Экономика
Ценные предложения
01 февраля
Столь солидный пакет мер по борьбе с инфляцией, какой был озвучен вчера, российское правительство рассматривает впервые. Поскольку они представляют и широкий общественный интерес – ведь нет в стране человека, который бы не подвергался воздействию инфляции, – стоит рассмотреть их подробнее.
1. Замораживание цен – продление ценового моратория на основные продукты питания
Продление моратория предлагается «на краткосрочную перспективу» (по слухам – до мая или июня). Решение, по мнению многих, небесспорное. Но малообеспеченным гражданам, для которых цена десятка яиц второй категории, молока, растительного масла и хлеба принципиально важна, до идейных споров нет дела. Им важно, что еще три-четыре месяца они смогут покупать эти товары по ноябрьским (когда и было подписано первое соглашение о моратории) ценам. Так что эта мера им придется по душе. Кроме того, есть надежда, что экономисты, которые предсказывают скачок цен на продовольствие после разморозки, просто вводят себя и публику в заблуждение. Установленные твердые цены вполне рентабельны для производителей.
2. Помощь аграрному сектору
Лет десять назад, когда господствовала либеральная идеология, эта мера была бы признана реакционной. Однако плоды нацпроекта по поддержке АПК показали, что сельское хозяйство – очень «благодарная» к деньгам отрасль. Даже на копеечные, по большому счету, дотации она откликается немедленным увеличением производства. Причем так происходит во всем мире, поэтому развитые страны, выделяя скромные суммы на дотации своим фермерам, полностью обеспечивают себя продовольствием, а излишки продают. Россия же на 40 процентов зависит от импортного мяса и на 25 – от импортного молока.
Но сомнения вызывает решение финансово помогать только успешным, высокоэффективным хозяйствам. Формально оно правильное – в нормальной экономике помогают именно сильным. Однако в России сильных хозяйств – по одному на каждую сотню. И одни эффективные агрокомплексы страну не накормят. Зато десятки тысяч мелких хозяйств, получи они реальную помощь, могли бы уже к осени завалить торговлю продовольствием. В советские времена каждая семья на селе держала корову, а то и две. Потом это стало невыгодно. Но если сейчас государство будет доплачивать за литр сданного на заготпункт молока пару рублей, а за килограмм мяса – рублей двадцать, фермеры и индивидуалы откликнуться на это увеличением поголовья стада и ростом надоев.
3. Развитие торговли, борьба с посредниками
«Развитие инфраструктуры торговли и товаропроводящей сети» – так это обозначено в правительственном пакете. Тут тоже загвоздка в формулировках. Наряду с такими бесспорно нужными шагами, как создание системы сбыта сельхозпродукции, сокращение посреднических звеньев, в ведомстве Кудрина говорят о том, что будет иметь место «стимулирование увеличения современных высокоэффективных форматов торговли».
О чем идет речь – не о торговых ли сетях? Они современны и куда как эффективны. Однако, как недавно выяснилось, вреда от развития сетевой торговли не меньше, чем пользы. На днях даже первый вице-премьер Дмитрий Медведев признал их злом. Какие же формы торговли на самом деле будет поддерживать правительство – из текста не ясно.
4. Стимулирование сбережений населения
Это совершенно новая для России и перспективная мера. Ее экономический смысл понятен: чем больше денег гражданин кладет в банк, тем меньше спрос на рынке, поэтому производителям нет резона повышать цены. К тому же банки, накопив средства населения, могут вкладывать их в реальный сектор, помогая ему наращивать производство.
До настоящего времени государство не интересовало, выгодно ли гражданам копить деньги. Возможно, что к заседанию министры узнали, что невыгодно – ни один крупный банк не предлагает по депозитам проценты выше уровня инфляции. Чем дольше деньги лежат – тем больше обесцениваются (хотя и не так быстро, как дома на антресолях). Поэтому состоятельные граждане предпочитают вкладываться в недвижимость (стимулируя рост цен на нее).
Как именно правительство будет решать эту проблему – тайна. Возможно, проведет разъяснительную беседу с банкирами (в последние год-два бизнесмены научились делать из таких «бесед» правильные выводы). Возможно, государство выпустит на рынок собственные ценные бумаги. Если они окажутся более доходными, чем депозиты, коммерческие банки поневоле предложит гражданам более выгодные условия. Такой опыт есть у многих стран, правда, в России госбанки, управляющие госбумагами, вообще не умеют зарабатывать деньги. Тем не менее решение о стимулировании сбережений должно обрадовать всех – давно пора.
5. Борьба с монополиями и картелями
Монополий и монопольных структур в стране много, так что этот пакет расписан по отраслям. Во главу списка попали монополии и картели в строительной индустрии и в нефтянке.
