Культура

Ушел Великий Князь актерского цеха

29 января
Он прожил долгую и яркую жизнь в искусстве. В прошлом году Игорь Борисович отметил 80-летие. Возраст, конечно, брал свое. Но поклонники таланта замечательного артиста даже в столь солидные его годы не могли представить Игоря Дмитриева без того шарма и элегантности, которые он демонстрировал всегда и везде: как на подмостках театра, так и на киноэкране. А уж о том, каким Игорь Борисович был радиоведущим, говорить не приходится. Чуть ли не весь Ленинград (позже – Петербург) усаживался у радиоприемников, когда шла передача «В легком жанре», которую артист вел на протяжении 17 (!) лет.
Судьба сводила нас с Игорем Борисовичем несколько раз. Лет двадцать назад для юбилейного вечера одного из старейших городских кинотеатров «Октябрь» (до революции – «Паризиана») потребовалось найти артиста, который бы мог представить на сцене кинематограф начала ХХ века. Я обратился к Дмитриеву. Он без раздумий согласился. И выдал в юбилейный вечер настоящий стихотворный каскад сочинений Серебряного века. Да так, что присутствующие пришли в восторг.
Игоря Дмитриева приглашали в свои фильмы Сергей Герасимов и Григорий Козинцев, Виктор Трегубович и Илья Авербах, Глеб Панфилов и Геннадий Полока, Юлий Карасик и Владимир Мотыль, Игорь Масленников и Надежда Кошеверова. И он ни разу не подвел режиссеров.
Идеальным режиссером-единомышленником для Дмитриева был один из корифеев ленинградского кино – Ян Фрид, в фильмах которого Игорь Борисович переиграл множество «носителей дворянских титулов и благородных фамилий». Легенда гласит, что всю жизнь Игорь Дмитриев мечтал о роли какого-нибудь императора. Однако в кино он «дослужился» только до роли одного из великих князей. Случилось это в фильме того же Фрида «Прощание с Петербургом».
Чувство юмора всегда выручало Дмитриева, даже тогда, когда его персонажи были, мягко говоря, «совсем не идеальными советскими гражданами» и положительными киногероями. Его обожали и любили женщины – и в искусстве, и в жизни. И сам Дмитриев до конца дней своих оставался галантным кавалером, заставляя прямой спиной и отточенными манерами вспоминать об английских денди времен Оскара Уайльда. Он всегда эффектно носил монокль и цилиндр, а уж с перчатками и тростью обращался так, как будто появился на свет вместе с этими предметами. В прежние времена это все называлось «породой». Теперь так ни фраки не носят, ни целуют дамам ручки.
Вместе с Игорем Борисовичем наше кино и театр потеряли то, что больше уже никогда не придет на сцену и не появится в кадре: чувство меры и стиля, благородство души и манер, изящество ненатужного, а естественного артистизма. А еще – от нас ушел обаятельный человек, даривший людям радость своим искусством игры. Воистину Великий Князь российской актерской гильдии – как его называли…
Сергей Ильченко

Памяти народного артиста России И.Б. Дмитриева
 25 января в 23 часа 55 минут на 81-м году жизни скончался актер Санкт-Петербургского государственного академического театра комедии им. Н.П. Акимова, народный артист России Игорь Борисович Дмитриев.
 
Игорь Борисович Дмитриев прожил в искусстве не только долгую, но и прекрасно-содержательную жизнь. Во впечатляющем списке его ролей есть образы, ставшие легендой отечественного кино. Его незаурядный талант привлекал крупнейших кинорежиссеров: С. Герасимова, Г. Козинцева, В. Мельникова, Я. Фрида, Г. Панфилова. Подлинный мастер кинематографа, он сыграл более 120 ролей в известнейших российских фильмах, среди которых «Гамлет», «Тихий Дон», «Хождение по мукам», «Любовь Яровая», «Собака на сене», «Дон Сезар де Базан», «Сильва» и многие другие.
Театральные работы Игоря Дмитриева на петербургской сцене навсегда останутся в памяти тех, кому посчастливилось их видеть. Его профессиональное мастерство было отточено до предельного совершенства, техника филигранна, театральный язык – изысканный и оригинальный. Зрители ценили и любили его за неповторимость актерского стиля, проницательный, ироничный ум, мощный темперамент, врожденный аристократизм, сценическое обаяние, незаурядное чувство юмора.
Нам будет очень не хватать Игоря Борисовича. Время притупит остроту боли, но скорбь и печаль разлуки с этим необыкновенно обаятельным, благородным человеком, с величайшим актером театра и кино, с настоящим петербуржцем останутся с нами навсегда.
 
