Экономика
Готовь пенсию смолоду
16 февраля
Российскую пенсионную систему часто противопоставляют (в негативном смысле) западным и даже советской. В первую очередь по двум показателям: соотношению величины пенсии и прожиточного минимума и так называемому коэффициенту замещения – соотношению между средней пенсией и средней зарплатой в стране.
Так ли плоха, как принято думать, отечественная пенсионная система и чья в том вина, что она не обеспечивает достойной старости большинству тех, кто уже отработал свое? Разложим ситуацию по полочкам.
Как формируется трудовая пенсия
Действующая в нашей стране пенсионная система представляет собой довольно сложное сочетание старой распределительной системы для тех, кому государственная трудовая пенсия уже назначена, и элементов накопительной составляющей для тех, кому она будет назначена в будущем. Самостоятельно подсчитать, какая у вас будет пенсия, практически невозможно. «Непрозрачность» методики – крупный недостаток пенсионной системы, но он объясняется сложностями нашей истории.
Российская пенсионная система предполагает обязательное пенсионное страхование. Работодатель обязан ежемесячно перечислять в Пенсионный фонд страховые взносы в размере 20 процентов фонда оплаты труда (ФОТ) предприятия. Эти платежи осуществляются в составе единого социального налога.
С 2002 года в стране началась пенсионная реформа, разделившая пенсию на три части, между которыми и распределяются перечисляемые 20 процентов ФОТ: базовую (6 процентов), страховую (с 2008 года – 8 процентов) и накопительную (с 2008-го – 6 процентов).
Базовая часть (сейчас это 1560 рублей) – это средства федерального бюджета. Другие части пенсии человек зарабатывает себе сам. Причем средства базовой и страховой частей сразу направляются на текущие выплаты сегодняшним пенсионерам. Взамен государство обязуется в свое время выплатить эти средства будущему пенсионеру.
В соответствии со ст. 17 закона «О трудовых пенсиях в РФ» размер пенсии индексируется правительством страны в зависимости от темпов роста инфляции. Индексироваться может как общий размер трудовой пенсии, так и базовая или страховая часть по отдельности.
Поскольку страховая часть трудовой пенсии – индивидуальная, она зависит от прошлых заработков, то и прибавка к пенсии в связи с перерасчетом не будет одинаковой для всех пенсионеров. Чем больше страховая часть пенсии, тем больше прибавка.
Накопительная часть, в отличие от базовой и страховой, зачисляется на личный лицевой счет работника и инвестируется для получения прибыли. Накопительную часть нельзя снять со счета, она предназначена исключительно для будущих пенсионных выплат. Ее имеют сегодня только граждане, родившиеся в 1967 году, и моложе.
С 1 февраля страховая часть пенсии в России увеличилась на 12%, а не на 8%, как планировалось ранее. Таким образом будет учтена фактическая инфляция 2007 года. Индексация страховой части трудовых пенсий с 1 февраля позволит повысить размер трудовой пенсии более 36 миллионам человек. Следующее увеличение страховой части пенсии планируется с 1 апреля, а базовой части – с 1 августа 2008 года
Совет Федерации РФ проголосовал за внесение в действующее федеральное законодательство изменений, устанавливающих надбавки к пенсиям бывших военнослужащих, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Предполагается, что размеры дополнительной выплаты будут установлены в зависимости от группы инвалидности в процентном отношении от расчетного размера пенсии, равной размеру базовой части трудовой пенсии по старости и установленной с 1 января 2008 года в размере 1560 рублей.
Минусы
Средняя пенсия меньше прожиточного минимума
Хотя ситуация меняется – государство ведет дело к тому, чтобы в ближайшие годы даже базовая часть пенсии равнялась прожиточному минимуму, – нынешнее поколение пенсионеров (тех, для кого это единственный источник дохода), по всем критериям относится к бедному слою населения. За исключением бывших госслужащих, у которых свой порядок формирования пенсии.
Неэффективное управление накопительной частью пенсии
Более 90 процентов работающих граждан доверили управление накопительной частью своей пенсии государственной управляющей компании. «Управленческие» и финансовые итоги ее работы оказались весьма скромны. Средняя доходность пенсионных накоплений граждан оказалась в районе 5 процентов годовых. Тогда как у негосударственных пенсионных фондов – около 12 процентов.
