Северо-Запад
Следующая остановка – транспортный коллапс
20 февраля
В последнее время жители карельской столицы все чаще жалуются на проблемы с общественным транспортом. И это при том, что Петрозаводск – город небольшой, расстояния здесь не идут ни в какое сравнение с мегаполисами. Тем не менее в час пик, да и не только, добраться из центра до микрорайона – испытание не из легких. А после 11 вечера доехать до большинства спальных районов реально разве что на такси.
В прошлом году с улиц Петрозаводска исчезли автобусы большой вместимости. Это, разумеется, не прошло не замеченным горожанами. Они хорошо помнят, как относительно недавно новые машины были торжественно выведены на маршруты под официальные заверения об улучшении транспортного обслуживания. В итоге произошло обратное: автоколонна, принадлежавшая троллейбусному управлению Петрозаводска, прекратила свою деятельность.
Само муниципальное троллейбусное управление, кстати, два года назад было преобразовано в акционерное общество. Тогда городские власти, видимо, надеялись, что появление частных инвесторов поможет поправить хронически тяжелое финансовое положение предприятия. И опять не получилось: сейчас троллейбусное управление вновь балансирует на грани банкротства. Долги составляют около 50 миллионов рублей. С 11 января пять машин выведено из эксплуатации. В местных СМИ появилась информация, что владелец троллейбусного управления, московская компания «Регионавтотранс», якобы сворачивает свою деятельность в Петрозаводске. В связи с этим одна машина уже отправлена в другой город, и такая же судьба ждет еще 23 троллейбуса, приобретенных предприятием в лизинг. В ответ петрозаводская мэрия распространила сообщение руководства предприятия, в котором опровергла эту информацию, заявив, что вопрос о работе выведенных из эксплуатации троллейбусов в столице Карелии или других городах «обсуждается и пока не решен». К тому же компания «Регионавтотранс» сегодня «рассматривает возможность поставок в Петрозаводск другого подвижного состава, в том числе современных низкопольных троллейбусов производства Ликинского завода».
Тем не менее то, что троллейбусное управление испытывает серьезные трудности, никто не отрицает. По мнению руководителей, отчасти это связано с недостаточной суммой компенсации перевозок льготников из бюджета. Она рассчитывалась исходя из того, что каждый льготник делает в среднем 47 поездок в месяц. Оказалось, что в действительности люди пользуются троллейбусами чаще – до 60 раз в месяц. Вроде бы арифметика простая, да и льготники стали ездить на общественном транспорте не со вчерашнего дня, но предусмотреть такие результаты и учесть их при расчетах почему-то не удалось.
Но главная причина – конкуренция со стороны маршрутных такси. «Газелей» в городе действительно много. Впрочем, дело, наверное, даже не в количестве, а в том, что они в большинстве случаев дублируют троллейбусные маршруты. При этом рядовому пассажиру остается только недоумевать: на одном направлении «Газели» ходят редко и переполнены почти в любое время дня, на другом – маршрутки следуют чуть ли не косяком, уезжают с остановок практически пустыми… Приходится гадать: то ли маршруты мэрия так продумала, то ли сами частники не соблюдают расписание движения.
Правда, в конце года коммерческие перевозчики подкинули троллейбусному управлению своеобразный подарок: многие из них резко повысили цены с 10 до 12, а некоторые и до 15 рублей за поездку. Экономные горожане вновь стали пользоваться троллейбусами. Однако в дело вмешалась городская прокуратура, указав перевозчикам на неправомерность повышения тарифов без согласования с администрацией. Одна из частных компаний даже была оштрафована. К тому же мэрия пригрозила, что не будет с такими перевозчиками перезаключать договоры на длительный срок. А глава Петрозаводского городского округа Виктор Масляков предложил жителям карельской столицы звонить в администрацию и сообщать обо всех нарушениях, которые допускают частники. Люди откликнулись: оказалось, что качество услуг в маршрутках не устраивает многих. Горожане жаловались на то, что водители маршрутных такси нарушают правила дорожного движения, курят при пассажирах, на плохое техническое состояние автобусов, на грязные салоны… Доплачивать лишние деньги за такое «удовольствие», понятно, никому не хочется.
В общем, пока найден компромиссный вариант: часть маршруток возит пассажиров по-прежнему за 10 рублей, часть (те, кому удалось отстоять обоснованность тарифов перед городской администрацией) – за 12 рублей. Судьба же троллейбусного управления должна решиться за те полгода, которые отпущены предприятию, чтобы погасить долги. В мэрии заверяют, что не допустят полного исчезновения троллейбусов с улиц Петрозаводска – большая часть машин находится в муниципальной собственности. На сегодняшний день в парке ТУ находится 125 машин, ежедневно на линии работает 106 из них.
– Остановка пяти машин никак не отражается на объемах движения троллейбусов и качестве обслуживания пассажиров в столице Карелии, – говорится в распространенном мэрией сообщении.