Швыдкой М.Е., Матвиенко В.И., Тарасов С.Б., Буров Н.В., Казакова Т.С., Татарский Е.М., Толубеев А.Ю., Гранин Д.А., Басилашвили О.В., Фрейндлих А.Б., Герман А.Ю., Мельников В.П., Антонова О.С., Вельяминов П.С., Равикович А.Ю., Мазуркевич И.С., Карпова В.А, Зиганшина Э.Г., Пиотровский М.Б., Гусев В.А., коллектив Санкт-Петербургского государственного академического театра комедии им. Н.П. Акимова


слово о друге
Роман Виктюк, театральный режиссер:
– Я был тем человеком, кто снял Игоря на пленку последний раз. У меня была своя передача, которая называлась «Поэтический театр Романа Виктюка». Я собрал свою группу и сказал: «Мы сегодня вечером едем в Петербург. У Игоря Дмитриева в Театре Комедии концерт, и мы должны это заснять. Игорь правда об этом ничего не знает»… Я вошел в зал и скомандовал: «Стоп! Мы начинаем репетировать». Игорь безумно волновался, он дрожал, и мы с ним при публике репетировали почти два часа. В финале он встал на колени, заплакал и сказал, что он благодарен за этот эксперимент, потому что с ним никто никогда так не работал. Это был большой ребенок. Детство его сопровождало всю жизнь. И оно открыло перед ним двери в вечность. Игорь умел радоваться успеху своих товарищей. Он приходил в наш театр на спектакли, вспрыгивал на сцену или забегал за кулисы и искренне, без остановки говорил добрые слова артистам. Глаза горели, он благодарил судьбу за то, что может встретиться с тем, о чем сам мечтал всю жизнь. А он так мало играл, для его огромного потенциала мало.
Игорь Дмитриев – это боль. Это молитва. Это вопль. Это молния… У него было как бы два крыла. Одно крыло я бы определил как независимость, а второе – беспристрастность. Хотя он был внутри себя удивительно страстным человеком, но глубоко осознавал, что ребенок с открытой страстью в наше время – это самое не интересное для остальных. И в этом было его внутреннее одиночество. При этом он умел жить в своем мире, и он был в согласии со своим миром… Моя последняя встреча с ним была в начале января, я был у него дома. Он практически не говорил, но у него был все тот же мудрый и всепонимающий и принимающий взгляд восторженных глаз, он еще верил, что сможет работать. Мне очень жаль, что больше я уже никогда не увижу на этой земле Игоря Дмитриева и не смогу ощутить ту энергию любви, которой он обладал.

Эдуард Розовский, оператор:
– У какого бы режиссера Дмитриев ни снимался, в каких ролях – у Виктора Трегубовича играл серьезных ответственных руководителей, у Яна Фрида в комических ролях, – везде он был чрезвычайно убедителен и правдив. Фрид считал, что Дмитриев – его личный талисман. Тот был всегда в хорошем настроении, на подъеме, умел подбодрить других актеров шуткой, забавным рассказом. У Игоря вообще был легкий характер. Он много рассказывал историй, связанных с какой-то поездкой, прочитанной книгой, увиденной картиной. И все это сопровождалось большим количеством стихотворений, шуток, пародий. Остроумие было его визитной карточкой. А еще у него было огромное количество друзей, которым он умел помочь. Очень жаль, что последние годы были очень трудные – инсульты лишили его возможности продолжать творческую деятельность. Ушел из жизни замечательный человек, настоящий романтик актерской профессии.



Курс ЦБ
Курс Доллара США
108.01
2.95 (2.73%)
Курс Евро
113.09
2.6 (2.3%)
Погода
Сегодня,
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Облачно
29 ноября
пятница
+4
Облачно