Культура
Он волшебник, с ним все легко!
08 февраля
О Вячеславе Тихонове ходят легенды. Возможно, он один из самых неразгаданных личностей нашего времени – вошедший в каждый дом обаятельный майор Исаев – штандартенфюрер СС Штирлиц, о котором сложили в народе неимоверное количество анекдотов, при этом самый интеллигентный актер нашей страны, а еще всенародный любимец женщин.
Дебют Тихонова состоялся еще в годы учебы во ВГИКе: в фильме «Молодая гвардия» Сергея Герасимова. А потом была работа в Театре-студии киноактера. С конца 50-х Тихонов стал одним из самых востребованных актеров советского кино: может быть, ролей было не так уж и много – пятьдесят, зато какие!
Тихонов не тусовочный, ведущий почти отшельнический образ жизни, много лет закрывшийся на подмосковной даче от досужих взглядов, взявший в компанию лишь кошку и собаку.
Накануне юбилея, к глубокому сожалению, Вячеслав Васильевич был госпитализирован в Центральную клиническую больницу Москвы с острыми болями в животе. По последним сообщениям, артисту уже лучше. Наша газета решила побеседовать с теми, с кем Вячеслав Васильевич работал в разные годы, и расспросить об этом удивительном актере.
Поцелуй через сорок лет
– Он такой по жизни вообще – скромный, негромкий, берегущий свой внутренний мир, – рассказала корреспонденту «НВ» народная артистка СССР Лариса Лужина. – Я знаю Славу давно, с 1962 года, когда мы снимались в фильме Станислава Ростоцкого «На семи ветрах». Он играл военного журналиста, балагура, рубаху-парня, в которого все девушки влюбляются. Была большая экспедиция, среди которой начинающие Вячеслав Невинный, Владимир Заманский, Анатолий Ромашин… По вечерам после съемок мы собирались в номере гостиницы отдохнуть, выпить, посмеяться. Славы среди нас я не видела… Наверное, многие бы женщины, в той же съемочной группе, хотели с ним завертеть роман. Но он от этого уходил, он какой-то… однолюб, отшельник.
Актриса рассказывает, что ей зря приписывают холодность по отношению к Тихонову:
– Нет, я к нему не была равнодушна. Скорее смотрела с почтением и робостью наивной молодой актрисы. «На семи ветрах» – это был первый фильм в моей жизни – я еще только на второй курс ВГИКа перешла. А Тихонов уже был мэтром – сыграл главные роли в замечательном фильме «Дело было в Пенькове», в «ЧП». Вышли к тому времени «Две жизни» с его участием – я, кстати, туда тоже пробовалась, но вместо меня взяли актрису Маргариту Володину. И вот наконец на съемочной площадке фильма «На семи ветрах» мы встретились, по роли Тихонов был влюблен в меня. А я, чистая душой, ждущая любимого с фронта, не могла ответить на его пылкие чувства. Вспоминаю интересную ситуацию – мы в Иркутске показывали этот фильм, и женщины ко мне подошли с претензией: «Что же вы даже не поцеловались с Тихоновым?» А я им: «Так вы же меня потом бы заклеймили – сказали бы, почему я неверна своему жениху?» Наш «промах» с поцелуем мы исправили спустя много лет. На юбилейном вечере в честь 40-летия картины мы с Тихоновым наконец-то расцеловались…
Влюбил в себя миллионы
Известно, что у Вячеслава Тихонова было две жены – актриса Нонна Мордюкова и… Тамара Ивановна, сотрудница «Совэкспортфильма». Мордюкова вряд ли была женщиной мечты для Тихонова. Возможно, она обладала большей напористостью, чем другие. Брак их распался. Тихонов ушел, не хлопнув дверью, без выяснения отношений. И, кажется, это больше всего задевало Нонну Викторовну – они, конечно, были разными людьми. Их сын Владимир, тоже актер, умер рано – в 42 года, пристрастившись к наркотикам. Но сегодня есть отрада в жизни Вячеслава Васильевича – Аня, дочь от второй жены, и двое маленьких внуков.
