Культура
«Гранатовый браслет» достался «Артистке»
04 мартa
В Гатчине не только определены победители, но и выявлены основные проблемы российского кинематографа и отношения к искусству в обществе. Практически ни одна игровая картина, представленная в конкурсной программе, не получила проката. Причину этого режиссеры, приехавшие в Гатчину, видят и в неопытности и неумелости продюсеров (в конце концов, не всем быть такими, как Сергей Сельянов) и правообладателей фильмов, и в нехватке денег, перед которыми открываются в нашей стране все двери.
–У нас все решает пиар, – хмурился кинорежиссер Владимир Фокин, представивший на кинофестивале фильм «Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны». – Любое дерьмо можно раздуть до состояния шедевра, а действительно талантливую работу не заметить!
Владимир Грамматиков, «отец» «Усатого няня» и фильма «Шла собака по роялю», привез очередной фильм для детей «Тайна сибирской княжны». Но, несмотря на проводимую государством политику, несмотря на все объявления «годов ребенка и семьи», картина такого признанного мастера детского кино так и не дошла до зрителя.
– Константин Эрнст отказался взять ее на Первый канал, сославшись на неформат, – признался Грамматиков. – И вообще, сегодня ломиться на федеральные каналы с детской картиной аморально и глупо. Ну, представьте себе детский фильм на НТВ! Это, видимо, должно быть что-то в духе «дети убили свою няню». На широкий экран тоже не пробиться – там плотно сидит американское кино. Государственный показ существует, но он очень вялый, поскольку пользуется старыми кинотеатрами, в которые давно никто не ходит.
Аналогичная непрокатная судьба постигла и картину режиссера Владимира Макеранца «Золотой полоз». Да что говорить о детском кино, если все последние фильмы, включая и представленную в Гатчине «Артистку» такого признанного мэтра российского кино, как Станислав Говорухин, проваливаются в прокате!
– Для нынешних дебилов, которые заполняют кинотеатры, «Артистка» оказалась посложнее бинома Ньютона, – категорично заявил Говорухин.
С тем, что молодое поколение, которое и делает кассу кинотеатрам, крайне примитивно и неграмотно, согласны практически все режиссеры с именем. А молодым задумываться над этой проблемой не с руки – они предпочитают делать деньги, ставя на поток напичканную компьютерными технологиями и распиаренными физиономиями чепуху, которую пипл в кинотеатрах на ура хавает, попутно хрустя попкорном и болтая по мобильнику. Лишь немногие предпочитают творить, искать новый киноязык и своего зрителя.
– Сколько раз я слышал о своей картине: «Что? «Золотой полоз»? По Бажову, говорите? А кто это такой?» – грустно улыбался режиссер Владимир Макеранец. – Ладно бы современные дети спрашивали, так нет! Даже 30-летние люди, уже имеющие солидные должности!
Кризис мастера кинематографа отмечают и в кинодраматургии. Именно поэтому многие режиссеры сами берутся за написание сценариев, не говоря уже о самостоятельном продюсировании своих картин.
– Так что слухи о возрождении российского кино сильно преувеличены, – уверен кинорежиссер Владимир Фокин.
Лишним доказательством того, что наше общество далеко ушло от подлинного искусства, стал творческий вечер Светланы Крючковой, являющейся президентом кинофестиваля «Литература и кино». Народная артистка России накануне фестиваля плохо себя чувствовала. Врачи категорически запретили ей ехать в Приоратский дворец выступать перед зрителями, но актриса не могла позволить себе такой нечестный по отношению к поклонникам поступок. Приехала заранее, настроилась, постаралась забыть про боль и потом… три четверти часа ждала, пока местные власти закончат награждать работников сельского хозяйства и промышленности. Многие предположили, что творческую встречу с народной артисткой России районные и городские власти устроили просто в качестве «десерта» к вручению почетных грамот. И когда Светлана Николаевна, гневно сверкая очами, вышла на сцену, она предложила покинуть зал тем, кто не любит поэзию. Кое-кто из высокопоставленных вышел… Читала же актриса на разрыв аорты, так что у многих награжденных билетом селян мурашки по спине бежали!
На торжественной церемонии закрытия XIV кинофестиваля «Литература и кино» Крючкова, получив из рук председателя читательского жюри эссеиста и критика Льва Аннинского приз за внеконкурсную картину «Анна Ахматова, или Луна в зените» режиссера Дмитрия Томашпольского, еще раз вспомнила о поэтессе. Она умерла 5 марта, в день годовщины смерти своего главного мучителя – Иосифа Сталина.
