Общество
Левша всегда прав
16 февраля
Сколько в России левшей, никто точно не скажет. Обычно они составляют 10–15 процентов населения, но в нашей стране в последние годы леворуким считается каждый пятый ребенок. Правда, до 1983 года в советских школах левшей «переучивали»: били линейкой по рукам при попытке взять ручку в левую руку. И хотя сегодня признано, что переучивание после трех лет отрицательно сказывается на развитии ребенка, многих школьников заставили-таки есть и писать правой рукой. Видимо, обществу стало от этого легче.
Праворукие всегда относились к ним с ревностью и недоверием, что находило свое выражение в языке. «Сходить налево» – это значит попрать святость брака. «Левый товар» – некачественный, нелицензированный. От сглаза до сих пор плюют через левое плечо – туда, где, по распространенному мнению, притаился зверь. В итальянском языке manchino означает как «левшу», так и «дефективного», а английское left-handed переводится и как «неуклюжий». И это странно, учитывая вклад левшей в мировую историю: в левой руке держали оружие Александр Македонский и Гай Юлий Цезарь, Карл Великий и Наполеон. Левшами были все последние президенты США начиная с Рональда Рейгана, Генри Форд, Джон Рокфеллер, Билл Гейтс, а также куча голливудских небожителей: Де Ниро, Сталлоне, Редфорд и даже, что греха таить, Мэрилин Монро.
Первый в России магазин для левшей открыл правша Игорь Кузнецов, менеджер одного из петербургских заводов. Был у него предмет обожания – леворукая девушка, ради которой он и вышел на рынок с невиданной доселе категорией товаров. Сегодня в ассортименте кузнецовского магазина – 334 наименования товаров для левшей. Но основная масса товаров сейчас распространяется через интернет – в Москве, например, вообще нет ни одного невиртуального магазина.
Петербуржец Павел Серпухов вложил в сайт, рекламирующий товары для левшей, две тысячи долларов. Сегодня он продает 300–500 предметов ежемесячно и вполне доволен своим бизнесом. По его оценкам, рынок растет на 50–70 процентов ежегодно, и эта тенденция будет сохраняться, поскольку в платежеспособный возраст входит поколение, которое уже не переучивали в советских школах. Это 20 процентов населения, а рынок почти пустой: пять-шесть участников на весь Петербург – капля в море.
В среднем товары для левшей стоят на 15–40 процентов дороже, чем обычные «праворукие». Можно купить мобильник с зеркальным расположением основных клавиш, можно – пианино с «неправильным» набором октав. Особой популярностью пользуются охотничьи ружья из Англии и Германии, где затвор передергивается влево.
Но главный ассортимент составляет канцелярия, которую массово разбирают перед 1 сентября родители петербургских школьников. Например, ручка с быстросохнущими чернилами помогает не размазывать только что написанное левой рукой. Или для деловых людей органайзеры, открывающиеся слева направо. Почти все эти товары – импортные. И именно их дороговизна служит основным препятствием для развития рынка.
Оказывается, производить товары для левшей в России невыгодно. Например, самый ходовой предмет – ножницы. Серпухов покупает эти предметы в Англии по восемь евро, хотя их себестоимость – около 50 рублей. Но на всех заводах, куда он обращался, ему предлагали за свой счет переоснастить производство и выкупать не менее 5 тысяч изделий в месяц. Единственное, что в России производится для левшей с большим размахом, – это наручные часы.
Неизвестно, переучивали ли в детстве президента Путина, но часы он носит, как все левши, на правой руке. Руководство часового предприятия «Восток», вероятно, отметило данный факт, в 2000 году начав производить часы «Кремлевские» с колесиком завода с правой стороны – уже продано несколько тысяч экземпляров.
Чтобы продвигать свой бизнес, торговцы товарами для левшей хотят развивать общественную деятельность: мол, миллионы «леворуких» граждан привыкли к дискриминации и даже в голову свою не допускают мысль, что государство может направить усилия им в помощь. Понятно, что ни о каких льготах на производство «леворуких» товаров не может идти и речи, но любое внимание к проблеме может иметь эффект дорогостоящей пиар-кампании. Например, в 1980 году Международная ассоциация левшей добилась восстановления на работе полицейского Франклина Уинбота, уволенного за отказ носить кобуру справа. Вроде бы никакой связи с коммерцией, но в последующие годы продажи товаров для левшей росли по всей Америке в 2–3 раза ежегодно. Павел Серпухов говорит, что надо организовать «что-нибудь громкое» в Международный день левшей (13 августа) на Дворцовой площади. И в этом не будет ничего личного. Просто бизнес.
