Экономика

Поглощение овощей

21 февраля
С начала реформ регион потерял несколько крупных агрофирм на пригородных землях. История уничтожения тепличного хозяйства «Лето» на виду у всех. И его случай – не единичен: земли бывшего совхоза «Петродворцовый» заняты под коттеджную застройку, под нее же ушла птицефабрика в Красных Зорях…
Справедливости ради надо признать – уничтожение того или иного сельхозпредприятия – это, как правило, не преступление. Просто логика капитализма такова, что владелец фирмы заинтересован в получении максимальной выгоды. Земля – это не некая мистическая субстанция, а просто один из видов актива. Ну не растут в теплицах золотые огурцы, а куры на фермах не несут бриллиантовые яйца. А девелоперские проекты обеспечивают доходность,  сопоставимую со сказочной.     
Итак, кто может стать следующим «Летом»?
Тревожные слухи ходят вокруг ЗАО «Агрофирма «Выборжец» из Янино-2 Всеволожского района.  «Выборжец» владеет 100 га земли близ КАД, теплицы расположены на площади в 27 га. Это крупнейший производитель овощей закрытого грунта в регионе. Кроме того, «Агрофирма «Выборжец» владеет 99 процентами акций ЗАО «Карельский» – тепличного хозяйства в Выборгском районе области, ориентированного на местный рынок.
По слухам, агрофирма уже полностью контролируется промышленной группой «Союз» – производителем стройматериалов и комплектующих для мебели. По крайней мере, на официальном сайте группы оба экс-совхоза названы как непрофильные активы.
Ознакомившись с отчетом агрофирмы из Янино-2 за девять месяцев прошлого года, я обнаружил что член совета директоров ПГ «Союз» Александр Заклепкин владеет 45,8 процента акций ЗАО «Агрофирма «Выборжец». Еще один менеджер группы Петр Усов владеет 15,25 процента акций. Если глянуть на предыдущие отчеты, то видно, как ценные бумаги переходят от одних представителей данного холдинга к другим, но общее число акций, которыми они владеют, все время растет. А вот число бумаг на руках рядовых работников хозяйства уменьшается: например, в июле прошлого года было 169 акционеров, а в октябре осталось только 136. Иными словами, контрольный пакет у лиц, тесно связанных с группой «Союз», на сегодня есть.
Я обратился к юрисконсульту хозяйства Светлане Володиной за разъяснением. Она сперва сказала, что группа «Союз» акции бывшего совхоза не скупала и ими не владеет. И формально это правда – ценными бумагами владеют менеджеры как физические лица. Потом юрисконсульт заявила, что скупка была «не враждебной». А за всеми дальнейшими ответами послала к директору, который за два дня не смог выкроить минутки, чтобы пообщаться со мной. Правда, ранее он уже заявлял, что новые собственники готовы инвестировать в модернизацию теплиц.
Но, кто помнит, практически так же успокаивали общественность покупатели акций «Лета».    
Ну а пока Управлением Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 15 февраля оштрафованы два крупных акционера ЗАО «Агрофирма «Выборжец» – Александр  Заклепкин  и Андрей Кабанов. Наказаны они по закону за скупку без предварительного согласования с ФАС крупных пакетов акций предприятия, внесенного «в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов».  Они известили о своих действиях ФАС только постфактум (а не до сделки, как положено), за что и поплатились  по всей строгости – 4 и 2 тысячами рублей соответственно (против первого акционера было возбуждено два дела).
Кодекс об административных нарушениях  порой гуманен к физлицам. Недавно один из известных питерских бизнесменов купил на правах простого гражданина значительный пакет акций выставочного комплекса «Ленэкспо», причем вовсе в ФАС не сообщил. Когда дело вскрылось, то за это его наказали по максимуму  2500 рублями. Не боги горшки обжигают, но и законы они тоже не пишут.     
Еще один горячий адрес – ЗАО «Племенной завод «Приневское». Это предприятие недавно посетил Дмитрий Медведев, провел на нем совещание, посвященное реализации национального проекта «Развитие АПК». Племзаводу есть чем похвастать: теплицы (когда-то оно начиналось как подсобное производство лениградской ТЭЦ «Красный Октябрь»), фермы с  молочным заводом, недавно стали разводить породистых коз, теперь вот грибы-шампиньоны (1200 тонн в год, в полтора раза больше, чем когда-то собирали в Пулково). Кстати, там теперь работают бывшие специалисты злосчастного «Лета». Но «Приневское» частью расположено в Петербурге в конце Октябрьской набережной, частью – на прилегающих землях Всеволожского района, а стало быть, это выгодный объект для атаки.
Ее начал, по слухам, холдинг «Империя» (комментариев из холдинга «НВ» не дождалось).
Правда, у генерального директора совхоза в личной собственности 39,6 процента акций, крупные пакеты имеют его заместители, главный агроном, начальник службы сбыта. Просто так контрольный пакет при таком раскладе не собрать.    
«Империя» известна в Петербурге с середины девяностых. Известна приобретением имущественных комплексов промышленных предприятий для их перепрофилирования под бизнес-центры единого бренда «Сенатор». Сами менеджеры «Империи» неоднократно подчеркивали, что они не рейдеры, акции покупают на законных основаниях. Недовольные результатом их деятельности, конечно, есть, но как же без них.    
Один из директоров, пожелавший остаться неизвестным, прокомментировал ситуацию с аграрными рейдерами в Ленинградской области так: «Они действуют очень активно уже лет пять, во всех районах, не только непосредственно под Петербургом. Просто сейчас об этом стали больше писать, привлекать общественное внимание. Но реальной защиты от государства все равно нет».