Ситуация называется: куда ни кинь – всюду клин. Государственная компания обеспечивает доход в полтора-два раза ниже уровня инфляции. Негосударственная – выше, но она не гарантирует определенного уровня дохода. Сегодня – 12 процентов, а на следующий год может быть 0 или даже «минус». Поэтому вкладчиками негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в первую очередь являются работники крупных компаний, в которых есть свои собственные НПФ (нефтяные, газовые и т. д.). В них доходность пенсионных вложений гарантирует материнская компания.
Что же касается НПФ «для всех», то их, как правило, выбирают люди, имеющие доходы выше среднего и потому готовые рискнуть своими пенсионными средствами.
Будущему пенсионеру надежней и выгодней было бы просто класть свои «накопительные» отчисления на пенсию на банковский депозит, который сегодня гарантирует 9–10 процентов годовых. Однако закон не позволяет человеку самому распоряжаться этими средствами (из опасения, что он их просто проест) – только отдавать их в пенсионные фонды. Правда, такая возможность осталась у тех, кому уже за 40 и кого государство в прошлом году лишило накопительной части пенсии: они могут спокойно копить себе на старость и через банк.
Официальное объяснение, почему у госкомпании такая низкая доходность: ей разрешено вкладывать пенсионные средства только в самые надежные (потому и малодоходные) финансовые инструменты, например в гособлигации. Предлагается расширить перечень таких инструментов, однако все это пока на стадии обсуждения.
Плюсы
Всем пенсионерам гарантировано получение базовой части пенсии
Базовая часть пенсии – это средства федерального бюджета. Сегодня она равна 1560 рублям. Государство приняло решение (и учло его в 3-летнем бюджете) поэтапно поднять эту часть пенсии до величины прожиточного минимума (в настоящее время он по стране составляет сумму около 4 тысяч рублей). Ни один человек, отработавший в течение своей жизни 5 и более лет, не будет получать меньше прожиточного минимума.
5 лет трудового стажа – минимальный срок для получения трудовой пенсии. Те, у кого стаж меньше, получают социальную пенсию – не из средств Пенсионного фонда, а за счет социальных расходов государства
.
Реальный коэффициент замещения выше, чем статистический
Во многих публицистических выступлениях говорится о том, что коэффициент замещения в России составляет 24–26 процентов. По мнению специалистов, эти данные «умозрительны». Поэтому лучше опираться на всем известные цифры.
При средней заработной плате в Петербурге около 13,5 тысячи рублей средний размер пенсии по старости в нашем городе (по предварительным данным после последней индексации) – 4 тысячи 922 рубля. Что составляет приближающиеся к европейским нормам 36,5 процента заработка. В остальной России соотношение – еще выше, поскольку там заработки – меньше, а пенсии – вполне нормальные. Например, за январь 2008 года средняя пенсия в Пскове – 3522 рубля. Да еще и индексация была, прибавилось рублей 200. А заработки в этом регионе как раз невелики.
Пересчет советских заработков
Методика этого пересчета достаточно сложна, но в целом она выгодна пенсионерам старшего возраста, особенно тем, кто работал на селе.
У 80-летней бабушки, работавшей в колхозе и получавшей копейки, которые, как их ни пересчитывай, все равно останутся копейками, коэффициент замещения обгонит любые западные стандарты. В депрессивных регионах и населенных пунктах пенсии нередко превышают средние местные заработки и иногда служат главным источником доходов даже семей, где есть работники.
Популярные попытки сопоставить российские и зарубежные заработки, пенсии и социальные выплаты (как и любые их производные соотношения) вряд ли имеют смысл уже потому, что, например, российская часовая ставка оплаты труда (даже с учетом «серых» зарплат) не превышает 3,6 доллара, тогда как в странах Евросоюза – не ниже 20. Соответственно, и уровень жизни – совершенно разный.
Индексации
Государство периодически проводит индексации как базовой части пенсии (как сказано выше, эта часть должна достигнуть величины прожиточного минимума), так и основной ее части – страховой, которая начисляется в зависимости от заработков человека в период его работы.
