Культура

Время поиска новых идей

06 февраля
Дефолт 1998 года стал последним серьезным потрясением для «Ленфильма». Чтобы удержаться на плаву, студии пришлось затянуть пояс до отказа, пойти на такие непопулярные меры, как сокращение штатов и приостановка производства. Многое откладывалось «до лучших времен». Первые ощущения того, что они не за горами, появились уже в начале нынешнего века.
– С новым тысячелетием пришло осознание того, что мы живы, а кинематограф по-прежнему нужен людям, – вспоминает киновед Александр Поздняков.

Возрождение киностудии

Вторая половина последнего десятилетия XX века хотя и заставила «Ленфильм» выживать, тем не менее стала для киностудии временем довольно щедрым на картины, которые можно неоднократно пересматривать и каждый раз уже в знакомом сюжете находить для себя что-то новое. Так, фильм Алексея Германа «Хрусталев, машину!» снимался несколько лет из-за перебоев в финансировании, несмотря на героические усилия режиссера и его группы. В эти непростые в экономическом плане годы вышли «Тоталитарный роман» Вячеслава Сорокина, «Цветы календулы» Сергея Снежкина, «Барак» Валерия Огородникова, первые две картины из тетралогии Александра Сокурова «Молох» и «Телец».
На протяжении своей 90-летней истории «Ленфильму» приносили известность не только игровые картины. Время от времени в стенах киностудии рождались оригинальные документальные проекты. Вторая половина 1990-х не стала исключением: был снят цикл фильмов о выдающихся кинорежиссерах «Ленфильма» – Козинцеве, Авербахе, Асановой и других. Тогда же взошла звезда режиссера Дмитрия Астрахана, ярко дебютировавшего фильмом «Изыди!». Успех его последующих романтичных мелодрам стал лишним свидетельством того, что народ «наелся» заокеанскими боевиками и потянулся к простым добрым историям.
– Вторая половина 1990-х при всей своей непростой экономической ситуации стала на студии временем поиска новых идей и имен, – говорит Александр Поздняков. – Оригинальный вид кинематографа, в котором соединились игровое, документальное и анимационное кино, развивает на «Ленфильме» режиссер Ирина Евтеева: ее картины-коллажи «Элексир», «Демон», «Петербург» обратили на себя внимание во всем мире.
Долгие годы в павильонах «Ленфильма» снималась картина Алексея Германа «Трудно быть богом». Наше кино уже отвыкло от таких грандиозных и скрупулезных проектов. Пожалуй, со времен козинцевских экранизаций Шекспира не было такой титанической подвижнической работы всех студийных цехов, декораторов, реквизиторов. Герман требовал подлинности во всем – от актерской игры до последнего кованого гвоздя. «Артефакты» из его фильма можно демонстрировать в европейских музеях.
– Герман похож на полководца, под командой которого – легионы, – говорит Александр Поздняков. – И весь этот «муравейник» повинуется режиссеру, становясь кусочками смальты в мозаике циклопического полотна.

Вступая в новое десятилетие
XXI век ознаменовался повсеместным строительством в стране новых кинозалов и кинотеатров-мультиплексов. Российские картины стали привлекать внимание дистрибьюторов. Самой громкой и успешной ленфильмовской картиной последних лет стал «Итальянец» режиссера Андрея Кравчука, собравший не только массу призов на различных кинофестивалях, но и достойную кассу.
«Просто удивительно, что такой замечательный и добрый фильм появился в наше время, когда, казалось, кроме как про бандитские разборки да спецагентов с террористами ничего не снимают. «Итальянец» напоминает лучшие образцы советского кинематографа, когда режиссеры еще не гнались за кассовыми сборами и снимали от души» – так отзывались о картине зрители.
– Когда задаешься вопросом, почему эта не самая вычурная в техническом отношении история оказалась так востребована зрителем, понимаешь, что публику просто перекормили современными технологиями, – говорит киновед. – Она истосковалась по простым человеческим чувствам.
«Итальянец» был показан на всех континентах от Австралии до Северной Америки, лишний раз доказав, что «ленинградская школа кино» продолжается и поныне, а ее традиции бережно сохраняются.
Сейчас, в канун своего 90-летия, «Ленфильм» чаще упоминается в СМИ в связи с разговорами о предстоящей приватизации киностудии. Дискуссии вокруг дальнейшей судьбы немного затмили ту творческую жизнь, которая происходит на «Ленфильме».
– Между тем планов очень много, – говорит Александр Поздняков. – Режиссер Сергей Дебижев заканчивает работу над новым проектом «Сезон дождей», который начинался на Студии документальных фильмов. Это авантюрный экшн, действие которого разворачивается в Камбодже. Главные роли играют Алексей Серебряков, Ксения Раппопорт, Рената Литвинова. Запущена в производство картина Станислава Митина «Черный ход» по повести Михаила Рощина о любви старшеклассника к учительнице. Если раньше «Ленфильм» лишь принимал участие в создании сериалов, то сейчас студия намерена развивать собственное сериальное производство и активно занимается поиском сценариев.
Несколько лет назад началось техническое обновление студии. Полностью переоснащен звукотехнический комплекс, впервые за многие предшествующие годы начался ремонт внутренних помещений.
– Дальнейшая судьба «Ленфильма» зависит от того, каким окажется статус киностудии, – резюмирует Александр Поздняков. – В ближайшее время он будет определен. Сейчас же, накануне юбилея, мы осмысляем наше наследие. «Ленфильм» – старейшая киностудия России. Из ее стен вышли около 2000 фильмов. Здесь творили титаны духа, создавались целые миры. Такое не может исчезнуть в одночасье. Мы готовим к изданию бокс-сет из 10 лучших фильмов студии, выпустим альманах ««Ленфильм»: кадр за кадром», куда войдут публикации из студийной многотиражки, выходившей с 1930 по 1996 год. И всем нам хочется верить, что и в XXI веке кино останется «важнейшим из искусств»...
Анна Кострова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
105.06
1.27 (1.21%)
Курс Евро
110.49
1.624 (1.47%)
Погода
Сегодня,
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Облачно
29 ноября
пятница
+4
Облачно