены.
– Сети все равно потом будут их повышать, чтоб отбить затраты на экспансию. Вы же не можете не видеть, как уже снизилось в дискаунтерах качество обслуживания. Главное для сетевой торговли – захват новых рынков. Акциями основных операторов владеют иностранцы. Они целенаправленно продвигают товары своих стран. А малый бизнесмен – он по природе своей патриот. Зачем нам сознательно загонять себя в положение колонии, места, откуда вывозят прибыль? Сети – это как ядерная энергия. Когда она под контролем – это здорово, иначе – Чернобыль.
КЭРППиТ подсчитал, что на 1 тысячу жителей города надо 237 квадратных метров предприятий торговли. Так вот, эта норма превышена в Адмиралтейском районе в 9,3 раза (1-е место), в Московском районе в 7,9 раза (2-е место), а в Красногвардейском в 1,2 раза, а это минимум по городу. Но лукавая статистика теперь не разделяет магазины пром- и продтоваров. Открыл большой автосалон – может закрыть несколько булочных. У нас в городе закрылось 3600 павильонов, причем не из-за конкуренции, а принудительно, но по площадям – все в порядке.
– А разве власть не поддержала малый бизнес решением о том, что арендатор может выкупить занимаемое им помещение за полцены? Не на аукционе, где цена была бы рыночной, а в льготном порядке?
– Эта льгота обоснована. В девяностые годы площади купить было нельзя, только снять у города. Мы ремонтировали их за свои кровные, практически без надежды зачесть затраты в счет аренды. А на аукционах по продаже помещений кормились «черные маклеры». Причем некоторые эти дельцы зарегистрированы как частные предприниматели, и их победы – формальный успех малого бизнеса. Маклер выиграл, иди к нему на поклон, покупай помещение у него – ведь при перебазировании бизнеса клиент за вами не пойдет и затрат на переезд никто не компенсирует. Так что мораторий на продажу помещений, который был введен в прошлом году в Петербурге, – один из положительных примеров действий властей в нашу пользу.
– Но вам этого мало?
– Задача государства – поддерживать на рынке баланс отраслей и сфер. К примеру, в экономике самый рентабельный бизнес – нефтянка. Но государство не позволяет все средства направлять именно в эту отрасль, а заботится, чтобы развивалось судостроение, станкостроение и прочее. Так и в сфере торговли должен быть баланс сил между сетями и малыми магазинами, пусть даже сегодня сетевики больше платят в бюджет. Они такие хорошие, пока у них еще есть конкуренты. Не останется нас – они разорят сначала отечественных производителей, вынуждая отдавать им товар за бесценок (примеров хватает), а потом вас, покупателей, заставят платить за все по ценам выше, чем в Европе (и такие примеры имеются). Мы будем трудиться, развивать экономику, стараться побольше заработать, а торговые монополисты будут, как насос, наши деньги с рынка выкачивать в свою пользу и пользу иностранных поставщиков.
Беседовал Алексей Миронов
Сегодня Алексей ТРЕТЬЯКОВ отвечает на вопросы «НВ» о торговле, бизнесе и конкуренции.
– Алексей Николаевич, если посмотреть на статистику, то непонятно, сколько малых предприятий работает, например, в петербургской торговле. Чиновники называют разные цифры.
– Ну, точных данных не знает никто. Дело не только в том, что малые фирмы и предприниматели – это очень динамичная среда. В Санкт-Петербурге числится 180 тысяч субъектов малого предпринимательства (СМП). В эту категорию входят и частные предприниматели, и фирмы с числом занятых до ста человек. Но не все из них реально действуют. Кто-то закрылся, но не смог заплатить за юридически корректную ликвидацию, кто-то на всякий случай держит фирму-«клон».
– Как же руководить этой отраслью?
– Я бы не стал так сразу критиковать КЭРППиТ (комитет экономического развития, промышленной политики и торговли. – Ред.). Но перекосы в политике из-за искаженных данных бывают. Например, малый бизнес обвиняют в серых зарплатах. А на деле у предпринимателя 5–6 юридических лиц. Бухгалтеру он платит зарплату, допустим, 30 тысяч рублей, но так: по каждому ООО – по 5 тысяч рублей. Но с трибуны говорят: «У вас не за 3–5 тысяч рублей вкалывают, вы в конвертах деньги выдаете. Давайте поддержку окажем большому бизнесу, он-де цивилизованный».
Наша ассоциация защищает интересы потребительского рынка: эта сфера включает не только торговлю, но и общепит, услуги. По общероссийской статистике две трети малого бизнеса работают на потребительском рынке. В Петербурге – только 39 процентов. Но не потому, что в городе сильно развит производственный, инновационный сектор. Нет, это на малые формы в торговле идет целенаправленное наступление.
– Целенаправленное? Вы не сгущаете краски?
– Первым ударом стал ноябрь 2004 года, кампания ликвидации остановочных павильонов. Обоснование – уязвимость для террористических актов объектов транспортной инфраструктуры. Зато киоски на вокзалах, аэропортах не трогают. Может, они в руке у «правильных» людей, и дело не «где», а «кто» торгует?
Есть еще один любимый чиновниками аргумент. Павильоны неэстетичны. Это правда. Но окупаемость торговой зоны с несколькими десятками киосков – 5–7 лет. Хорошо, если у вас заключен договор аренды земельного участка на 10 лет. А если на один год, то вы поставите там простую палатку – не до красоты.
Второй удар – через год – зачистка площадок возле станций метрополитена. На первом шаге город потерял 1600, на втором еще 2000 точек. Альтернативные места от Смольного получили единицы.