Хотя масса пенсионеров считают прибавки от этих индексаций (по 180–200 рублей за раз) недостаточными, иногда даже их называют «издевательскими», на самом деле страховая часть пенсий растет намного быстрее, чем накопительная часть, об отмене которой для лиц старше 40 лет так много говорилось в последние месяцы.
Вот простой расчет: одна и та же сумма, оказавшись в страховой и накопительной частях пенсии в 2002 году – например, 1 тысяча рублей, – к настоящему времени выросла по-разному. Та, что попала в страховую часть, сегодня выросла до 3600 рублей, тогда как в накопительной – всего лишь до 1600 рублей.
Помощь государства в накоплении пенсии
Пока это только законопроект, но он уже одобрен всеми ветвями власти. После принятия Госдумой закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» к каждой тысяче рублей, которые гражданин самостоятельно перечислит на лицевой счет накопительной части своей пенсии, государство добавит еще столько же.
Баланс
Если сложить отмеченные плюсы и минусы (не арифметически – по количеству, а с учетом их весомости), то на нынешнем этапе минусы перевесят. Главный недостаток нынешней пенсионной системы – она не гарантирует людям прожиточный минимум. Более того, в течение периода «дикого капитализма» государство сознательно платило пенсионерам меньше, чем могло, – это видно из сравнения бюджетных возможностей и уровня пенсий в РФ и бывших советских республиках, странах Восточной Европы в 90-е годы.
В перспективе же нескольких ближайших лет больше может стать плюсов – в связи с общим ростом пенсий и ростом базовой ее части, которая гарантирована каждому. Достижение европейского уровня пенсионного обеспечения станет возможно при выходе на сопоставимые уровни развития экономик. Например, российская часовая ставка оплаты труда (даже с учетом «серых» зарплат) не превышает 3,6 доллара, тогда как в странах Евросоюза – не ниже 20.
Что касается ожидаемого в 20-х годах нынешнего века демографического кризиса – массового выхода на пенсию многочисленного поколения 60-х годов прошлого века при минимальном притоке в трудовую сферу тех, кто родился в неблагополучные 90-е годы, – то по планам правительства пенсионным резервом к этому времени станут доходы от средств, накопленных в Стабилизационном фонде.
прямая речь
«Не понимаю, кто вбросил тезис о провале пенсионной реформы»
Татьяна Бойцова, заместитель управляющего отделением Пенсионного фонда России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области:
– С начала реформы, с 2002 года, прошло 5 лет. Да, можно подводить какие-то итоги, можно что-то поправлять и исправлять. Об этом и говорил первый вице-премьер Дмитрий Медведев – о том, что не будет никакой новой реформы. А будут очень аккуратные поправки пенсионного законодательства.
Сейчас выплаты из накопительной части пенсии не осуществляются ни одному пенсионеру уже потому, что в эту часть пенсии должны получать средства лица моложе 1967 г. р., а они еще не достигли пенсионного возраста. Много рассуждений приходится слышать о том, что люди, которым по действующему закону не положена накопительная часть пенсии, якобы пострадали. Говорят, что они – забыты, «выключены» из пенсионной реформы.
Один известный (и уважаемый мной) телеведущий заявил недавно в телеэфире: «А вот наше поколение выбросили из накопительной системы!» Чего же ждать от других людей? Конечно, его слова вызывают большой резонанс, и многие люди поняли их таким образом, будто государство «обидело» кого-то и «не позволяет» людям самим что-то для себя сделать. На самом деле, на мой взгляд, они только выиграли. Пенсионный капитал (не путать с размером пенсии) – это 14 процентов суммы единого социального налога. И эти средства либо полностью попадают в страховую часть пенсии (для тех, кто старше 40 лет), либо неравными частями делятся между страховой и накопительной частями, причем большая часть попадает именно в страховую часть, ежегодно индексируемую государством. Эта часть пенсионного капитала прирастает гораздо более быстрыми темпами, чем накопительная, поскольку государство индексирует страховую часть пенсии гораздо более активно, чем прирастает за счет инвестиций ее накопительная часть.