– Я просмотрела всю телевизионную программу на следующую неделю, – сказала Крючкова со сцены кинотеатра «Побе- да». – 5 марта: семь фильмов о Сталине. И ни одного – об Ахматовой! Ни одного! Это страшно. Так быть не должно…
Если в нашем обществе литература, доброе и умное кино не котируются, то в Гатчине лучшие экранизации были щедро вознаграждены. В этом году жюри решило не отмечать лучшие мужскую и женскую роли второго плана, а поощрить отдельно неигровое и детское кино.
Свой приз учредила и газета «Невское время», решившая наградить лучшую работу в номинации «Дебют». Дорогой кожаный портфель главный редактор «Невского времени» Михаил Иванов вручил режиссеру Юрию Лагуте за фильм «Манящий запах вечности».
– В кинематографе существует такое понятие, как сценарный портфель. Желаю вам, чтобы этот портфель всегда был полон хороших сценариев, – сказал главный редактор «НВ», передавая Юрию приз и диплом.
Как признался Юрий Лагута, известный широкой публике своими актерскими работами в фильмах «4» и «Звезда», сейчас он снимает полнометражную психологическую драму с рабочим названием «Ноша».
Больше всего наград присудили картине «Артистка» Станислава Говорухина. В частности, отметили в качестве лучшей женской роли работу Евгении Добровольской, сыгравшей главную героиню в этой картине. «Артистке» же присудили и приз зрительских симпатий имени Клары Лучко, и Гран-при «Гранатовый браслет». Последний факт, впрочем, еще до объявления имен победителей мало у кого вызывал сомнения.
Другие призы жюри кинофестиваля «Литература и кино»:
– «За лучшую режиссуру» – кинорежиссер Павел Чухрай (картина «Русская игра»);
– «За лучшую музыку» – композитор Владимир Дашкевич (фильм «Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны»);
– «За лучшую операторскую работу» – Михаил Кричман («Изгнание»);
– «За лучшую мужскую роль» – Александр Балуев («Изгнание»);
– «За лучший фильм для детей» – «Золотой полоз» режиссера Владимира Макеранца;
– «За лучший неигровой фильм» – «Андрей Битов. Писатель в полуписьменном мире» режиссера Сергея Головецкого;
– «За лучший полнометражный режиссерский дебют» – Ева Нейман (фильм «У реки»);
– «За лучший студенческий фильм» – Юрий Лагута («Манящий запах вечности»).
Анна Кострова
–У нас все решает пиар, – хмурился кинорежиссер Владимир Фокин, представивший на кинофестивале фильм «Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны». – Любое дерьмо можно раздуть до состояния шедевра, а действительно талантливую работу не заметить!
Владимир Грамматиков, «отец» «Усатого няня» и фильма «Шла собака по роялю», привез очередной фильм для детей «Тайна сибирской княжны». Но, несмотря на проводимую государством политику, несмотря на все объявления «годов ребенка и семьи», картина такого признанного мастера детского кино так и не дошла до зрителя.
– Константин Эрнст отказался взять ее на Первый канал, сославшись на неформат, – признался Грамматиков. – И вообще, сегодня ломиться на федеральные каналы с детской картиной аморально и глупо. Ну, представьте себе детский фильм на НТВ! Это, видимо, должно быть что-то в духе «дети убили свою няню». На широкий экран тоже не пробиться – там плотно сидит американское кино. Государственный показ существует, но он очень вялый, поскольку пользуется старыми кинотеатрами, в которые давно никто не ходит.
Аналогичная непрокатная судьба постигла и картину режиссера Владимира Макеранца «Золотой полоз». Да что говорить о детском кино, если все последние фильмы, включая и представленную в Гатчине «Артистку» такого признанного мэтра российского кино, как Станислав Говорухин, проваливаются в прокате!
– Для нынешних дебилов, которые заполняют кинотеатры, «Артистка» оказалась посложнее бинома Ньютона, – категорично заявил Говорухин.
С тем, что молодое поколение, которое и делает кассу кинотеатрам, крайне примитивно и неграмотно, согласны практически все режиссеры с именем. А молодым задумываться над этой проблемой не с руки – они предпочитают делать деньги, ставя на поток напичканную компьютерными технологиями и распиаренными физиономиями чепуху, которую пипл в кинотеатрах на ура хавает, попутно хрустя попкорном и болтая по мобильнику. Лишь немногие предпочитают творить, искать новый киноязык и своего зрителя.