Главным инструментом борьбы с их ценовым диктатом станут, по замыслу правительства, биржи. Признаться, это далеко не ноу-хау. Биржевые торги уже больше сотни лет во всем мире используются для установления справедливых цен.
Начало вот-вот будет положено. Через считаные дни должны начаться первые торги нефтепродуктами – причем происходить это будет в Санкт-Петербурге. В Москве уже несколько месяцев помаленьку торгуют на бирже стройматериалами. Однако всех проблем биржа не решит. Картель из нескольких крупных производителей и на бирже сможет навязывать покупателям свои цены – как это и происходит с цементом, самым монополизированным (при попустительстве властей) товаром в строительной индустрии.
Еще одна мера, обозначенная как «стимулирование снижения издержек», более чем туманна. Как она будет осуществляться практически – непонятно.
Монополией признано и жилищно-коммунальное хозяйство. Управы на него так и не придумано, речь идет все о том же развитии конкуренции. Решение, скорее всего, правильное, но его выполнение требует не одного и даже не двух лет – слишком эта сфера непрозрачна и опасна для частного бизнеса.
Отдельный раздел посвящен картелям. Картель – это сговор группы компаний. Так как участвуют в нем фирмы, принадлежащие разным лицам, а результат соглашения не оформляют в виде документа, то доказать факт наличия картеля очень сложно. Это не проблема России, это общая трудность всего мира. У нас обещают подготовить нормативно-правовую базу для борьбы с картельными соглашениями. Пока что самое эффективное законодательство против картелей – в США. Там судьи зачастую не пытаются доказать, что сговор был. Они смотрят – были ли условия для такого сговора. И если считают, что фирмы могли между собой о чем-то договориться, то принимают самые жесткие меры – штрафы, дробление компаний, предписания привести в свою сферу конкурентов. По-своему это логично – предприниматели заранее должны заботиться о том, чтобы их не могли обвинить в сговоре. Впрочем, в России до таких крайностей, скорее всего, не дойдут.
наглядно
Инфляция – проблема для богатых и бич для бедных
В России, при всех ее несомненных успехах в экономике, один из важнейших показателей – уровень расходов населения на продовольствие, остается неоправданно высоким. Правда, в девяностые годы он был куда выше – тогда на питание уходило 60–70 процентов дохода семьи. Но по сравнению с развитыми странами, где еда обходится в 25–30 процентов, российский показатель не радует.
Более того, если его учитывать при расчетах инфляции, выяснится, что для средней семьи оно выросла не на «статистические» 12 процентов за год, а на все 18, ведь почти половина доходов уходит на товар, который подорожал более других. Если же взять уровень роста цен на услуги (тоже весомая статья расходов) реальная инфляция для такой семьи превысит 20 процентов.
Еще одна интересная особенность инфляции-2007 – очевидное влияние на нее факторов, далеких от рынка. Известно, что все производители продовольствия оправдывают рост цен ростом издержек, мол, дорожает газ, электричество, транспорт и прочее. Однако производители непродовольственных товаров несут точно такие же издержки, а уровень роста цен у них заметно ниже. Более того, многие товары в течение года даже дешевели. Таким образом, те группы населения, для кого питание не главная статья расходов (то есть состоятельные граждане), теряют от инфляции меньше, чем среднестатистический гражданин.
Что осталось за кадром
В представленный публике пакет антиинфляционных мер не вошли «монетаристские» дискуссии внутри правительства. Дело в том, что Минфин по-прежнему считает, что причина инфляции не столько в монополизме, перекосах товарного рынка и прочем, сколько в избытке денег. Причем главным виновником избытка является само государство.
В последние годы денежная масса прирастает на 40–50 процентов в год, опережая рост товарной массы. Государство выполняет свои «популистские» обещания, повышая зарплаты военным, врачам, прочим бюджетникам, увеличивая пенсии, финансируя строительство дорог и т. д. Минфин считает, что остановить инфляцию можно, только решительно отказавшись от этого популизма.
Опасность лишних государственных трат – популярная тема для экономических дискуссий. Однако тому, кто за этими дискуссиями следит, видно, что против роста госрасходов выступают только хорошо обеспеченные люди – известные экономисты, руководители различных исследовательских центров, фондов и т. д. Ни один военный, врач, пенсионер не сказал, что ради обуздания инфляции не нужно повышать ему и его коллегам зарплату. Потому что даже в условиях инфляции прибавка одной тысячи рублей к окладу весомей, чем снижение индекса цен на один процент.
