Культура
Валерий Сюткин: «Свой шоу-бизнес я сделал за пять лет»
21 мартa
Юбилей Валерия Сюткина совпал с 25-летним юбилеем группы «Браво», в которой добрый десяток лет назад он был солистом. После долгого перерыва Валерий вновь вышел на сцену в составе «Браво» и спел с музыкантами несколько песен прежних лет. В БКЗ «Октябрьский» звучали хиты «Оранжевый галстук», «Стиляга из Москвы», «Московский бит». И, как в 90-е, группе отлично удалось раззадорить публику.
– Валерий, послезавтра у вас полувековой юбилей. Выглядите вы прекрасно – это не комплимент, констатация факта. Как будете отмечать?
– Март у меня весь в праздниках. Мы только что вернулись из путешествия с моей любимой женщиной Виолой (так зовут жену Сюткина. – Е. Д.). Улетали на несколько дней в Париж и там отпраздновали 15-летие нашего «совместного плавания». А сейчас у меня насыщенная рабочая неделя: концерт в Питере, потом – в Москве, как это бывает обычно перед юбилеями. А именно 22 соберутся близкие друзья… 350 человек.
Юбилей будет иметь творческое продолжение. С 15 по 30 мая группа «Сюткин и Ко», которую я создал в 95-м году, проведет пятнадцать танцевальных вечеров для интеллигенции. В Москве, в парке Горького. Фестиваль не закрытый, а открытый, проводим мы его в пятый раз. Будем исполнять легкую танцевальную музыку. Люди сидят за столиками в кафе, и я для них пою. На этих вечерах хорошие заводилы: Николай Цискаридзе, Юрий Башмет, Владимир Спиваков. Они приходят туда отдыхать, танцевать, приятно проводить время после своих филармонических концертов, вечеров серьезной музыки.
– Это в Москве. А в Питере?
– Я принимал участие в концерте к 8 Марта в Михайловском театре, когда Валентина Матвиенко вручала вместе с правительством города подарки женщинам. Мы тогда предложили: пусть мужчины, занимающие руководящие посты, поздравят женщин исполнением песен, а мы им саккомпанируем. Нашлись десять добровольцев, которые очень эмоционально это сделали! И получилось событие. А теперь мы задумали с директором Михайловского театра Владимиром Кехманом провести концерт для ветеранов в День Победы, где, помимо нас, артистов, спели бы по куплету люди, работающие в социальной сфере. Обожаю такие проекты. Однажды вместе с Никитой Михалковым мы записали песню из фильма «Я шагаю по Москве». А когда-то с «Браво» спел Муслим Магомаев «Лучший город земли», песня вошла в диск «Дорога в облака».
– Валерий, ваша юная дочь – тоже Виола – пишет стихи. Вы даже ее книжку издали. Она по-прежнему создает свои, как она говорит, «фантазии и поэзии»?
– Понятно, что каждый родитель гипертрофированно относится к успехам своих детей. Но Виола и в пять лет, и сейчас пишет, как проводник, будто что-то ей дается свыше. Именно так и создаются настоящие песни, стихи. Мне хотелось зафиксировать ее восприятие мира. Нашел художника, рисунки которого соответствовали бы текстам, и к 10-летию дочери выпустил книгу «Фантазии и поэзии». Ее можно купить в книжных магазинах. На обложке значится автор – Виола Сюткина. Ее одноклассник как-то попросил автограф, и дочь написала «В» по-русски, а «С» как доллар. Молодец ребенок, готовится к выходу на международный уровень.
– А песни Виола сочиняет? Может, поет?
– Я не вижу на лице счастья, когда она посещает уроки фортепьяно и вокала. Но я не ставлю задачу обязательно подготовить кадр для шоу-бизнеса. Мне кажется, к тому времени, когда Виола закончит учебу, музыка окончательно перестанет радовать человечество. Когда мне задают вопрос как художественному руководителю эстрадного отделения университета, где я преподаю, что надо делать, чтобы стать удачным в шоу-бизнесе, я могу сказать лишь, чего не надо делать молодым исполнителям.
– А чего не надо делать?
– Нельзя думать лишь о внешней стороне, о том, как выглядеть. Картинка оказывается важнее содержания. Нет, молодежь петь умеет, берет звуки здорово, многие технично играют на гитаре. Но чего-то не хватает. Того, наверное, что было в группе Led Zeppellin, истовой преданности всему этому миру музыки нет. У меня есть постулаты на этот счет: успеха иногда достигает тот человек, который хочет его достигнуть, чуть чаще – когда он при этом талантлив, и всегда – тот, кто выбирает нечто главным делом своей жизни.
