Культура

Состарить за 180 минут

13 мартa
Ударили героя боевика по одной щеке, а покраснела другая? Персонаж умудряется вырастить трехдневную щетину всего за один поход в ресторан? Малейшая ошибка гримера тут же режет по глазам и пополняет коллекцию киноляпов на ряде интернет-сайтов. Особо ехидные зрители не поленятся даже найти фамилию художника-гримера в титрах картины: вот, мол, Иванов-Петров-Сидоров напортачил! Но стоит только мастеру сделать свою работу на ура – все, «забвение» гарантировано. Ведь чем незаметнее для зрителя работа гримера в кадре, тем профессиональнее она сделана.

Старая школа
Гримерный цех «Ленфильма» на студии можно найти даже с закрытыми глазами – по едва уловимому запаху парфюмерии. Несколько небольших светлых комнат с огромными зеркалами, удобными креслами, рядами «болванов» с водруженными на них париками видели всех без исключения актеров, когда-либо снимавшихся на студии, – от великих до малоизвестных исполнителей ролей в массовке.
Наших питерских мастеров по гриму знают и ценят, пожалуй, на всех киностудиях мира. В то время как в Голливуде во время съемки один человек отвечает за нанесение тона на лицо актера, другой – только за прически, третий – за спецэффекты, ленфильмовский гример со стажем способен самостоятельно сделать все – от парика до уродливого лица сказочного злодея. В этом видят и свои плюсы, и свои минусы. С одной стороны, универсальность не может не быть предметом для гордости. С другой, нельзя объять необъятное.
– Профессия наша очень объемная, – говорит художник-гример Ольга Шамкович. – Технический прогресс идет вперед, появляется огромное количество новых материалов. Меняется техника, подход к съемкам, и соответственно меняется все вокруг. Так исторически сложилось, что наши художники-гримеры универсальны. Но нельзя быть суперпрофессионалом во всем. Одному лучше удается причесывать, другому – создавать спецэффекты, то есть старение, раны и т. д. В Москве уже появились люди, которые занимаются только спецэффектами, хотя прическами и гримом пока занимаются гримеры. Но мы тоже стараемся на некоторые картины, где требуются, например, сложные современные прически, приглашать парикмахера отдельно. Просто это другая профессия…
Долгие годы обучение профессии гримера на студии происходило так: человек, приходящий на ученическую ставку, приставлялся к мастеру и постигал ремесло, наблюдая за его работой и повторяя за ним показанные приемы. В конце 80-х годов прошлого века при «Ленфильме» появилась киношкола-студия «Кадр», в которой ленфильмовцы стали ковать для студии молодые кадры. В частности, искусство грима до недавних пор преподавала Ольга Шамкович. Технические приемы – это только верхушка айсберга тех знаний, которые закладывают в будущих гримеров. Они получают и теоретические знания – историю искусства, костюма, прически.
– Конечно, мы стараемся поддерживать старую школу, делаем все, чтобы интеллектуальный уровень гримеров был приподнят, – поясняет Ольга. – А то в последние годы в некоторых московских сериалах часто приходится с ужасом наблюдать героинь XIX века с конскими хвостами на головах или химическими завивками... Но за молодых мастеров, которые сейчас работают на «Ленфильме», нам не стыдно.