В итоге на заседании правительства возобладал прагматичный подход. Результаты будут видны не раньше чем через 2–3 месяца, однако, повторим, пакет таких масштабов принят в стране впервые.
Материалы подготовили Владимир Владимиров, Алексей Миронов
1. Замораживание цен – продление ценового моратория на основные продукты питания
Продление моратория предлагается «на краткосрочную перспективу» (по слухам – до мая или июня). Решение, по мнению многих, небесспорное. Но малообеспеченным гражданам, для которых цена десятка яиц второй категории, молока, растительного масла и хлеба принципиально важна, до идейных споров нет дела. Им важно, что еще три-четыре месяца они смогут покупать эти товары по ноябрьским (когда и было подписано первое соглашение о моратории) ценам. Так что эта мера им придется по душе. Кроме того, есть надежда, что экономисты, которые предсказывают скачок цен на продовольствие после разморозки, просто вводят себя и публику в заблуждение. Установленные твердые цены вполне рентабельны для производителей.
2. Помощь аграрному сектору
Лет десять назад, когда господствовала либеральная идеология, эта мера была бы признана реакционной. Однако плоды нацпроекта по поддержке АПК показали, что сельское хозяйство – очень «благодарная» к деньгам отрасль. Даже на копеечные, по большому счету, дотации она откликается немедленным увеличением производства. Причем так происходит во всем мире, поэтому развитые страны, выделяя скромные суммы на дотации своим фермерам, полностью обеспечивают себя продовольствием, а излишки продают. Россия же на 40 процентов зависит от импортного мяса и на 25 – от импортного молока.
Но сомнения вызывает решение финансово помогать только успешным, высокоэффективным хозяйствам. Формально оно правильное – в нормальной экономике помогают именно сильным. Однако в России сильных хозяйств – по одному на каждую сотню. И одни эффективные агрокомплексы страну не накормят. Зато десятки тысяч мелких хозяйств, получи они реальную помощь, могли бы уже к осени завалить торговлю продовольствием. В советские времена каждая семья на селе держала корову, а то и две. Потом это стало невыгодно. Но если сейчас государство будет доплачивать за литр сданного на заготпункт молока пару рублей, а за килограмм мяса – рублей двадцать, фермеры и индивидуалы откликнуться на это увеличением поголовья стада и ростом надоев.
3. Развитие торговли, борьба с посредниками
«Развитие инфраструктуры торговли и товаропроводящей сети» – так это обозначено в правительственном пакете. Тут тоже загвоздка в формулировках. Наряду с такими бесспорно нужными шагами, как создание системы сбыта сельхозпродукции, сокращение посреднических звеньев, в ведомстве Кудрина говорят о том, что будет иметь место «стимулирование увеличения современных высокоэффективных форматов торговли».
О чем идет речь – не о торговых ли сетях? Они современны и куда как эффективны. Однако, как недавно выяснилось, вреда от развития сетевой торговли не меньше, чем пользы. На днях даже первый вице-премьер Дмитрий Медведев признал их злом. Какие же формы торговли на самом деле будет поддерживать правительство – из текста не ясно.
4. Стимулирование сбережений населения
Это совершенно новая для России и перспективная мера. Ее экономический смысл понятен: чем больше денег гражданин кладет в банк, тем меньше спрос на рынке, поэтому производителям нет резона повышать цены. К тому же банки, накопив средства населения, могут вкладывать их в реальный сектор, помогая ему наращивать производство.
До настоящего времени государство не интересовало, выгодно ли гражданам копить деньги. Возможно, что к заседанию министры узнали, что невыгодно – ни один крупный банк не предлагает по депозитам проценты выше уровня инфляции. Чем дольше деньги лежат – тем больше обесцениваются (хотя и не так быстро, как дома на антресолях). Поэтому состоятельные граждане предпочитают вкладываться в недвижимость (стимулируя рост цен на нее).
Как именно правительство будет решать эту проблему – тайна. Возможно, проведет разъяснительную беседу с банкирами (в последние год-два бизнесмены научились делать из таких «бесед» правильные выводы). Возможно, государство выпустит на рынок собственные ценные бумаги. Если они окажутся более доходными, чем депозиты, коммерческие банки поневоле предложит гражданам более выгодные условия. Такой опыт есть у многих стран, правда, в России госбанки, управляющие госбумагами, вообще не умеют зарабатывать деньги. Тем не менее решение о стимулировании сбережений должно обрадовать всех – давно пора.
5. Борьба с монополиями и картелями
Монополий и монопольных структур в стране много, так что этот пакет расписан по отраслям. Во главу списка попали монополии и картели в строительной индустрии и в нефтянке.