Денис Терентьев
Праворукие всегда относились к ним с ревностью и недоверием, что находило свое выражение в языке. «Сходить налево» – это значит попрать святость брака. «Левый товар» – некачественный, нелицензированный. От сглаза до сих пор плюют через левое плечо – туда, где, по распространенному мнению, притаился зверь. В итальянском языке manchino означает как «левшу», так и «дефективного», а английское left-handed переводится и как «неуклюжий». И это странно, учитывая вклад левшей в мировую историю: в левой руке держали оружие Александр Македонский и Гай Юлий Цезарь, Карл Великий и Наполеон. Левшами были все последние президенты США начиная с Рональда Рейгана, Генри Форд, Джон Рокфеллер, Билл Гейтс, а также куча голливудских небожителей: Де Ниро, Сталлоне, Редфорд и даже, что греха таить, Мэрилин Монро.
Первый в России магазин для левшей открыл правша Игорь Кузнецов, менеджер одного из петербургских заводов. Был у него предмет обожания – леворукая девушка, ради которой он и вышел на рынок с невиданной доселе категорией товаров. Сегодня в ассортименте кузнецовского магазина – 334 наименования товаров для левшей. Но основная масса товаров сейчас распространяется через интернет – в Москве, например, вообще нет ни одного невиртуального магазина.
Петербуржец Павел Серпухов вложил в сайт, рекламирующий товары для левшей, две тысячи долларов. Сегодня он продает 300–500 предметов ежемесячно и вполне доволен своим бизнесом. По его оценкам, рынок растет на 50–70 процентов ежегодно, и эта тенденция будет сохраняться, поскольку в платежеспособный возраст входит поколение, которое уже не переучивали в советских школах. Это 20 процентов населения, а рынок почти пустой: пять-шесть участников на весь Петербург – капля в море.
В среднем товары для левшей стоят на 15–40 процентов дороже, чем обычные «праворукие». Можно купить мобильник с зеркальным расположением основных клавиш, можно – пианино с «неправильным» набором октав. Особой популярностью пользуются охотничьи ружья из Англии и Германии, где затвор передергивается влево.
Но главный ассортимент составляет канцелярия, которую массово разбирают перед 1 сентября родители петербургских школьников. Например, ручка с быстросохнущими чернилами помогает не размазывать только что написанное левой рукой. Или для деловых людей органайзеры, открывающиеся слева направо. Почти все эти товары – импортные. И именно их дороговизна служит основным препятствием для развития рынка.
Оказывается, производить товары для левшей в России невыгодно. Например, самый ходовой предмет – ножницы. Серпухов покупает эти предметы в Англии по восемь евро, хотя их себестоимость – около 50 рублей. Но на всех заводах, куда он обращался, ему предлагали за свой счет переоснастить производство и выкупать не менее 5 тысяч изделий в месяц. Единственное, что в России производится для левшей с большим размахом, – это наручные часы.
Неизвестно, переучивали ли в детстве президента Путина, но часы он носит, как все левши, на правой руке. Руководство часового предприятия «Восток», вероятно, отметило данный факт, в 2000 году начав производить часы «Кремлевские» с колесиком завода с правой стороны – уже продано несколько тысяч экземпляров.
Чтобы продвигать свой бизнес, торговцы товарами для левшей хотят развивать общественную деятельность: мол, миллионы «леворуких» граждан привыкли к дискриминации и даже в голову свою не допускают мысль, что государство может направить усилия им в помощь. Понятно, что ни о каких льготах на производство «леворуких» товаров не может идти и речи, но любое внимание к проблеме может иметь эффект дорогостоящей пиар-кампании. Например, в 1980 году Международная ассоциация левшей добилась восстановления на работе полицейского Франклина Уинбота, уволенного за отказ носить кобуру справа. Вроде бы никакой связи с коммерцией, но в последующие годы продажи товаров для левшей росли по всей Америке в 2–3 раза ежегодно. Павел Серпухов говорит, что надо организовать «что-нибудь громкое» в Международный день левшей (13 августа) на Дворцовой площади. И в этом не будет ничего личного. Просто бизнес.
Денис Терентьев