Крашеный буйвол
– Здравствуйте, меня на грим послали, – на пороге одной из гримерок стоит молодая барышня в деловом костюме.
– Вы, вероятно, из массовки на «Плаценту»? И кто вы?
– Я устраиваюсь на работу…
– Понятно, соискатель.
Художник по гриму Лилия Русецкая уже знает сценарий нового сериала «Плацента», который снимает режиссер-постановщик Борис Горлов, практически наизусть. Все образы совместно с режиссером, актерами, художниками-постановщиками, костюмерами создаются задолго до того, как впервые на съемочной площадке прозвучит заветное: «Мотор! Камера!» Теперь ей достаточно только намека на эпизодическую роль, которую будет играть Наталья Солдатенко, чтобы родился образ.
– Здесь все должно быть очень живое, – поясняет Лилия, орудуя расческой. – Очевидно, что героиня пытается понравиться нанимателю. Компания ищет менеджера, и если вы будете претендовать на такую должность, то вряд ли появитесь растрепанной или ярко накрашенной. Раз героиня ищет работу, значит, с финансами у нее пока не все хорошо. Поэтому вряд ли она сходила к профессиональному стилисту – привела себя в порядок самостоятельно, как могла. Так, тон вы себе уже сделали. Я сейчас еще немного румян вам добавлю, поскольку декорация там синяя, свет холодный…
Гример Ирина Цветкова в это время делает парик. Пастиж, то есть изготовление париков, бород и усов – это целая наука. На парики для кино идет только натуральный «материал». Видели объявления «Куплю волосы»? Да-да, многие из них дают ленфильмовские гримеры! Тонюсенькие прядки вплетаются в нить, а затем крепятся на тонкой сетке.
– Сколько уходит времени на создание парика? Все зависит от мастерства, – поясняет Ирина Цветкова. – В среднем около двух недель.
Над рабочими столами гримеров висят листочки бумаги с написанным на них заданием: «Покрасить буйвол», «Сварить человека». Нет, ничего криминального! Обычный профессиональный сленг, относящийся к изготовлению усов и бород. Их делают не только из человеческих волос, но также шерсти буйвола и яка. Пряди сплетают в очень тугой жгут, который затем варят в кипятке, дабы изменить структуру волоса. Затем расплетают и действуют по той же методике, как и в случае изготовления парика.

Раритетная профессия

Для создания цельного образа художнику по гриму мало владения только техническими приемами. Тут талант нужен. Кстати, многие мастера гримерного цеха – из ленфильмовских династий. Например, Ольга Шамкович – дочь того самого Михаила Шамковича, который в качестве оператора снял «Старика Хоттабыча», а как режиссер вместе с Виталием Мельниковым создал всеми любимый фильм «Барбос в гостях у Бобика». Лилия Русецкая в шутку говорит, что родилась в гримерном ящике: и ее дед работал на «Ленфильме», и мама была художником по гриму.
– Профессия наша раритетная, дефицитная, – поясняет Лилия. – В советские годы на всю страну было лишь триста художников-гримеров. На «Ленфильме» до кризиса 1990-х годов трудилось 60 мастеров. Сейчас много меньше…
На съемочную площадку гримеры приезжают с тяжеленными сумками. В них должно быть все – от кипы париков и бород до препарата от покраснения глаз и «слезного карандаша». Эта штука на основе ментола заставит любого пустить слезу. Раньше же «слезным средством» выступал нашатырный спирт или репчатый лук. Кровь нынче в кинематографе тоже особенная: импортная, дорогая, невероятно похожая на натуральную. Раньше же гримерам и костюмерам приходилось порой выкручиваться с помощью вишневого сока и кетчупа.
Сложнее и дольше всего создавать сказочный образ, портрет или делать возрастной грим. Чтобы превратить юное создание в глубокого старика Лилии, по ее словам, потребуется около трех часов кропотливой работы.
Между прочим, к услугам гримеров «Ленфильма» обращаются не только члены съемочных групп. Часто мастера студии приходят на помощь коллегам из театров. Нередко и простые, далекие от искусства горожане просят сделать грим для карнавала или корпоративной вечеринки. Бывают и сверхоригинальные просьбы.
– Ко мне однажды обратился состоятельный человек с просьбой полностью изменить ему внешность, – вспоминает Ольга Шамкович. – Он шумно отмечал день рождения, и захотел в «роли» официанта ходить незаметно среди гостей и слушать, что же о нем говорят в его отсутствие. Вот в такие странные игры играют некоторые… Моей работой он остался доволен. А вот что ему довелось услышать о себе из уст друзей и коллег – об этом остается лишь догадываться.
Анна Кострова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
105.06
1.27 (1.21%)
Курс Евро
110.49
1.624 (1.47%)
Погода
Сегодня,
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Облачно
29 ноября
пятница
+4
Облачно