Принцип государственного пенсионного страхования – правильный и справедливый. Есть гарантированная всем базовая часть пенсии, которую выплачивает государство (когда она достигнет прожиточного минимума, будет совсем идеально). Остальное зависит от самого человека: сколько он заработал, столько и получит. Хороший пенсионный капитал можно накопить как долго работая за небольшую зарплату, так и недолго работая, но получая хорошие деньги, – это справедливо. Будет и индексация страховой части пенсии, которая станет расти. Принцип пенсионного страхования позволяет человеку и самому участвовать в работе пенсионной системы, самостоятельно зарабатывать собственную пенсию. Только мы еще не умеем правильно пользоваться новой системой.
В прежние времена размер пенсии считали просто исходя из стажа и заработка как основных критериев труда. Но размер зарплаты влиял на величину пенсии более существенно, чем трудовой стаж. А с 2002 года он стал единственным фактором, определяющим размер пенсии.
Чем старше поколение, тем меньше возможностей остается в его распоряжении. Но они есть. Например, работающий пенсионер имеет право на ежегодный перерасчет пенсии по формуле: пенсионный капитал (годовая сумма страховых взносов), деленный на коэффициент «Т» (среднестатистическое число месяцев получения назначенной пенсии – официально оно оценивается в 174 месяца, то есть 14,5 года). И этот коэффициент ежегодно уменьшается на 12 (однако не может быть меньше 120), увеличивая результат деления – пенсию.
Например, сегодня пенсионер «со стажем», которому пенсия была назначена в 2002–2003 гг. – сумма взносов тогда делилась на коэффициент «Т», равный 174, – сегодня при перерасчете имеет право на «Т» = 120. Таким образом, чем старше он становится, тем выгоднее ему перерасчет. И только за счет этого можно повысить размер пенсии на 300–400–500 рублей. А ведь размер пенсии еще и индексируется...
В связи с демографическими проблемами (старение общества и снижение доли трудоспособного населения) многие государства мира в настоящее время пересматривают свою пенсионную политику. Петербург никогда не был дотационным регионом и сегодня собирает вполне достаточно средств, чтобы обеспечить выплаты своим пенсионерам.
подготовил Михаил Журавлев
Так ли плоха, как принято думать, отечественная пенсионная система и чья в том вина, что она не обеспечивает достойной старости большинству тех, кто уже отработал свое? Разложим ситуацию по полочкам.
Как формируется трудовая пенсия
Действующая в нашей стране пенсионная система представляет собой довольно сложное сочетание старой распределительной системы для тех, кому государственная трудовая пенсия уже назначена, и элементов накопительной составляющей для тех, кому она будет назначена в будущем. Самостоятельно подсчитать, какая у вас будет пенсия, практически невозможно. «Непрозрачность» методики – крупный недостаток пенсионной системы, но он объясняется сложностями нашей истории.
Российская пенсионная система предполагает обязательное пенсионное страхование. Работодатель обязан ежемесячно перечислять в Пенсионный фонд страховые взносы в размере 20 процентов фонда оплаты труда (ФОТ) предприятия. Эти платежи осуществляются в составе единого социального налога.
С 2002 года в стране началась пенсионная реформа, разделившая пенсию на три части, между которыми и распределяются перечисляемые 20 процентов ФОТ: базовую (6 процентов), страховую (с 2008 года – 8 процентов) и накопительную (с 2008-го – 6 процентов).
Базовая часть (сейчас это 1560 рублей) – это средства федерального бюджета. Другие части пенсии человек зарабатывает себе сам. Причем средства базовой и страховой частей сразу направляются на текущие выплаты сегодняшним пенсионерам. Взамен государство обязуется в свое время выплатить эти средства будущему пенсионеру.
В соответствии со ст. 17 закона «О трудовых пенсиях в РФ» размер пенсии индексируется правительством страны в зависимости от темпов роста инфляции. Индексироваться может как общий размер трудовой пенсии, так и базовая или страховая часть по отдельности.