Его отношение к женщине можно почувствовать в нашумевшей картине Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» – деликатное, возвышенное, романтическое. И долгий взгляд, которым смотрит Штирлиц–Исаев в «Семнадцати мгновениях весны» на свою жену, несет мудрое понимание и нежность. Тихонов-актер демонстрировал ту высоту отношений, которой он сам, пожалуй, не мог в жизни достичь. Но ему внимали миллионы женщин-зрительниц, мечтая хотя бы на минуту, на секунду задержать его внимание на себе. Мудрый прищур тихоновских глаз, полуулыбка, благородные манеры – за это можно все отдать!
Штирлица наградили звездой Героя Социалистического Труда
Аристократичный Тихонов вовсе не принадлежит к «голубым кровям». Семья простая: отец – механик по ткацким станкам, мама – воспитатель в детском саду. Славу отдали в ремесленное училище обучаться токарному делу, а еще хотели, чтобы он закончил сельхозакадемию, но он пошел наперекор воле родителей – предпочел кино. У Тихонова-подростка был довольно хулиганистый характер – ему интересно было с мальчишками яблоки в чужом саду воровать, хотя в своем такие же росли. И наколку на руке сделал – «Слава». Так потом двух князей в кино с этой наколкой и играл.
В Тихонове никогда не было слащавости. Ни в Андрее Болконском в «Войне и мире», ни в учителе Мельникове в «Доживем до понедельника», ни в писателе в «Белом Биме Черное Ухо». Всегда чувствовалось некое выстраданное, не поверхностное отношение к герою, к ситуации. Судьба ему улыбалась. Вот как было с ролью Болконского в «Войне и мире». Сначала Бондарчук предложил роль Иннокентию Смоктуновскому, а того переманили в фильм «Гамлет». …На роль Болконского утвердили Олега Стриженова. Она у него не получалась. И тогда, по рекомендации министра культуры Екатерины Фурцевой, которая увидела Тихонова в «Оптимистической трагедии», Бондарчук пригласил его на роль. Фильм завоевал «Оскара», но собой Тихонов остался не очень доволен.
А такому успеху, какой имели (и по сей день смотрят на DVD) «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой, во многом благодаря Тихонову–Штирлицу, может позавидовать любой режиссер мира. Рассказывают, что после просмотра сериала Леонид Ильич Брежнев распорядился найти разведчика Исаева и присвоить ему звание Героя Советского Союза. Очень был удручен известием, что это вымышленный персонаж. И тогда наградили самого Тихонова – звездой Героя Социалистического Труда, правда, случилось это во времена Юрия Владимировича Андропова. Кстати, именно благодаря его вмешательству сериал не был запрятан в свое время на полку. На доводы члена Политбюро ЦК КПСС Михаила Суслова, что «не показан подвиг советского народа в войне», тогдашний председатель КГБ СССР Андропов привел аргумент: «Весь советский народ не мог служить в аппарате Шелленберга».
В роли Бога
В последние годы Тихонова все меньше стали показывать на экране. В 90-е зрители его запомнили, пожалуй, лишь по двум фильмам – у Никиты Михалкова в «Утомленных солнцем» и у Сергея Урсуляка в «Сочинении ко Дню Победы», где он сыграл слепого ветерана войны в ансамбле с Олегом Ефремовым и Михаилом Ульяновым. Первая реакция Вячеслава Васильевича, когда ему предлагают роль, – отказ. Он очень избирателен.
Эльдар Рязанов никогда не занимал в своих картинах Тихонова. Вернее, были попытки: он пробовал его в «Гусарской балладе», но у Юрия Яковлева получалось сочнее. А в «Гараже» от роли персонажа (его сыграл Леонид Марков) Тихонов отказался сам. Третья попытка увенчалась успехом. Эльдар Александрович пригласил Тихонова в картину «Андерсен. Жизнь без любви».