– Но неужели вам самому неважно, как вы выглядите? За вами даже слава пижона закрепилась. Не поверю, что неважно…
– Да, одежда, внешность – атрибуты, необходимые артисту. Но при этом мне больше нравится процесс, а не результат. В профессии я ставлю задачу развлекать других, а не блистать самому. Поэтому получается легко, ведь я не думаю, как выигрышней выглядеть. А потом еще что важно – с годами характер проявляется на лице, и человек выглядит с возрастом так, как он должен выглядеть.
– Кому же из молодых исполнителей вы отдаете предпочтение?
– Объективно главным явлением за последние 15–20 лет, считаю, стала Земфира. Мне даже глубокого анализа не надо делать, чтобы сказать: она не выдавливает песни из тюбика и не конструирует что-то из других песен. Она является проводником. Так и должно быть.
– Певцы, они от Бога?
– Сочинители – от Бога. Певцом можно стать за счет природных данных, тренировок А вот те, кто пишет, сочиняет да еще и исполняет, – эти достойны повышенного внимания, на мой взгляд. Хотя Николай Расторгуев песни не пишет, а парень – вот такой!
– У вас бывают творческие пересечения с Жанной Агузаровой?
– Сейчас нет. И вообще я вижу ее раз в пятилетку. И то, что ее сегодня нет на концерте, это я тоже не могу прокомментировать. Возможно, руководителю «Браво» Евгению Хавтану виднее, как отмечать юбилейные даты. Но я отдаю должное певице: у нее редкий дар, не только голосовой. Жанна имеет такую энергетику, которая просто поднимает зал. В мире таких исполнителей мало. Высший пилотаж, когда ты можешь свою энергию, свою эмоцию до последнего ряда докинуть. У Жанны это получается.
– А если вспомнить свое вливание в «Браво». Почему пришла мысль примкнуть к этой группе?
– Наверное, я был в поиске. Приход к «Браво» лежал и через группу «Квартал», и через «Машину времени», где я пробовал работать. Но в «Машине» мне была уготована роль третьего вокалиста, что меня не устроило. Хотя именно после концерта «Машины времени», который был в Москве в Летнем театре в 90-м году, ко мне подошел Женя Хавтан, сел со мной рядом на скамейку, долго молчал и вдруг сказал: «Может, попоешь у нас?» Я чуть со стула не упал. Спрашиваю: «А где Осин?» – «А он у нас уже полгода не поет».
Тогда «Браво» переживало не лучшие времена, слушателей на концертах поубавилось, и они не знали, что делать. Я согласился попробовать. На первой же репетиции трубач Сергей Бушкевич подошел ко мне и говорит: «Да зачем тебе это надо? Ты работаешь у Боярского, у него все так здорово!» Действительно, у Миши Боярского материально мне было хорошо, с группой «Диапазон» мы работали на разогреве, собирали стадионы зрителей по всей стране. Но я принял предложение Хавтана.
Начали мы с песенки про стилягу. Песня полюбилась всем, мы с ней в точку попали. Предложил я свои песни «Девчонка 16 лет» и «Я то, что надо». Добавили в репертуар «Будь со мной», «Желтые ботинки». Набралось 15 бодрых песен, и мы с этой программой через неделю рванули в город Сумы. Это был триумф! Нас просто разрывали. Да, сказал Хавтан, с таким парнем можно сварить хорошую кашу.
– А потом все развалилось?
– А потом мне стало скучно, жутко захотелось музыку писать. Гитарист из «Квартала» Игорь Балашов, мой старый приятель, сказал: «Давай попишем что-нибудь вдвоем». Я так обрадовался, я соскучился по сочинительству! Чтобы не закиснуть, надо периодически менять сферу деятельности. Мы с Игорем песен пять написали. Я их Хавтану принес – и, кажется, он приревновал к моему дуэту с Балашовым. В общем, какие-то личностные моменты сыграли роль. Мы год ездили на гастроли, будучи в напряженных отношениях: я в гримерной сижу, Хавтан – где-то в зале. Насколько я знаю, Маккартни с Ленноном тоже последние пять лет не разговаривали. Я тогда понял: удовольствие из жизни ушло. И мы решили интеллигентно расстаться. Спустя пять лет.
– Для вас удовольствие – самое главное?
– Я люблю комфорт в жизни и в работе. Но к 50 годам я усвоил два главных афоризма. Первый: удовольствие должно быть без раскаяния. Это очень важно для меня. А второй афоризм от Юрия Никулина, который говорил: «Весело берем бревнышко и весело несем».
