Северо-Запад

«Избавиться от колониальной зависимости»

18 мартa
В 2008 году Поморье обретет собственную стратегию социально-экономического развития до 2030 года. При этом ее разработчики намерены максимально учесть интересы и пожелания всех заинтересованных сторон. Об этом корреспонденту «НВ» рассказал директор департамента экономического развития администрации Архангельской области Роман НАКОЗИН.

– На каком этапе сейчас находится разработка стратегии?

– Первый этап разработки стратегии уже завершен – это сбор статистической и аналитической информации, мнений экспертов, то есть базы, на основе которой формируется стратегия. В результате проведенных осенью круглых столов нам уже удалось выслушать мнения многочисленных экспертов – представителей органов исполнительной власти, науки, крупных предприятий. Второй этап – непосредственно разработка долгосрочной стратегии, и третий – разработка среднесрочной программы развития. Разработка стратегии должна быть завершена в течение этого года.
Итоги первых двух этапов в самое ближайшее время рассмотрят в областной администрации. Затем документ будет вынесен на обсуждение широкого круга научной общественности, а также направлен в муниципальные образования. После этого документ будет направлен на согласование в Минрегионразвития, а затем внесен на сессию областного собрания. Тем самым стратегия пройдет серьезный путь обсуждения на различных уровнях, все мнения и конструктивные предложения будут обязательно учтены. Мы ни в коем случае не намерены создавать этот важнейший для региона и всех его жителей документ в обстановке секретности и просто поставить людей перед фактом, когда он появится. Он должен учитывать интересы и бизнеса, и власти, и всего населения Архангельской области. И мы очень благодарны общественности за ту активность, которую она проявляет при обсуждении этой стратегии.

– Что принципиально изменится для Архангельской области с появлением такой стратегии?
– Во-первых, появление стратегии послужит сигналом того, что область четко позиционирует себя среди других регионов, видит цели собственного развития. Будут выстроены критерии развития наиболее важных отраслей экономики области. Так, поскольку прогнозируется, что мировые рынки лесопромышленного комплекса и целлюлозно-бумажного производства будут расширяться, а цены на их продукцию – расти, то надо интенсивно развивать эту отрасль. А для северодвинского кораблестроительного комплекса открываются возможности роста как в связи с расширением государственного оборонного заказа для Военно-морского флота, так и с государственными приоритетами и политикой в отношении развития добычи углеводородов на арктическом шельфе. «Вскрытие» Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции создаст возможности для Архангельска обрести новые функции узла сложной логистики, центра новых производств и технических сервисов. Мы рассматриваем стратегию и как ориентир для бизнеса и населения, куда целесообразней направлять инвестиции.
Во-вторых, согласованность усилий органов власти, бизнеса и муниципальных образований предполагает соответствующую договоренность и возможность корректировки планов развития территорий и предприятий с учетом данной стратегии. Документ станет основой для дальнейшей разработки отраслевых стратегий и программ, стратегических и программных документов муниципальных образований области.

– Какой вариант дальнейшего развития экономики более продуктивен для Архангельской области?
– Основная задача, стоящая перед региональной экономикой, – расширение производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Чем оно больше, тем ключевой показатель развития экономики – валовой региональный продукт – выше. Необходимо в принципе исключить «колониальную» зависимость: вывозить круглый лес, а затем покупать, например, мебель.
Выступая 8 февраля этого года на расширенном заседании Государственного совета, президент России Владимир Путин подчеркнул, что, несмотря на отдельные успехи последних лет, нам пока не удается уйти от инерционного энергосырьевого сценария развития. Однако следуя этому сценарию, мы не добьемся необходимого прогресса, и единственной альтернативой является инновационное развитие страны.
Для дальнейшего развития области мы также рассматриваем инновационный сценарий, где базовыми отраслями остаются лесопромышленный комплекс и машиностроение. С другой стороны, мы будем рассматривать потенциальные возможности новых точек роста – например, строительства глубоководного района Архангельского морского порта и железнодорожной магистрали «Белкомур». При дальнейшей реализации программ, связанных с развитием инфраструктуры, наш регион сможет себя позиционировать как достаточно крупный транспортно-логистический узел. И на последнем совещании в Архангельске с министром транспорта России Игорем Левитиным такой вариант рассматривался.

– Не пересекается ли этот вариант с проектом развития Мурманского транспортного узла?
– Оба проекта в определенной мере будут дополнять друг друга. У Мурманского порта есть ряд преимуществ. Как известно, Мурманск – незамерзающий порт, но и у нас, при строительстве нового глубоководного района порта, возможна круглогодичная навигация. Да, сегодня Архангельский порт загружен не полностью – но только из-за того, что он находится, скажем так, вне мирового формата, так как способен принимать суда с грузоподъемностью не больше 25 тысяч тонн. Возможность захода крупнотоннажных, до 70 тысяч тонн, судов обеспечит привлекательность порта для многих грузоотправителей.

– Будущая стратегия планируется на период до 2030 года. Возможно ли уже сегодня создавать программы, нацеленные на более далекое будущее?
– Конечно, возможно. Однако программы, как правило, носят среднесрочный характер и содержат перечень конкретных мероприятий для решения поставленных задач в ближайшие годы. Стратегия же – это документ, где определены долгосрочные цели развития региона. Безусловно, со временем возможны некоторые корректировки, но они не должны носить кардинальный характер. А период до 2030 года выбран в том числе и потому, что срок реализации основных инвестиционных проектов – строительства глубоководного района порта и железнодорожной магистрали «Белкомур», дорог и жилья, газопровода и распределительных сетей, модернизации действующих промышленных предприятий и создания новых производств – достаточно длительный.
К тому же большинство существующих сегодня отраслевых стратегий федерального уровня рассчитаны на тот же срок – например, «Основные направления стратегии развития железнодорожного транспорта России», куда вошел проект «Белкомур».
Наша задача – обеспечить взаимоувязку областной стратегии с долгосрочными планами крупных компаний и отраслевых министерств.

Беседовал Алексей Шептунов, собкор «НВ» в Архангельске
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.86
0.058 (-0.06%)
Курс Евро
103.41
0.191 (0.18%)
Погода
Сегодня,
25 сентября
среда
+17
Слабый дождь
26 сентября
четверг
+21
Слабый дождь
27 сентября
пятница
+19
Слабый дождь