Экономика

Как преодолеть «промышленный феодализм»

22 мартa
Федеральное агентство по промышленности (Роспром) – структурное подразделением Минпромэнерго – передало в распоряжение «НВ» статью руководителя агентства Андрея Дутова с просьбой опубликовать ее в издании, рассчитанном на Северо-Западный регион, один из наиболее промышленно развитых в стране. Новому руководству Роспрома интересно знать реакцию региональных властей и директоров предприятий на их предложения.

Андрей Дутов, руководитель Федерального агентства по промышленности (Роспром)
Сегодня руководством страны совместно с российским бизнесом сформулированы основные цели развития промышленности: развитие конкурентоспособных высокотехнологичных производств с высокой степенью добавленной стоимости. Но как эти цели достигнуть? Холдинги, в том числе с государственным участием – это лишь изменение системы управления. Это очень важный и необходимый шаг, но нужна и реструктуризация конкретных производственных процессов. Без нее создание холдингов окажется полумерой.
Нынешнее состояние отечественной промышленности, причем это касается как оборонно-промышленного комплекса, так и машиностроения в целом, – это состояние «натурального хозяйства». Практически все наши крупные заводы держат избыточные мощности. Так сложилось исторически: индустриализация в СССР в 1920-х годах велась по американским проектам, которые восходят к началу века, когда Генри Форд построил завод, на входе которого «ввозили руду, а выходили автомобили». Эта система отвечала тогдашним условиям с неразвитой инфраструктурой.
Вторая мировая война по понятным причинам усугубила такую ситуацию. И, что совсем плохо, она воспроизводится и сейчас. К примеру, два рядом работающих завода покупают по одинаковому станку (ценой в миллионы евро каждый), и на обоих заводах он загружен на 10 процентов. В то время как во всем мире уже давно промышленность организуется на принципах аутсорсинга и горизонтальной интеграции, ведь без этого невозможно конкурировать и создавать качественную современную продукцию.
Если представить себе, как устроено типичное российское машиностроительное предприятие, то картина будет примерно такая. Доля подготовительных и вспомогательных производств составляет 30–35 процентов. Те же пропорции с персоналом: 30 процентов – вспомогательные рабочие. Побочный эффект этого – станочный парк, территория предприятия и обеспечивающая ее инфраструктура превышают реальные потребности в несколько раз. Итог – неоправданно высокая стоимость продукции, ведь все эти затраты на незагруженные станки, на содержание лишних рабочих, помещений, на отопление и освещение закладываются в цену.
Федеральное агентство по промышленности, проанализировав опыт других стран, начало ряд пилотных проектов по созданию региональных промышленных центров, цель которых – избавить предприятия от мощностей, имеющих вспомогательное значение и значительно увеличивающих себестоимость продукции.
Мы подчеркиваем – региональных. Эти проекты в принципе не могут управляться на федеральном уровне. При существующей модели государственного управления это просто нецелесообразно. Инициатива должна быть за регионами. Как все будет выглядеть на практике?
Из предприятий одного региона выделяются однотипные мощности (например, металлообработка), и из них создается новое предприятие в форме акционерного общества. Его оборудование – это техника с действующих заводов, а выбор территории определяется требованиями логистики. Средства на его создание даст продажа освободившихся территорий, возможно, финансирование из фонда федеральных целевых программ, хотя при нормальной организации дела в эти перспективные предприятия охотно придут и сторонние инвесторы. Бизнес-план нового предприятия будет основан на гарантированных заказах от предприятий-акционеров, которые его создали. Одно это откроет промышленному центру путь к инвестиционным банковским кредитам. На практике у такого рода фирм и заказов со стороны будет достаточно.
Первый такой проект мы запускаем в Саратовской области, где есть предприятия одного типа, никогда не сотрудничавшие между собой в силу того, что когда-то принадлежали к разным ведомствам.
Другой проект хотелось бы реализовать в Петербурге и Ленинградской области – в судостроительной отрасли. К примеру, «Адмиралтейские верфи» планируют модернизировать свой комплекс по переработке металла. Но Балтийский завод уже имеет подобный комплекс. Возникает вопрос: а зачем нам два таких комплекса, когда можно построить один, который будет обслуживать все судостроительные предприятия региона? Заказчиков много как в Петербурге, так и в Ленинградской области. Специализированное предприятие сможет выполнять работу по минимальной цене с гарантированным качеством. Судостроительные предприятия получат от него свою часть прибыли как акционеры. То есть выигрыш будет многократным: затраты и издержки всех судостроителей снизятся, качество работ возрастет, не придется тратить деньги на покупку оборудования, которое нужно от случая к случаю, плюс к тому прямая экономия на отказе от лишних цехов.
Аналогичный проект мы предлагаем и для Архангельской области. «Севмаш» и «Звездочка» обладают практически идентичными гальваническими производствами, цехами для производства судовой мебели, ремонтными службами. А находятся они всего в пяти километрах друг от друга. Нет никаких объективных препятствий для того, чтобы создать общие для них специализированные промышленные центры.
По таким принципам работает весь мир. И в Европе, и на Дальнем Востоке судостроительные верфи – сборочные предприятия, центры компетенции и интеграции. То, что для верфи не является профильной работой, выделяется в отдельные кластеры. К примеру, южнокорейская верфь «Самсунг» размещает заказы по всему миру, а у себя ведет лишь сборку судов из готовых деталей. По такому принципу созданы детские конструкторы, из которых даже школьник может собрать сложную машину.
Для того чтобы организовать такой процесс в России, в Роспроме создана рабочая группа (на подходе – создание еще одной), которая совместно с региональными администрациями рассматривает технико-экономические обоснования проектов региональных промышленных центров.
Перечисленные пилотные проекты – только первый шаг. Он пока нацелен на снижение себестоимости и касается продукции, которая не является наукоемкой. Но список проблем, которые решает описанная выше оптимизация, достаточно широк. По сути, это способ модернизации всей промышленности, вывода ее на мировой уровень, причем без административного давления сверху, без каких-то стратегических инвестиций со стороны государства (хотя бюджетная поддержка, как уже было сказано, не исключается) или банков. Представление, что задача создания промышленности нового типа упирается исключительно в деньги, не соответствует действительности. В первую очередь нужна оптимизация имеющихся производственных мощностей, отказ от принципов натурального хозяйства и создание логистических схем движения сырья, полуфабрикатов, комплектующих. Под такие схемы получить деньги проблемой не будет.
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
23 ноября
суббота
-1
Ясно
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+1
Слабый дождь