Главным инструментом борьбы с их ценовым диктатом станут, по замыслу правительства, биржи. Признаться, это далеко не ноу-хау. Биржевые торги уже больше сотни лет во всем мире используются для установления справедливых цен.
Начало вот-вот будет положено. Через считаные дни должны начаться первые торги нефтепродуктами – причем происходить это будет в Санкт-Петербурге. В Москве уже несколько месяцев помаленьку торгуют на бирже стройматериалами. Однако всех проблем биржа не решит. Картель из нескольких крупных производителей и на бирже сможет навязывать покупателям свои цены – как это и происходит с цементом, самым монополизированным (при попустительстве властей) товаром в строительной индустрии.
Еще одна мера, обозначенная как «стимулирование снижения издержек», более чем туманна. Как она будет осуществляться практически – непонятно.
Монополией признано и жилищно-коммунальное хозяйство. Управы на него так и не придумано, речь идет все о том же развитии конкуренции. Решение, скорее всего, правильное, но его выполнение требует не одного и даже не двух лет – слишком эта сфера непрозрачна и опасна для частного бизнеса.
Отдельный раздел посвящен картелям. Картель – это сговор группы компаний. Так как участвуют в нем фирмы, принадлежащие разным лицам, а результат соглашения не оформляют в виде документа, то доказать факт наличия картеля очень сложно. Это не проблема России, это общая трудность всего мира. У нас обещают подготовить нормативно-правовую базу для борьбы с картельными соглашениями. Пока что самое эффективное законодательство против картелей – в США. Там судьи зачастую не пытаются доказать, что сговор был. Они смотрят – были ли условия для такого сговора. И если считают, что фирмы могли между собой о чем-то договориться, то принимают самые жесткие меры – штрафы, дробление компаний, предписания привести в свою сферу конкурентов. По-своему это логично – предприниматели заранее должны заботиться о том, чтобы их не могли обвинить в сговоре. Впрочем, в России до таких крайностей, скорее всего, не дойдут.
наглядно
Инфляция – проблема для богатых и бич для бедных
В России, при всех ее несомненных успехах в экономике, один из важнейших показателей – уровень расходов населения на продовольствие, остается неоправданно высоким. Правда, в девяностые годы он был куда выше – тогда на питание уходило 60–70 процентов дохода семьи. Но по сравнению с развитыми странами, где еда обходится в 25–30 процентов, российский показатель не радует.
Более того, если его учитывать при расчетах инфляции, выяснится, что для средней семьи оно выросла не на «статистические» 12 процентов за год, а на все 18, ведь почти половина доходов уходит на товар, который подорожал более других. Если же взять уровень роста цен на услуги (тоже весомая статья расходов) реальная инфляция для такой семьи превысит 20 процентов.
Еще одна интересная особенность инфляции-2007 – очевидное влияние на нее факторов, далеких от рынка. Известно, что все производители продовольствия оправдывают рост цен ростом издержек, мол, дорожает газ, электричество, транспорт и прочее. Однако производители непродовольственных товаров несут точно такие же издержки, а уровень роста цен у них заметно ниже. Более того, многие товары в течение года даже дешевели. Таким образом, те группы населения, для кого питание не главная статья расходов (то есть состоятельные граждане), теряют от инфляции меньше, чем среднестатистический гражданин.
Что осталось за кадром
В представленный публике пакет антиинфляционных мер не вошли «монетаристские» дискуссии внутри правительства. Дело в том, что Минфин по-прежнему считает, что причина инфляции не столько в монополизме, перекосах товарного рынка и прочем, сколько в избытке денег. Причем главным виновником избытка является само государство.
В последние годы денежная масса прирастает на 40–50 процентов в год, опережая рост товарной массы. Государство выполняет свои «популистские» обещания, повышая зарплаты военным, врачам, прочим бюджетникам, увеличивая пенсии, финансируя строительство дорог и т. д. Минфин считает, что остановить инфляцию можно, только решительно отказавшись от этого популизма.
Опасность лишних государственных трат – популярная тема для экономических дискуссий. Однако тому, кто за этими дискуссиями следит, видно, что против роста госрасходов выступают только хорошо обеспеченные люди – известные экономисты, руководители различных исследовательских центров, фондов и т. д. Ни один военный, врач, пенсионер не сказал, что ради обуздания инфляции не нужно повышать ему и его коллегам зарплату. Потому что даже в условиях инфляции прибавка одной тысячи рублей к окладу весомей, чем снижение индекса цен на один процент.
В итоге на заседании правительства возобладал прагматичный подход. Результаты будут видны не раньше чем через 2–3 месяца, однако, повторим, пакет таких масштабов принят в стране впервые.
Материалы подготовили Владимир Владимиров, Алексей Миронов