Северо-Запад

НеуДачная амнистия

28 февраля
Большинству владельцев дачных участков не по карману стоимость землеустроительных работ. Садоводы возмущаются: новый закон так широко рекламировали, а толку немного. В Карелии насчитывается больше 600 садоводческих товариществ, 110 тысяч земельных участков. То есть дача есть у каждой второй семьи в республике. Так что обиженные государством дачники – это целая армия. Среди них немало тех, кто заплатить больше 10 тысяч рублей за межевание земельного участка просто не в состоянии.

Минувшим летом Законодательное собрание Карелии попыталось решить этот вопрос, приняв закон о предельной стоимости межевания земельных участков – не более трех тысяч рублей. Однако на практике получилось по-иному. Землеустроительными работами в Карелии занимаются исключительно коммерческие фирмы. Компаний, предлагающих такие услуги, насчитывается свыше двух десятков, и большинство из них расположены в Петрозаводске. За три тысячи проводить межевание не соглашается никто, тем более если речь идет об участках в отдаленных от карельской столицы районах.
– Ни одна землеустроительная организация не хочет и слышать о дачной амнистии, – утверждает петрозаводчанка Ирина Владимирова.
У нее дом и 15 соток земли недалеко от карельской столицы. Она успела обратиться уже практически во все имеющиеся в городе фирмы. Цены, за которые ей предлагали провести межевание, женщину просто шокировали: до 20 тысяч рублей. «Почему принятый в республике закон, о котором так много писали и говорили, не работает? Нас опять обманули», – говорит она.
Скорее не обманули, а просто не подумали об очевидном: заставить коммерсантов работать себе в убыток невозможно. Рыночная экономика плохо поддается регулировке административно-командными методами.
– Очевидно, стоимость межевания и в самом деле выше, чем заявленная в республиканском законе, – пожимает плечами председатель Ассоциации садоводческих некоммерческих товариществ Серафим Золотов.
Действительно, землеустроительным компаниям надо платить налоги, зарплату геодезистам, приобретать оборудование и так далее… Все вместе выливается в ту сумму, из-за которой так негодуют дачники. Неудивительно, что и в целом по России в рамках «дачной амнистии» право собственности пока оформлено только приблизительно на
3 процента земельных участков.
Пока единственное, что может посоветовать владельцам дач Ассоциация садоводческих некоммерческих товариществ, – это проводить межевые работы не по одиночке, а коллективно: сразу на 20–30 участках, а то и во всем кооперативе. Здесь работает простой принцип – оптом дешевле. Садоводы соглашаются, деться-то все равно некуда. Председатель садоводческого товарищества «Автомобилист» Владимир Кудрявцев уверен: все заявления о том, что цены на межевание будут снижаться, не более чем разговоры.
– Жизнь вообще дорожает, так с чего же эти услуги будут дешеветь? – рассуждает он. – Мы вот решились, сейчас оформляем право собственности на участки всем товариществом, делаем новый генеральный план кооператива. Стоимость работ обходится примерно в семь тысяч на один участок.
Но и эту сумму может заплатить далеко не каждый, ведь почти 80 процентов садоводов – это пенсионеры.
Правда, справедливости ради стоит отметить, что недавно вступили в силу изменения в федеральное законодательство, в соответствии с которыми не нужно проводить межевание, например, при оформлении участка, доставшегося по наследству. Но скажем, человек зарегистрировал участок в упрощенном порядке. Если он захочет его продать, построить на своих «шести сотках» домик или баню, без мероприятий по землеустройству все равно не обойтись. Межевание необходимо и для того, чтобы избежать недоразумений с соседями. Бывает, например, дачник самовольно расширит свой участок на две-три сотки и при этом «заедет» на общую дорогу. В итоге страдают остальные члены кооператива.
Так что рано или поздно, но межевание проводить придется за любые деньги. Можно ли найти выход? Вот в Новгородской области создана государственная структура, занимающаяся работами по землеустройству, определены финансовые нормативы, и часть затрат компенсирует региональный бюджет. Но и здесь есть камень преткновения – несовершенство федерального законодательства.
– Знаете, как садоводы себя называют? «Партизанский отряд в лесу», – говорит Серафим Золотов. – У садоводческих товариществ сегодня нет никакого официального статуса. Из-за этого практически невозможно запланировать для нас в местных бюджетах какие-либо дотации. Это касается не только межевания, но и, например, оплаты электроэнергии. По закону пенсионерам положены льготы. Но энергетики справедливо замечают: покажите нам, где заложены средства на компенсацию затрат, и тогда мы будет предоставлять вам электроэнергию по льготным тарифам.
Садоводческим кооперативам, как правило, не по силам содержать линии электропередачи, восстанавливать разбитые дороги, вывозить бытовые отходы и так далее. На эти цели карельское правительство выделяет садоводам гранты – в прошлом году шесть миллионов рублей, в этом еще столько же. Это, конечно, плюс. Но ведь и получает государство с садоводов немало. Причем отсутствие у них официального статуса ничуть не мешает взимать налоги, и делается это с завидной аккуратностью. Сегодня налоговая ставка на землю варьируется от 0,1 до 0,3 процента от стоимости земли. В Карелии с дачников берут по максимуму. Но дело даже не в этом. Эти платежи садоводы с иронией называют налогом на трудолюбие.
– Когда нам выдавали земельные участки, это были сплошной камень и болота, и стоимость их была копеечной, – сетует Владимир Кудрявцев. – За эти годы мы вложили в землю огромный труд, сделали ее плодородной. Теперь ее вилами можно копать, а тогда и лопата не брала. Соответственно, выросла цена земли. Исходя из нее, рассчитывается налоговая ставка. Получается, чем трудолюбивее был кооператив, чем больше мы вложили своих сил и средств, тем больше теперь платим государству.
При этом налоговики требуют от садоводческих кооперативов уйму бумаг: бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, по НДС, налогу на прибыль, на имущество, по единому социальному налогу и прочее. Словом, как от полноценной коммерческой фирмы. Но разве садоводство на севере – это бизнес? В Карелии есть пословица: на нашей земле не будешь богат, а будешь горбат. В итоге лишняя и бессмысленная писанина садоводов только раздражает. А дачную амнистию многие пенсионеры уже сравнивают с непопулярной монетизацией льгот.
Наталья Овсянникова, собкор «НВ» в Карелии
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.86
0.058 (-0.06%)
Курс Евро
103.41
0.191 (0.18%)
Погода
Сегодня,
24 сентября
вторник
+17
Слабый дождь
25 сентября
среда
+21
Слабый дождь
26 сентября
четверг
+19
Слабый дождь