Хочется верить, но пример с исчезнувшими ранее автобусами как-то не добавляет оптимизма. Тем более что сами высокопоставленные городские чиновники вряд ли часто пользуются общественным транспортом. Впрочем, рядовые жители Петрозаводска тоже все активнее приобретают личные авто. Сегодня на тысячу жителей приходится уже 270 автомобилей. В результате петрозаводчане вплотную познакомились с невиданным ранее явлением – пробками на дорогах. Они, понятно, тоже не улучшают настроение тех, кто по утрам опаздывает на работу, а по вечерам не может добраться до дому. Но это уже тема для другой статьи. Сегодня главное – сохранить троллейбусный парк, иначе карельскую столицу ждет транспортный паралич. Наталья Овсянникова, собкор «НВ» в Карелии
В прошлом году с улиц Петрозаводска исчезли автобусы большой вместимости. Это, разумеется, не прошло не замеченным горожанами. Они хорошо помнят, как относительно недавно новые машины были торжественно выведены на маршруты под официальные заверения об улучшении транспортного обслуживания. В итоге произошло обратное: автоколонна, принадлежавшая троллейбусному управлению Петрозаводска, прекратила свою деятельность.
Само муниципальное троллейбусное управление, кстати, два года назад было преобразовано в акционерное общество. Тогда городские власти, видимо, надеялись, что появление частных инвесторов поможет поправить хронически тяжелое финансовое положение предприятия. И опять не получилось: сейчас троллейбусное управление вновь балансирует на грани банкротства. Долги составляют около 50 миллионов рублей. С 11 января пять машин выведено из эксплуатации. В местных СМИ появилась информация, что владелец троллейбусного управления, московская компания «Регионавтотранс», якобы сворачивает свою деятельность в Петрозаводске. В связи с этим одна машина уже отправлена в другой город, и такая же судьба ждет еще 23 троллейбуса, приобретенных предприятием в лизинг. В ответ петрозаводская мэрия распространила сообщение руководства предприятия, в котором опровергла эту информацию, заявив, что вопрос о работе выведенных из эксплуатации троллейбусов в столице Карелии или других городах «обсуждается и пока не решен». К тому же компания «Регионавтотранс» сегодня «рассматривает возможность поставок в Петрозаводск другого подвижного состава, в том числе современных низкопольных троллейбусов производства Ликинского завода».
Тем не менее то, что троллейбусное управление испытывает серьезные трудности, никто не отрицает. По мнению руководителей, отчасти это связано с недостаточной суммой компенсации перевозок льготников из бюджета. Она рассчитывалась исходя из того, что каждый льготник делает в среднем 47 поездок в месяц. Оказалось, что в действительности люди пользуются троллейбусами чаще – до 60 раз в месяц. Вроде бы арифметика простая, да и льготники стали ездить на общественном транспорте не со вчерашнего дня, но предусмотреть такие результаты и учесть их при расчетах почему-то не удалось.
Но главная причина – конкуренция со стороны маршрутных такси. «Газелей» в городе действительно много. Впрочем, дело, наверное, даже не в количестве, а в том, что они в большинстве случаев дублируют троллейбусные маршруты. При этом рядовому пассажиру остается только недоумевать: на одном направлении «Газели» ходят редко и переполнены почти в любое время дня, на другом – маршрутки следуют чуть ли не косяком, уезжают с остановок практически пустыми… Приходится гадать: то ли маршруты мэрия так продумала, то ли сами частники не соблюдают расписание движения.
Правда, в конце года коммерческие перевозчики подкинули троллейбусному управлению своеобразный подарок: многие из них резко повысили цены с 10 до 12, а некоторые и до 15 рублей за поездку. Экономные горожане вновь стали пользоваться троллейбусами. Однако в дело вмешалась городская прокуратура, указав перевозчикам на неправомерность повышения тарифов без согласования с администрацией. Одна из частных компаний даже была оштрафована. К тому же мэрия пригрозила, что не будет с такими перевозчиками перезаключать договоры на длительный срок. А глава Петрозаводского городского округа Виктор Масляков предложил жителям карельской столицы звонить в администрацию и сообщать обо всех нарушениях, которые допускают частники. Люди откликнулись: оказалось, что качество услуг в маршрутках не устраивает многих. Горожане жаловались на то, что водители маршрутных такси нарушают правила дорожного движения, курят при пассажирах, на плохое техническое состояние автобусов, на грязные салоны… Доплачивать лишние деньги за такое «удовольствие», понятно, никому не хочется.
В общем, пока найден компромиссный вариант: часть маршруток возит пассажиров по-прежнему за 10 рублей, часть (те, кому удалось отстоять обоснованность тарифов перед городской администрацией) – за 12 рублей. Судьба же троллейбусного управления должна решиться за те полгода, которые отпущены предприятию, чтобы погасить долги. В мэрии заверяют, что не допустят полного исчезновения троллейбусов с улиц Петрозаводска – большая часть машин находится в муниципальной собственности. На сегодняшний день в парке ТУ находится 125 машин, ежедневно на линии работает 106 из них.
– Остановка пяти машин никак не отражается на объемах движения троллейбусов и качестве обслуживания пассажиров в столице Карелии, – говорится в распространенном мэрией сообщении.
Хочется верить, но пример с исчезнувшими ранее автобусами как-то не добавляет оптимизма. Тем более что сами высокопоставленные городские чиновники вряд ли часто пользуются общественным транспортом. Впрочем, рядовые жители Петрозаводска тоже все активнее приобретают личные авто. Сегодня на тысячу жителей приходится уже 270 автомобилей. В результате петрозаводчане вплотную познакомились с невиданным ранее явлением – пробками на дорогах. Они, понятно, тоже не улучшают настроение тех, кто по утрам опаздывает на работу, а по вечерам не может добраться до дому. Но это уже тема для другой статьи. Сегодня главное – сохранить троллейбусный парк, иначе карельскую столицу ждет транспортный паралич. Наталья Овсянникова, собкор «НВ» в Карелии