– Судя по вашей вечной улыбке, вы всегда в добром настроении и грусть вам неведома.
– Нет, я грущу по-своему. И вообще, как говорит моя жена, я люблю одиночество в свободное от работы время. Это действительно мое любимое состояние – посидеть одному, что-то посочинять.
Беседовала Елена Добрякова
– Валерий, послезавтра у вас полувековой юбилей. Выглядите вы прекрасно – это не комплимент, констатация факта. Как будете отмечать?
– Март у меня весь в праздниках. Мы только что вернулись из путешествия с моей любимой женщиной Виолой (так зовут жену Сюткина. – Е. Д.). Улетали на несколько дней в Париж и там отпраздновали 15-летие нашего «совместного плавания». А сейчас у меня насыщенная рабочая неделя: концерт в Питере, потом – в Москве, как это бывает обычно перед юбилеями. А именно 22 соберутся близкие друзья… 350 человек.
Юбилей будет иметь творческое продолжение. С 15 по 30 мая группа «Сюткин и Ко», которую я создал в 95-м году, проведет пятнадцать танцевальных вечеров для интеллигенции. В Москве, в парке Горького. Фестиваль не закрытый, а открытый, проводим мы его в пятый раз. Будем исполнять легкую танцевальную музыку. Люди сидят за столиками в кафе, и я для них пою. На этих вечерах хорошие заводилы: Николай Цискаридзе, Юрий Башмет, Владимир Спиваков. Они приходят туда отдыхать, танцевать, приятно проводить время после своих филармонических концертов, вечеров серьезной музыки.
– Это в Москве. А в Питере?
– Я принимал участие в концерте к 8 Марта в Михайловском театре, когда Валентина Матвиенко вручала вместе с правительством города подарки женщинам. Мы тогда предложили: пусть мужчины, занимающие руководящие посты, поздравят женщин исполнением песен, а мы им саккомпанируем. Нашлись десять добровольцев, которые очень эмоционально это сделали! И получилось событие. А теперь мы задумали с директором Михайловского театра Владимиром Кехманом провести концерт для ветеранов в День Победы, где, помимо нас, артистов, спели бы по куплету люди, работающие в социальной сфере. Обожаю такие проекты. Однажды вместе с Никитой Михалковым мы записали песню из фильма «Я шагаю по Москве». А когда-то с «Браво» спел Муслим Магомаев «Лучший город земли», песня вошла в диск «Дорога в облака».
– Валерий, ваша юная дочь – тоже Виола – пишет стихи. Вы даже ее книжку издали. Она по-прежнему создает свои, как она говорит, «фантазии и поэзии»?
– Понятно, что каждый родитель гипертрофированно относится к успехам своих детей. Но Виола и в пять лет, и сейчас пишет, как проводник, будто что-то ей дается свыше. Именно так и создаются настоящие песни, стихи. Мне хотелось зафиксировать ее восприятие мира. Нашел художника, рисунки которого соответствовали бы текстам, и к 10-летию дочери выпустил книгу «Фантазии и поэзии». Ее можно купить в книжных магазинах. На обложке значится автор – Виола Сюткина. Ее одноклассник как-то попросил автограф, и дочь написала «В» по-русски, а «С» как доллар. Молодец ребенок, готовится к выходу на международный уровень.
– А песни Виола сочиняет? Может, поет?
– Я не вижу на лице счастья, когда она посещает уроки фортепьяно и вокала. Но я не ставлю задачу обязательно подготовить кадр для шоу-бизнеса. Мне кажется, к тому времени, когда Виола закончит учебу, музыка окончательно перестанет радовать человечество. Когда мне задают вопрос как художественному руководителю эстрадного отделения университета, где я преподаю, что надо делать, чтобы стать удачным в шоу-бизнесе, я могу сказать лишь, чего не надо делать молодым исполнителям.
– А чего не надо делать?
– Нельзя думать лишь о внешней стороне, о том, как выглядеть. Картинка оказывается важнее содержания. Нет, молодежь петь умеет, берет звуки здорово, многие технично играют на гитаре. Но чего-то не хватает. Того, наверное, что было в группе Led Zeppellin, истовой преданности всему этому миру музыки нет. У меня есть постулаты на этот счет: успеха иногда достигает тот человек, который хочет его достигнуть, чуть чаще – когда он при этом талантлив, и всегда – тот, кто выбирает нечто главным делом своей жизни.