прямая речь

Мухажир Этуев, генеральный директор ЗАО «Племенной завод «Приневское»:
– Скупка наших акций взволновала хозяйство. Потому что мы, менеджеры, неплохо разбираемся в производстве, но, наверно, недостаточно хорошо ориентируемся в корпоративных делах. На первый взгляд «Приневское»  неплохо защищено от захвата. Вместе с ближайшими единомышленниками я контролирую около 75 процентов обыкновенных акций. У всех рядовых работников, пенсионеров на руках в совокупности есть около 5 процентов акций.  Но перед простым человеком большой соблазн – за одну нашу акцию предлагают уже по 12,5 тысячи рублей, это в несколько десятков раз больше, чем за акцию «Газпрома», например. При этом у рядового сотрудника со стажем может быть до десяти акций. Мы провели собрание коллектива, объяснили, чем грозит им скупка акций – потерей работы. На сегодня захватчикам удалось приобрести около 1 процента ценных бумаг. Но все равно мы в тревоге.  Мы  понимаем – против нас структура, которая специализируется именно на рейдерских захватах и агрессивной скупке. Насколько я знаю, они сейчас работают в бывшем совхозе «Предпортовый», в других областных агрофирмах. До этого они приобретали петербургскую недвижимость у заводов, но дела в промышленности я знаю хуже. Чем может помочь государство – сказать трудно, мы всю жизнь работали на пользу обществу и не хотели бы остаться одни в тяжелой ситуации.

Игорь Горский, управляющий партнер Агентства развития и исследований в недвижимости (АРИН):
– За последний год произошел резкий всплеск интереса к приобретению сельхозугодий для последующего коттеджного и малоэтажного строительства. Это, соответственно, отразилось на ценах, с начала 2006 года стоимость гектара земли выросла  более чем в два раза. Мы наблюдаем несколько групп покупателей:  строительные петербургские компании, «москвичи», лица, располагающие свободным капиталом и желающие спрятать его от бурь на финансовом рынке в надежный актив, спекулянты. Резоны просты: если вы честно заработали, предположим, 2 миллиона долларов, то надо подумать, куда их деть, чтоб они служили вам и вашим детям. Акции – это рискованно. Можно приобрести на них дюжину типовых квартир в Петербурге, но если вложить их в несколько гектаров пригородной земли, то инвестиционный потенциал у этого актива выше. Земля есть не просит. Марк Твен еще сто с лишним лет назад советовал: «Покупайте землю, этот товар больше не производится». Конечно, есть масса  подводных камней. В городе, зная район, тип дома, можно не глядя назвать цену квартиры, а ее индивидуальные особенности убавят или прибавят лишь несколько процентов. Рынок земельных участков, даже в пределах одного района, допустим Всеволожского, устроен противоположно – там каждый объект уникален. Существенная проблема – возможность изменения статуса. Много предложений вроде «переведем земли из сельскохозяйственных в земли под индивидуальное строительство за три месяца», инвестор клюет, а потом горько разочаровывается.
Проблему рейдерства я бы не стал преувеличивать. Кстати, не все «жертвы» – директора бывших совхозов честны перед своими акционерами. В крайних случаях есть правоохранительные органы, антирейдерские комиссии. Роль государства в процессе регулирования взаимоотношений я также вижу в том, что оно уже делает: утверждает генеральные планы городов и регионов, определяет функциональное предназначение участков, кадастровую стоимость земель.