Последний «гвоздь» в крышку гроба – постановление городского правительства № 1398 от 29.10.2007 – об упорядочении размещения некапитальных объектов. Документ регламентирует: площадь объекта должна быть не более 150 квадратных метров, а высота 4 метров. Это вроде прописано для новых сооружений. Однако договор аренды земли краткосрочный, в юридическом смысле он периодически заключается снова. Так подвести под ликвидацию по постановлению № 1398 можно все. А если сделан фундамент, чтоб павильон не рухнул? Его заливку когда-то чиновники требовали – но теперь это не оправдание, ведь фундамент положен только капитальному строительству.
В ассоциации пришли к выводу, что за последовательным наступлением на малый бизнес стоят торговые сети. Только им выгодна ликвидация конкурента. В 2006 году малый бизнес в торговле занимал 32 процента рынка. А на октябрь прошлого года (данных по итогам четвертого квартала еще нет) уже только 18 процентов.
– А чиновники говорят, что гипермаркеты берут рынок более низкими ценами и культурой. В результате честной конкуренции.
– СМП вымирают, просто не успев проиграть в честной конкуренции, – я уже объяснил, по каким причинам. На самом деле у малого бизнеса свои преимущества – например, человеческое обслуживание. Хозяин киоска завезет товара столько, что он не залеживается. Продавщица знает всех покупателей в лицо. Если пойдет дурная слава, долго ли проживет точка? Зато если окрестные бабушки называют павильон «наш», то смело становитесь в очередь. Кто по именам знает продавцов в большом ангаре? Вот вы говорите, в гипермаркетах дешево, а за счет чего достигается эта дешевизна?
– Причин множество – от логистики до жесткого давления на производителей.
– Часть этих методов с точки зрения интересов общества очевидно опасна и вредна. А у нас на административном уровне в городе сети поддерживают. Вот буквально на днях Николай Архипов, заместитель председателя КЭРППиТ, заявил: «Вот малому бизнесу объясняют, что нельзя ставить ларек у входа в гипермаркет». Почему это? Ведь в гипермаркете всегда очереди, не хватает кассиров, а люди не хотят идти в дальний конец громадного зала за литром кефира, потом стоять с ним по полчаса в очереди. Соседи – с полными тележками, а ты с одним пакетиком. Но потребителя насильно загоняют в гипермаркет.
Весь мировой опыт свидетельствует – там, где сетевые магазины бесконтрольны, там они выжигают все вокруг. Надо либо ограничить их совокупную долю на рынке, либо, как в Европе, запретить им торговать вечером и в выходные.
– И все-таки люди привыкли к универсамам, дискаунтерам и гипермаркетам – они удобны. Ваши призывы ограничить сетевую торговлю направлены против потребителей, ведь если оборот сетевой торговли искусственно сократить, то ей ничего не останется, как повысить цены.
– Сети все равно потом будут их повышать, чтоб отбить затраты на экспансию. Вы же не можете не видеть, как уже снизилось в дискаунтерах качество обслуживания. Главное для сетевой торговли – захват новых рынков. Акциями основных операторов владеют иностранцы. Они целенаправленно продвигают товары своих стран. А малый бизнесмен – он по природе своей патриот. Зачем нам сознательно загонять себя в положение колонии, места, откуда вывозят прибыль? Сети – это как ядерная энергия. Когда она под контролем – это здорово, иначе – Чернобыль.
КЭРППиТ подсчитал, что на 1 тысячу жителей города надо 237 квадратных метров предприятий торговли. Так вот, эта норма превышена в Адмиралтейском районе в 9,3 раза (1-е место), в Московском районе в 7,9 раза (2-е место), а в Красногвардейском в 1,2 раза, а это минимум по городу. Но лукавая статистика теперь не разделяет магазины пром- и продтоваров. Открыл большой автосалон – может закрыть несколько булочных. У нас в городе закрылось 3600 павильонов, причем не из-за конкуренции, а принудительно, но по площадям – все в порядке.
– А разве власть не поддержала малый бизнес решением о том, что арендатор может выкупить занимаемое им помещение за полцены? Не на аукционе, где цена была бы рыночной, а в льготном порядке?
– Эта льгота обоснована. В девяностые годы площади купить было нельзя, только снять у города. Мы ремонтировали их за свои кровные, практически без надежды зачесть затраты в счет аренды. А на аукционах по продаже помещений кормились «черные маклеры». Причем некоторые эти дельцы зарегистрированы как частные предприниматели, и их победы – формальный успех малого бизнеса. Маклер выиграл, иди к нему на поклон, покупай помещение у него – ведь при перебазировании бизнеса клиент за вами не пойдет и затрат на переезд никто не компенсирует. Так что мораторий на продажу помещений, который был введен в прошлом году в Петербурге, – один из положительных примеров действий властей в нашу пользу.
– Но вам этого мало?
– Задача государства – поддерживать на рынке баланс отраслей и сфер. К примеру, в экономике самый рентабельный бизнес – нефтянка. Но государство не позволяет все средства направлять именно в эту отрасль, а заботится, чтобы развивалось судостроение, станкостроение и прочее. Так и в сфере торговли должен быть баланс сил между сетями и малыми магазинами, пусть даже сегодня сетевики больше платят в бюджет. Они такие хорошие, пока у них еще есть конкуренты. Не останется нас – они разорят сначала отечественных производителей, вынуждая отдавать им товар за бесценок (примеров хватает), а потом вас, покупателей, заставят платить за все по ценам выше, чем в Европе (и такие примеры имеются). Мы будем трудиться, развивать экономику, стараться побольше заработать, а торговые монополисты будут, как насос, наши деньги с рынка выкачивать в свою пользу и пользу иностранных поставщиков.
Беседовал Алексей Миронов