– Но неужели вам самому неважно, как вы выглядите? За вами даже слава пижона закрепилась. Не поверю, что неважно…
– Да, одежда, внешность – атрибуты, необходимые артисту. Но при этом мне больше нравится процесс, а не результат. В профессии я ставлю задачу развлекать других, а не блистать самому. Поэтому получается легко, ведь я не думаю, как выигрышней выглядеть. А потом еще что важно – с годами характер проявляется на лице, и человек выглядит с возрастом так, как он должен выглядеть.
– Кому же из молодых исполнителей вы отдаете предпочтение?
– Объективно главным явлением за последние 15–20 лет, считаю, стала Земфира. Мне даже глубокого анализа не надо делать, чтобы сказать: она не выдавливает песни из тюбика и не конструирует что-то из других песен. Она является проводником. Так и должно быть.
– Певцы, они от Бога?
– Сочинители – от Бога. Певцом можно стать за счет природных данных, тренировок А вот те, кто пишет, сочиняет да еще и исполняет, – эти достойны повышенного внимания, на мой взгляд. Хотя Николай Расторгуев песни не пишет, а парень – вот такой!
– У вас бывают творческие пересечения с Жанной Агузаровой?
– Сейчас нет. И вообще я вижу ее раз в пятилетку. И то, что ее сегодня нет на концерте, это я тоже не могу прокомментировать. Возможно, руководителю «Браво» Евгению Хавтану виднее, как отмечать юбилейные даты. Но я отдаю должное певице: у нее редкий дар, не только голосовой. Жанна имеет такую энергетику, которая просто поднимает зал. В мире таких исполнителей мало. Высший пилотаж, когда ты можешь свою энергию, свою эмоцию до последнего ряда докинуть. У Жанны это получается.
– А если вспомнить свое вливание в «Браво». Почему пришла мысль примкнуть к этой группе?
– Наверное, я был в поиске. Приход к «Браво» лежал и через группу «Квартал», и через «Машину времени», где я пробовал работать. Но в «Машине» мне была уготована роль третьего вокалиста, что меня не устроило. Хотя именно после концерта «Машины времени», который был в Москве в Летнем театре в 90-м году, ко мне подошел Женя Хавтан, сел со мной рядом на скамейку, долго молчал и вдруг сказал: «Может, попоешь у нас?» Я чуть со стула не упал. Спрашиваю: «А где Осин?» – «А он у нас уже полгода не поет».
Тогда «Браво» переживало не лучшие времена, слушателей на концертах поубавилось, и они не знали, что делать. Я согласился попробовать. На первой же репетиции трубач Сергей Бушкевич подошел ко мне и говорит: «Да зачем тебе это надо? Ты работаешь у Боярского, у него все так здорово!» Действительно, у Миши Боярского материально мне было хорошо, с группой «Диапазон» мы работали на разогреве, собирали стадионы зрителей по всей стране. Но я принял предложение Хавтана.
Начали мы с песенки про стилягу. Песня полюбилась всем, мы с ней в точку попали. Предложил я свои песни «Девчонка 16 лет» и «Я то, что надо». Добавили в репертуар «Будь со мной», «Желтые ботинки». Набралось 15 бодрых песен, и мы с этой программой через неделю рванули в город Сумы. Это был триумф! Нас просто разрывали. Да, сказал Хавтан, с таким парнем можно сварить хорошую кашу.
– А потом все развалилось?
– А потом мне стало скучно, жутко захотелось музыку писать. Гитарист из «Квартала» Игорь Балашов, мой старый приятель, сказал: «Давай попишем что-нибудь вдвоем». Я так обрадовался, я соскучился по сочинительству! Чтобы не закиснуть, надо периодически менять сферу деятельности. Мы с Игорем песен пять написали. Я их Хавтану принес – и, кажется, он приревновал к моему дуэту с Балашовым. В общем, какие-то личностные моменты сыграли роль. Мы год ездили на гастроли, будучи в напряженных отношениях: я в гримерной сижу, Хавтан – где-то в зале. Насколько я знаю, Маккартни с Ленноном тоже последние пять лет не разговаривали. Я тогда понял: удовольствие из жизни ушло. И мы решили интеллигентно расстаться. Спустя пять лет.
– Для вас удовольствие – самое главное?
– Я люблю комфорт в жизни и в работе. Но к 50 годам я усвоил два главных афоризма. Первый: удовольствие должно быть без раскаяния. Это очень важно для меня. А второй афоризм от Юрия Никулина, который говорил: «Весело берем бревнышко и весело несем».
– Судя по вашей вечной улыбке, вы всегда в добром настроении и грусть вам неведома.
– Нет, я грущу по-своему. И вообще, как говорит моя жена, я люблю одиночество в свободное от работы время. Это действительно мое любимое состояние – посидеть одному, что-то посочинять.
Беседовала Елена Добрякова