Александр Варенов, заместитель председателя комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу  Ленинградской области:
 – Исполнительная власть региона может действовать, а значит, и бороться с данным явлением только в рамках, определенных законодательством. И здесь наша главная возможность – инициировать и всячески  содействовать принятию нормативных документов, защищающих земли сельскохозяйственного назначения. В частности, по инициативе вице-губернатора Ленинградской области Сергея Яхнюка Минсельхозом был внесен в Государственную думу и уже прошел первое чтение законопроект о недопустимости выделения в натуре земель племенных хозяйств. В Ленинградской области 60 процентов сельхозтоваропроизводителей относятся к категории племенных, они же являются основными производителями молока, мяса, овощей. И защитить от посягательств землю этих агропредприятий – наша важнейшая задача.
Кроме того, сейчас ведется работа по созданию реестра сельхозземель, что позволит составить реальную картину – сколько и в чьей собственности земель сельскохозяйственного назначения

наш комментарий

Тепличные условия для девелоперов

Владимир Владимиров

Сельхозпредприятия беззащитны перед скупщиками. Аграрный бизнес на Руси никогда не был особо рентабельным. А у инвесторов из сферы «дешево построй – дорого продай» в руках миллиарды рублей, которые нужно срочно во что-то вложить, желательно – в недвижимость. Городские аукционы по продаже участков под застройку им неинтересны – слишком высокие цены. Выгодней скупить акции пригородного хозяйства, снести все эти теплицы, фермы, цеха переработки и построить там склады или коттеджи. Или распродать землю по кусочкам. Единственная сложность –  перевод сельхозземель в  категорию земли поселений. Но в принципе это банальная юридическая процедура.
Незрелое российские законодательство не делает различий между свечным заводиком и предприятием, которое производит продовольствие. То и другое – акционерные общества. У кого контрольный пакет – тот и хозяин, который может поступать с собственностью по своему усмотрению. А скупка этого пакета – вопрос денег. Причем несопоставимо меньших, чем стоимость земли.
Когда принимался сначала закон об акционерных обществах, потом – Земельный кодекс, никакого земельного ажиотажа не было и в помине. Как не было и проблем с поставкой в крупные города продовольствия. Вот что касается памятников культуры и архитектуры, то здесь законодательство оказалось более предусмотрительным. Здания-памятники хорошо защищены. Зимний дворец не удастся купить и переделать под гостиницу, даже если инвестор предложит хорошие деньги и всему коллективу Эрмитажа, и бюджету города, и налоги с новой гостиницы пообещает исправно платить. А земли в России, считалось, много. Скупят инвесторы десяток бывших совхозов «на снос», останутся еще тысячи других, которые только рады будут занять освободившуюся нишу.
С точки зрения формальной экономики – все правильно. Но формальной логикой сыт не будешь, о чем знают во всех развитых государствах. До осени прошлого года экономически правильным считалось закупать не молоко у местных крестьян, а молочный порошок в Европе – потому что он обходился на 25 процентов дешевле. Осенью вдруг выяснилось, что сухого молока в Европе больше нет, а то, что можно купить, стоит уже намного дороже, чем в России. Оптовики, коммивояжеры молочных комбинатов поехали по местным селам, предлагая вдвое большую – по сравнению с летней – цену. Но ведь молочное стадо за два месяца не увеличишь. И даже за два года.
Когда местные девелоперы скупали на снос фирму «Лето», в ее защиту не прозвучал ни один голос ни одного должностного лица. Действительно, зачем нам местные огурцы и прочая зелень, если прилавки завалены продукцией из Голландии, Польши, Турции? К тому же продолжала работать мощная агрофирма «Выборжец».
Теперь, судя по всему, очередь дошла до «Выборжца» и даже до более чем успешного (по сельским меркам) хозяйства «Приневское», куда полюбоваться только что открытым шампиньонным комплексом недавно приезжал первый вице-премьер Дмитрий Медведев. В скором времени Петербургу и области придется перейти исключительно на привозную свежую зелень (если то, что привезено за тысячи верст, может считаться свежим). Но где гарантия, что Европа не отменит дотации своим овощным фермерам точно так же, как отменила молочным? Или что сами эти фермеры не перейдут на выращивание культур, годящихся для производства биотоплива? Почем тогда обойдется огурчик из Голландии?
Что же касается глубинки, то на нее в плане круглогодичного производства зелени надежд никаких. В отдаленных районах считается более выгодным производство молока и мяса. Построить крупную теплицу, да еще подвести к ней специальную ЛЭП, да еще организовать срочную доставку продукции в город на порядок дороже, чем поставить обычную ферму. Да и специалистов по «защищенному грунту» даже в Ленобласти наперечет. Так что совсем не случайно советская власть создавала овощеводческие хозяйства в пригородах – поближе к электростанциям и магазинам. Эта близость к городу их сейчас и губит.
Впрочем, областное правительство может закрыть этот земельный магазин в один день – просто заблокировав перевод сельхозземель в другую категорию. Тогда весь план девелоперов теряет смысл. Но, судя по отдельным высказываниям сотрудников аппарата правительства, там тоже оценивают ситуацию с позиций формальной экономики: строительные проекты и операции с землей принесут областному бюджету больше денег, чем продажа огурцов.  Иными словами, в городе и области созданы совершенно тепличные условия для тех, кто разрушает и без того хилый отечественный АПК.

Алексей Миронов
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
23 ноября
суббота
-1
Ясно
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+1
Слабый дождь