Поскольку страховая часть трудовой пенсии – индивидуальная, она зависит от прошлых заработков, то и прибавка к пенсии в связи с перерасчетом не будет одинаковой для всех пенсионеров. Чем больше страховая часть пенсии, тем больше прибавка.
Накопительная часть, в отличие от базовой и страховой, зачисляется на личный лицевой счет работника и инвестируется для получения прибыли. Накопительную часть нельзя снять со счета, она предназначена исключительно для будущих пенсионных выплат. Ее имеют сегодня только граждане, родившиеся в 1967 году, и моложе.
С 1 февраля страховая часть пенсии в России увеличилась на 12%, а не на 8%, как планировалось ранее. Таким образом будет учтена фактическая инфляция 2007 года. Индексация страховой части трудовых пенсий с 1 февраля позволит повысить размер трудовой пенсии более 36 миллионам человек. Следующее увеличение страховой части пенсии планируется с 1 апреля, а базовой части – с 1 августа 2008 года
Совет Федерации РФ проголосовал за внесение в действующее федеральное законодательство изменений, устанавливающих надбавки к пенсиям бывших военнослужащих, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Предполагается, что размеры дополнительной выплаты будут установлены в зависимости от группы инвалидности в процентном отношении от расчетного размера пенсии, равной размеру базовой части трудовой пенсии по старости и установленной с 1 января 2008 года в размере 1560 рублей.
Минусы
Средняя пенсия меньше прожиточного минимума
Хотя ситуация меняется – государство ведет дело к тому, чтобы в ближайшие годы даже базовая часть пенсии равнялась прожиточному минимуму, – нынешнее поколение пенсионеров (тех, для кого это единственный источник дохода), по всем критериям относится к бедному слою населения. За исключением бывших госслужащих, у которых свой порядок формирования пенсии.
Неэффективное управление накопительной частью пенсии
Более 90 процентов работающих граждан доверили управление накопительной частью своей пенсии государственной управляющей компании. «Управленческие» и финансовые итоги ее работы оказались весьма скромны. Средняя доходность пенсионных накоплений граждан оказалась в районе 5 процентов годовых. Тогда как у негосударственных пенсионных фондов – около 12 процентов.
Ситуация называется: куда ни кинь – всюду клин. Государственная компания обеспечивает доход в полтора-два раза ниже уровня инфляции. Негосударственная – выше, но она не гарантирует определенного уровня дохода. Сегодня – 12 процентов, а на следующий год может быть 0 или даже «минус». Поэтому вкладчиками негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в первую очередь являются работники крупных компаний, в которых есть свои собственные НПФ (нефтяные, газовые и т. д.). В них доходность пенсионных вложений гарантирует материнская компания.
Что же касается НПФ «для всех», то их, как правило, выбирают люди, имеющие доходы выше среднего и потому готовые рискнуть своими пенсионными средствами.
Будущему пенсионеру надежней и выгодней было бы просто класть свои «накопительные» отчисления на пенсию на банковский депозит, который сегодня гарантирует 9–10 процентов годовых. Однако закон не позволяет человеку самому распоряжаться этими средствами (из опасения, что он их просто проест) – только отдавать их в пенсионные фонды. Правда, такая возможность осталась у тех, кому уже за 40 и кого государство в прошлом году лишило накопительной части пенсии: они могут спокойно копить себе на старость и через банк.
Официальное объяснение, почему у госкомпании такая низкая доходность: ей разрешено вкладывать пенсионные средства только в самые надежные (потому и малодоходные) финансовые инструменты, например в гособлигации. Предлагается расширить перечень таких инструментов, однако все это пока на стадии обсуждения.
Плюсы
Всем пенсионерам гарантировано получение базовой части пенсии
Базовая часть пенсии – это средства федерального бюджета. Сегодня она равна 1560 рублям. Государство приняло решение (и учло его в 3-летнем бюджете) поэтапно поднять эту часть пенсии до величины прожиточного минимума (в настоящее время он по стране составляет сумму около 4 тысяч рублей). Ни один человек, отработавший в течение своей жизни 5 и более лет, не будет получать меньше прожиточного минимума.
5 лет трудового стажа – минимальный срок для получения трудовой пенсии. Те, у кого стаж меньше, получают социальную пенсию – не из средств Пенсионного фонда, а за счет социальных расходов государства
.