– Я увидел Тихонова с отросшей бородой на вечере памяти Таривердиева и понял, что Бог послал мне этого артиста, – рассказал Эльдар Рязанов корреспонденту «НВ». – Сначала Тихонов насторожился, когда я предложил ему роль Бога. Не совсем обычного, а такого сумасшедшего человека, который считает себя богом. Слава спросил, не будет ли там насмешки по поводу персонажа? Я ответил, что нет-нет, никакой насмешки не будет. Дал сценарий, который сначала прочитала дочка Аня. И она сказала отцу: «Ты в этом фильме сниматься будешь». Слава приехал к нам на съемки в Питер. Разместили его в гостинице «Андерсен». И в тот момент, когда он заселялся, он сказал мне, что вчера Аня родила ему двух внуков. Вот такое у него было удачное вхождение в роль. Мы начали работать очень дружно, были очень деликатными, щепетильными друг к другу. Слава замечательный актер и человек. Если бы время и наш возраст позволили, я бы с удовольствием поработал с ним еще.
Среди четырех дней съемок с Тихоновым-Богом один день пришелся на съемки с Сергеем Мигицко, сыгравшим взрослого Андерсена.
– Когда я сообщил своей семье, что я снимаюсь с Вячеславом Васильевичем, мои родные прибыли на дальний дикий пляж на краю Кронштадта только затем, чтобы взять у знаменитого артиста автограф и подержать его руку, – поведал Сергей Григорьевич. – Вячеслав Васильевич абсолютно соответствует тому представлению, которое мы имеем о нем по киноработам. Он интеллигентный, мудрый, умный, очень доверительный, наивный человек. Мы снимали финал фильма в середине съемочного процесса. Трудно было играть, когда багаж всей роли не накоплен. Но рядом с Тихоновым возможно все. Тихонов – волшебник, это артист экстра-класса, сейчас, по-моему, нет таких. Он как камертон – давал правильную частоту, уровень. С ним поговоришь немножко и попадаешь в его тональность. У меня было такое ощущение – что я не один день снимался, а целый год. Тихонова очень не хватает сегодня на российском экране. Мне кажется, он может еще сказать что-то очень важное для всех нас.
Елена Добрякова
Дебют Тихонова состоялся еще в годы учебы во ВГИКе: в фильме «Молодая гвардия» Сергея Герасимова. А потом была работа в Театре-студии киноактера. С конца 50-х Тихонов стал одним из самых востребованных актеров советского кино: может быть, ролей было не так уж и много – пятьдесят, зато какие!
Тихонов не тусовочный, ведущий почти отшельнический образ жизни, много лет закрывшийся на подмосковной даче от досужих взглядов, взявший в компанию лишь кошку и собаку.
Накануне юбилея, к глубокому сожалению, Вячеслав Васильевич был госпитализирован в Центральную клиническую больницу Москвы с острыми болями в животе. По последним сообщениям, артисту уже лучше. Наша газета решила побеседовать с теми, с кем Вячеслав Васильевич работал в разные годы, и расспросить об этом удивительном актере.
Поцелуй через сорок лет
– Он такой по жизни вообще – скромный, негромкий, берегущий свой внутренний мир, – рассказала корреспонденту «НВ» народная артистка СССР Лариса Лужина. – Я знаю Славу давно, с 1962 года, когда мы снимались в фильме Станислава Ростоцкого «На семи ветрах». Он играл военного журналиста, балагура, рубаху-парня, в которого все девушки влюбляются. Была большая экспедиция, среди которой начинающие Вячеслав Невинный, Владимир Заманский, Анатолий Ромашин… По вечерам после съемок мы собирались в номере гостиницы отдохнуть, выпить, посмеяться. Славы среди нас я не видела… Наверное, многие бы женщины, в той же съемочной группе, хотели с ним завертеть роман. Но он от этого уходил, он какой-то… однолюб, отшельник.