– Сколько раз я слышал о своей картине: «Что? «Золотой полоз»? По Бажову, говорите? А кто это такой?» – грустно улыбался режиссер Владимир Макеранец. – Ладно бы современные дети спрашивали, так нет! Даже 30-летние люди, уже имеющие солидные должности!
Кризис мастера кинематографа отмечают и в кинодраматургии. Именно поэтому многие режиссеры сами берутся за написание сценариев, не говоря уже о самостоятельном продюсировании своих картин.
– Так что слухи о возрождении российского кино сильно преувеличены, – уверен кинорежиссер Владимир Фокин.
Лишним доказательством того, что наше общество далеко ушло от подлинного искусства, стал творческий вечер Светланы Крючковой, являющейся президентом кинофестиваля «Литература и кино». Народная артистка России накануне фестиваля плохо себя чувствовала. Врачи категорически запретили ей ехать в Приоратский дворец выступать перед зрителями, но актриса не могла позволить себе такой нечестный по отношению к поклонникам поступок. Приехала заранее, настроилась, постаралась забыть про боль и потом… три четверти часа ждала, пока местные власти закончат награждать работников сельского хозяйства и промышленности. Многие предположили, что творческую встречу с народной артисткой России районные и городские власти устроили просто в качестве «десерта» к вручению почетных грамот. И когда Светлана Николаевна, гневно сверкая очами, вышла на сцену, она предложила покинуть зал тем, кто не любит поэзию. Кое-кто из высокопоставленных вышел… Читала же актриса на разрыв аорты, так что у многих награжденных билетом селян мурашки по спине бежали!
На торжественной церемонии закрытия XIV кинофестиваля «Литература и кино» Крючкова, получив из рук председателя читательского жюри эссеиста и критика Льва Аннинского приз за внеконкурсную картину «Анна Ахматова, или Луна в зените» режиссера Дмитрия Томашпольского, еще раз вспомнила о поэтессе. Она умерла 5 марта, в день годовщины смерти своего главного мучителя – Иосифа Сталина.
– Я просмотрела всю телевизионную программу на следующую неделю, – сказала Крючкова со сцены кинотеатра «Побе- да». – 5 марта: семь фильмов о Сталине. И ни одного – об Ахматовой! Ни одного! Это страшно. Так быть не должно…
Если в нашем обществе литература, доброе и умное кино не котируются, то в Гатчине лучшие экранизации были щедро вознаграждены. В этом году жюри решило не отмечать лучшие мужскую и женскую роли второго плана, а поощрить отдельно неигровое и детское кино.
Свой приз учредила и газета «Невское время», решившая наградить лучшую работу в номинации «Дебют». Дорогой кожаный портфель главный редактор «Невского времени» Михаил Иванов вручил режиссеру Юрию Лагуте за фильм «Манящий запах вечности».
– В кинематографе существует такое понятие, как сценарный портфель. Желаю вам, чтобы этот портфель всегда был полон хороших сценариев, – сказал главный редактор «НВ», передавая Юрию приз и диплом.
Как признался Юрий Лагута, известный широкой публике своими актерскими работами в фильмах «4» и «Звезда», сейчас он снимает полнометражную психологическую драму с рабочим названием «Ноша».
Больше всего наград присудили картине «Артистка» Станислава Говорухина. В частности, отметили в качестве лучшей женской роли работу Евгении Добровольской, сыгравшей главную героиню в этой картине. «Артистке» же присудили и приз зрительских симпатий имени Клары Лучко, и Гран-при «Гранатовый браслет». Последний факт, впрочем, еще до объявления имен победителей мало у кого вызывал сомнения.
Другие призы жюри кинофестиваля «Литература и кино»:
– «За лучшую режиссуру» – кинорежиссер Павел Чухрай (картина «Русская игра»);
– «За лучшую музыку» – композитор Владимир Дашкевич (фильм «Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны»);
– «За лучшую операторскую работу» – Михаил Кричман («Изгнание»);
– «За лучшую мужскую роль» – Александр Балуев («Изгнание»);
– «За лучший фильм для детей» – «Золотой полоз» режиссера Владимира Макеранца;
– «За лучший неигровой фильм» – «Андрей Битов. Писатель в полуписьменном мире» режиссера Сергея Головецкого;
– «За лучший полнометражный режиссерский дебют» – Ева Нейман (фильм «У реки»);
– «За лучший студенческий фильм» – Юрий Лагута («Манящий запах вечности»).
Анна Кострова