Реальный коэффициент замещения выше, чем статистический
Во многих публицистических выступлениях говорится о том, что коэффициент замещения в России составляет 24–26 процентов. По мнению специалистов, эти данные «умозрительны». Поэтому лучше опираться на всем известные цифры.
При средней заработной плате в Петербурге около 13,5 тысячи рублей средний размер пенсии по старости в нашем городе (по предварительным данным после последней индексации) – 4 тысячи 922 рубля. Что составляет приближающиеся к европейским нормам 36,5 процента заработка. В остальной России соотношение – еще выше, поскольку там заработки – меньше, а пенсии – вполне нормальные. Например, за январь 2008 года средняя пенсия в Пскове – 3522 рубля. Да еще и индексация была, прибавилось рублей 200. А заработки в этом регионе как раз невелики.
Пересчет советских заработков
Методика этого пересчета достаточно сложна, но в целом она выгодна пенсионерам старшего возраста, особенно тем, кто работал на селе.
У 80-летней бабушки, работавшей в колхозе и получавшей копейки, которые, как их ни пересчитывай, все равно останутся копейками, коэффициент замещения обгонит любые западные стандарты. В депрессивных регионах и населенных пунктах пенсии нередко превышают средние местные заработки и иногда служат главным источником доходов даже семей, где есть работники.
Популярные попытки сопоставить российские и зарубежные заработки, пенсии и социальные выплаты (как и любые их производные соотношения) вряд ли имеют смысл уже потому, что, например, российская часовая ставка оплаты труда (даже с учетом «серых» зарплат) не превышает 3,6 доллара, тогда как в странах Евросоюза – не ниже 20. Соответственно, и уровень жизни – совершенно разный.
Индексации
Государство периодически проводит индексации как базовой части пенсии (как сказано выше, эта часть должна достигнуть величины прожиточного минимума), так и основной ее части – страховой, которая начисляется в зависимости от заработков человека в период его работы.
Хотя масса пенсионеров считают прибавки от этих индексаций (по 180–200 рублей за раз) недостаточными, иногда даже их называют «издевательскими», на самом деле страховая часть пенсий растет намного быстрее, чем накопительная часть, об отмене которой для лиц старше 40 лет так много говорилось в последние месяцы.
Вот простой расчет: одна и та же сумма, оказавшись в страховой и накопительной частях пенсии в 2002 году – например, 1 тысяча рублей, – к настоящему времени выросла по-разному. Та, что попала в страховую часть, сегодня выросла до 3600 рублей, тогда как в накопительной – всего лишь до 1600 рублей.
Помощь государства в накоплении пенсии
Пока это только законопроект, но он уже одобрен всеми ветвями власти. После принятия Госдумой закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» к каждой тысяче рублей, которые гражданин самостоятельно перечислит на лицевой счет накопительной части своей пенсии, государство добавит еще столько же.
Баланс
Если сложить отмеченные плюсы и минусы (не арифметически – по количеству, а с учетом их весомости), то на нынешнем этапе минусы перевесят. Главный недостаток нынешней пенсионной системы – она не гарантирует людям прожиточный минимум. Более того, в течение периода «дикого капитализма» государство сознательно платило пенсионерам меньше, чем могло, – это видно из сравнения бюджетных возможностей и уровня пенсий в РФ и бывших советских республиках, странах Восточной Европы в 90-е годы.
В перспективе же нескольких ближайших лет больше может стать плюсов – в связи с общим ростом пенсий и ростом базовой ее части, которая гарантирована каждому. Достижение европейского уровня пенсионного обеспечения станет возможно при выходе на сопоставимые уровни развития экономик. Например, российская часовая ставка оплаты труда (даже с учетом «серых» зарплат) не превышает 3,6 доллара, тогда как в странах Евросоюза – не ниже 20.
Что касается ожидаемого в 20-х годах нынешнего века демографического кризиса – массового выхода на пенсию многочисленного поколения 60-х годов прошлого века при минимальном притоке в трудовую сферу тех, кто родился в неблагополучные 90-е годы, – то по планам правительства пенсионным резервом к этому времени станут доходы от средств, накопленных в Стабилизационном фонде.