Актриса рассказывает, что ей зря приписывают холодность по отношению к Тихонову:
– Нет, я к нему не была равнодушна. Скорее смотрела с почтением и робостью наивной молодой актрисы. «На семи ветрах» – это был первый фильм в моей жизни – я еще только на второй курс ВГИКа перешла. А Тихонов уже был мэтром – сыграл главные роли в замечательном фильме «Дело было в Пенькове», в «ЧП». Вышли к тому времени «Две жизни» с его участием – я, кстати, туда тоже пробовалась, но вместо меня взяли актрису Маргариту Володину. И вот наконец на съемочной площадке фильма «На семи ветрах» мы встретились, по роли Тихонов был влюблен в меня. А я, чистая душой, ждущая любимого с фронта, не могла ответить на его пылкие чувства. Вспоминаю интересную ситуацию – мы в Иркутске показывали этот фильм, и женщины ко мне подошли с претензией: «Что же вы даже не поцеловались с Тихоновым?» А я им: «Так вы же меня потом бы заклеймили – сказали бы, почему я неверна своему жениху?» Наш «промах» с поцелуем мы исправили спустя много лет. На юбилейном вечере в честь 40-летия картины мы с Тихоновым наконец-то расцеловались…
Влюбил в себя миллионы
Известно, что у Вячеслава Тихонова было две жены – актриса Нонна Мордюкова и… Тамара Ивановна, сотрудница «Совэкспортфильма». Мордюкова вряд ли была женщиной мечты для Тихонова. Возможно, она обладала большей напористостью, чем другие. Брак их распался. Тихонов ушел, не хлопнув дверью, без выяснения отношений. И, кажется, это больше всего задевало Нонну Викторовну – они, конечно, были разными людьми. Их сын Владимир, тоже актер, умер рано – в 42 года, пристрастившись к наркотикам. Но сегодня есть отрада в жизни Вячеслава Васильевича – Аня, дочь от второй жены, и двое маленьких внуков.
Его отношение к женщине можно почувствовать в нашумевшей картине Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» – деликатное, возвышенное, романтическое. И долгий взгляд, которым смотрит Штирлиц–Исаев в «Семнадцати мгновениях весны» на свою жену, несет мудрое понимание и нежность. Тихонов-актер демонстрировал ту высоту отношений, которой он сам, пожалуй, не мог в жизни достичь. Но ему внимали миллионы женщин-зрительниц, мечтая хотя бы на минуту, на секунду задержать его внимание на себе. Мудрый прищур тихоновских глаз, полуулыбка, благородные манеры – за это можно все отдать!
Штирлица наградили звездой Героя Социалистического Труда
Аристократичный Тихонов вовсе не принадлежит к «голубым кровям». Семья простая: отец – механик по ткацким станкам, мама – воспитатель в детском саду. Славу отдали в ремесленное училище обучаться токарному делу, а еще хотели, чтобы он закончил сельхозакадемию, но он пошел наперекор воле родителей – предпочел кино. У Тихонова-подростка был довольно хулиганистый характер – ему интересно было с мальчишками яблоки в чужом саду воровать, хотя в своем такие же росли. И наколку на руке сделал – «Слава». Так потом двух князей в кино с этой наколкой и играл.
В Тихонове никогда не было слащавости. Ни в Андрее Болконском в «Войне и мире», ни в учителе Мельникове в «Доживем до понедельника», ни в писателе в «Белом Биме Черное Ухо». Всегда чувствовалось некое выстраданное, не поверхностное отношение к герою, к ситуации. Судьба ему улыбалась. Вот как было с ролью Болконского в «Войне и мире». Сначала Бондарчук предложил роль Иннокентию Смоктуновскому, а того переманили в фильм «Гамлет». …На роль Болконского утвердили Олега Стриженова. Она у него не получалась. И тогда, по рекомендации министра культуры Екатерины Фурцевой, которая увидела Тихонова в «Оптимистической трагедии», Бондарчук пригласил его на роль. Фильм завоевал «Оскара», но собой Тихонов остался не очень доволен.
А такому успеху, какой имели (и по сей день смотрят на DVD) «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой, во многом благодаря Тихонову–Штирлицу, может позавидовать любой режиссер мира. Рассказывают, что после просмотра сериала Леонид Ильич Брежнев распорядился найти разведчика Исаева и присвоить ему звание Героя Советского Союза. Очень был удручен известием, что это вымышленный персонаж. И тогда наградили самого Тихонова – звездой Героя Социалистического Труда, правда, случилось это во времена Юрия Владимировича Андропова. Кстати, именно благодаря его вмешательству сериал не был запрятан в свое время на полку. На доводы члена Политбюро ЦК КПСС Михаила Суслова, что «не показан подвиг советского народа в войне», тогдашний председатель КГБ СССР Андропов привел аргумент: «Весь советский народ не мог служить в аппарате Шелленберга».
В роли Бога
В последние годы Тихонова все меньше стали показывать на экране. В 90-е зрители его запомнили, пожалуй, лишь по двум фильмам – у Никиты Михалкова в «Утомленных солнцем» и у Сергея Урсуляка в «Сочинении ко Дню Победы», где он сыграл слепого ветерана войны в ансамбле с Олегом Ефремовым и Михаилом Ульяновым. Первая реакция Вячеслава Васильевича, когда ему предлагают роль, – отказ. Он очень избирателен.
Эльдар Рязанов никогда не занимал в своих картинах Тихонова. Вернее, были попытки: он пробовал его в «Гусарской балладе», но у Юрия Яковлева получалось сочнее. А в «Гараже» от роли персонажа (его сыграл Леонид Марков) Тихонов отказался сам. Третья попытка увенчалась успехом. Эльдар Александрович пригласил Тихонова в картину «Андерсен. Жизнь без любви».
– Я увидел Тихонова с отросшей бородой на вечере памяти Таривердиева и понял, что Бог послал мне этого артиста, – рассказал Эльдар Рязанов корреспонденту «НВ». – Сначала Тихонов насторожился, когда я предложил ему роль Бога. Не совсем обычного, а такого сумасшедшего человека, который считает себя богом. Слава спросил, не будет ли там насмешки по поводу персонажа? Я ответил, что нет-нет, никакой насмешки не будет. Дал сценарий, который сначала прочитала дочка Аня. И она сказала отцу: «Ты в этом фильме сниматься будешь». Слава приехал к нам на съемки в Питер. Разместили его в гостинице «Андерсен». И в тот момент, когда он заселялся, он сказал мне, что вчера Аня родила ему двух внуков. Вот такое у него было удачное вхождение в роль. Мы начали работать очень дружно, были очень деликатными, щепетильными друг к другу. Слава замечательный актер и человек. Если бы время и наш возраст позволили, я бы с удовольствием поработал с ним еще.
Среди четырех дней съемок с Тихоновым-Богом один день пришелся на съемки с Сергеем Мигицко, сыгравшим взрослого Андерсена.
– Когда я сообщил своей семье, что я снимаюсь с Вячеславом Васильевичем, мои родные прибыли на дальний дикий пляж на краю Кронштадта только затем, чтобы взять у знаменитого артиста автограф и подержать его руку, – поведал Сергей Григорьевич. – Вячеслав Васильевич абсолютно соответствует тому представлению, которое мы имеем о нем по киноработам. Он интеллигентный, мудрый, умный, очень доверительный, наивный человек. Мы снимали финал фильма в середине съемочного процесса. Трудно было играть, когда багаж всей роли не накоплен. Но рядом с Тихоновым возможно все. Тихонов – волшебник, это артист экстра-класса, сейчас, по-моему, нет таких. Он как камертон – давал правильную частоту, уровень. С ним поговоришь немножко и попадаешь в его тональность. У меня было такое ощущение – что я не один день снимался, а целый год. Тихонова очень не хватает сегодня на российском экране. Мне кажется, он может еще сказать что-то очень важное для всех нас.
Елена Добрякова