прямая речь
«Не понимаю, кто вбросил тезис о провале пенсионной реформы»
Татьяна Бойцова, заместитель управляющего отделением Пенсионного фонда России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области:
– С начала реформы, с 2002 года, прошло 5 лет. Да, можно подводить какие-то итоги, можно что-то поправлять и исправлять. Об этом и говорил первый вице-премьер Дмитрий Медведев – о том, что не будет никакой новой реформы. А будут очень аккуратные поправки пенсионного законодательства.
Сейчас выплаты из накопительной части пенсии не осуществляются ни одному пенсионеру уже потому, что в эту часть пенсии должны получать средства лица моложе 1967 г. р., а они еще не достигли пенсионного возраста. Много рассуждений приходится слышать о том, что люди, которым по действующему закону не положена накопительная часть пенсии, якобы пострадали. Говорят, что они – забыты, «выключены» из пенсионной реформы.
Один известный (и уважаемый мной) телеведущий заявил недавно в телеэфире: «А вот наше поколение выбросили из накопительной системы!» Чего же ждать от других людей? Конечно, его слова вызывают большой резонанс, и многие люди поняли их таким образом, будто государство «обидело» кого-то и «не позволяет» людям самим что-то для себя сделать. На самом деле, на мой взгляд, они только выиграли. Пенсионный капитал (не путать с размером пенсии) – это 14 процентов суммы единого социального налога. И эти средства либо полностью попадают в страховую часть пенсии (для тех, кто старше 40 лет), либо неравными частями делятся между страховой и накопительной частями, причем большая часть попадает именно в страховую часть, ежегодно индексируемую государством. Эта часть пенсионного капитала прирастает гораздо более быстрыми темпами, чем накопительная, поскольку государство индексирует страховую часть пенсии гораздо более активно, чем прирастает за счет инвестиций ее накопительная часть.
Принцип государственного пенсионного страхования – правильный и справедливый. Есть гарантированная всем базовая часть пенсии, которую выплачивает государство (когда она достигнет прожиточного минимума, будет совсем идеально). Остальное зависит от самого человека: сколько он заработал, столько и получит. Хороший пенсионный капитал можно накопить как долго работая за небольшую зарплату, так и недолго работая, но получая хорошие деньги, – это справедливо. Будет и индексация страховой части пенсии, которая станет расти. Принцип пенсионного страхования позволяет человеку и самому участвовать в работе пенсионной системы, самостоятельно зарабатывать собственную пенсию. Только мы еще не умеем правильно пользоваться новой системой.
В прежние времена размер пенсии считали просто исходя из стажа и заработка как основных критериев труда. Но размер зарплаты влиял на величину пенсии более существенно, чем трудовой стаж. А с 2002 года он стал единственным фактором, определяющим размер пенсии.
Чем старше поколение, тем меньше возможностей остается в его распоряжении. Но они есть. Например, работающий пенсионер имеет право на ежегодный перерасчет пенсии по формуле: пенсионный капитал (годовая сумма страховых взносов), деленный на коэффициент «Т» (среднестатистическое число месяцев получения назначенной пенсии – официально оно оценивается в 174 месяца, то есть 14,5 года). И этот коэффициент ежегодно уменьшается на 12 (однако не может быть меньше 120), увеличивая результат деления – пенсию.
Например, сегодня пенсионер «со стажем», которому пенсия была назначена в 2002–2003 гг. – сумма взносов тогда делилась на коэффициент «Т», равный 174, – сегодня при перерасчете имеет право на «Т» = 120. Таким образом, чем старше он становится, тем выгоднее ему перерасчет. И только за счет этого можно повысить размер пенсии на 300–400–500 рублей. А ведь размер пенсии еще и индексируется...
В связи с демографическими проблемами (старение общества и снижение доли трудоспособного населения) многие государства мира в настоящее время пересматривают свою пенсионную политику. Петербург никогда не был дотационным регионом и сегодня собирает вполне достаточно средств, чтобы обеспечить выплаты своим пенсионерам.
подготовил Михаил Журавлев