Культура
Жизнь – это школа радости
22 мартa
Премьера спектакля по пьесе Славомира Мрожека «Контракт» театра инвалидов «Антреприза» имени Екатерины Орловой состоится 24 и 31 марта на сцене Театра имени Ленсовета. Автор лично предоставил право эксклюзивной постановки этой пьесы в России «Антерпризе». Действие построено в жанре психологического триллера. На сцене разворачивается драма человека с диагнозом ДЦП, который решает свести счеты с жизнью. «Жизнь – вот собственно проблема, а как мы с ней поступим, подлежит дискуссии» – такова фабула спектакля.
Театр инвалидов существует в Петербурге уже пять лет, но о нем мало кто знает. Тем не менее спектакли этого театра, особенно «Девушка и кентавр» собирает полные залы, зрители аплодируют стоя. Значит, такой театр нужен. Он вселяет надежду десяткам тысяч инвалидов, а здоровых людей часто побуждает к переосмыслению взглядов. «Любят не за что-то, а вопреки» – эта формула проходит нервом через весь спектакль. Юная балерина в инвалидном кресле, решившая уйти из жизни, мучается оттого, что не может даже накинуть веревку на дерево, чтобы повеситься. И тут появляется Он, инвалид ДЦП, плохо владеющий речью… За ночь любви Он готов уступить Ей свое место в очереди на бесплатную операцию. Цинизм, юмор, сарказм, поцелуи… И наконец, любовь, способная на большие жертвы.
В какой-то момент совершенно забываешь, что на сцене актер-инвалид.
– После спектакля люди уходят другими. Да и мы тоже меняемся, – говорит актер и руководитель театра Геннадий Волноходец (настоящая фамилия – Бондаренко).
Кстати впервые в истории театра спектакль, где играют инвалиды, номинировали на «Золотую маску». Актеры театра обрадовались, что наконец-то в стране изменилось отношение к инвалидам. Однако в последний момент спектакля в списке не оказалось.
Театр для Геннадия Волноходца начался с поэтических спектаклей по собственным стихам, которые он пишет с пяти лет. Инвалидом 1-й группы он стал из-за халатности акушеров. Родители сделали все, чтобы их младший сын не чувствовал себя несчастным. Отец – кадровый военный, ветеран Великой Отечественной войны развивал в нем волю к жизни. Мать очень рано заметила творческие способности мальчика. После спецшколы-интерната для детей с поражением опорно-двигательного аппарата Геннадий сумел поступить и с отличием окончить филологический факультет Киевского университета. Будучи подростком, Геннадий регулярно проходил курс реабилитации в санатории Министерства обороны в Евпатории, где¦ встретился с Екатериной Орловой, создавшей первую в России театральную студию для детей с тяжелыми формами опорно-двигательных нарушений. И эта встреча предопределила его жизнь.
Вот уже 20 лет Геннадий работает с детьми-инвалидами, пытаясь через лицедейство сделать их жизнь сознательной и полной.
Еще в родном Киеве в 1989 году Геннадий создал первый в СССР экспериментальный центр эстетического воспитания детей-инвалидов «Данко», накопленный уникальный опыт лег в основу авторской программы Волнохода «Социально-эстетической абилитации (приобретения новых навыков) аномальных детей». В результате почти все обучавшиеся в центре инвалиды поступили в вузы. Из-за отсутствия государственной поддержки «Данко» прекратил свое существование, и Волноходец уехал в Петербург. Вскоре он получает возможность продолжить работу с детьми-инвалидами. Два года под патронажем Центра эстетического воспитания «Семья» Зиновия Корогодского Волноходец ведет театральный кружок, занимается с разными группами инвалидов, создает свою интеграционную систему помощи инвалидам. Под руководством Волноходца дети с тяжелыми формами аутизма сделали спектакль по стихам Олега Григорьева.
Сегодня Волноходец – автор пяти поэтических книг и восемнадцати научных работ.
«Когда я в Институте социальной педагогики и психологии Валленберга читал спецкурс «Образ инвалида в мировой литературе», ко мне в группу приходила балерина из Мариинского театра, которая получила травму. Я увидел, какие у нее чудные ножки, и тут же решил сделать спектакль», – признается Геннадий. У Мрожека нашли похожий сюжет – так усилиями режиссера Владимира Кустова родился спектакль «Девушка и кентавр».
На сегодняшний день помещения у театра нет. Репетируют дома. Недавно купили реквизиты – стол, чемодан для нового спектакля «Контракт» по Мрожеку – все на собственные деньги. Спасибо Театру имени Ленсовета, который не требует с них арендной платы.
Однако Волноходцу удалось обратить внимание на театр и губернатора города Валентины Матвиенко. После одной из встреч с общественными организациями города Волноходец через кордон охраны крикнул выходящей Валентине Ивановне: «Помогите театру инвалидов!» И был услышан. Губернатор обещала через два месяца выделить для театра помещение. Большую помощь театру оказывает председатель комитета по труду и занятости Александр Ржаненков.
– Наш театр открыт для актеров с любой формой инвалидности. Если к нам придет талантливый «дауненок», возьмем с радостью, – говорит Людмила, супруга и помощница Геннадия.
У Волноходца есть мечта – создать новую организацию инвалидов под названием «Школа радости».
– Мы, русские, – очень печальная нация. Даже песни о любви у нас – страдания. А ведь жизнь – это школа радости. И страдания нам даются для того, чтобы мы преодолели их и научились радоваться, – уверен Волноходец.
Лидия Березнякова
Театр инвалидов существует в Петербурге уже пять лет, но о нем мало кто знает. Тем не менее спектакли этого театра, особенно «Девушка и кентавр» собирает полные залы, зрители аплодируют стоя. Значит, такой театр нужен. Он вселяет надежду десяткам тысяч инвалидов, а здоровых людей часто побуждает к переосмыслению взглядов. «Любят не за что-то, а вопреки» – эта формула проходит нервом через весь спектакль. Юная балерина в инвалидном кресле, решившая уйти из жизни, мучается оттого, что не может даже накинуть веревку на дерево, чтобы повеситься. И тут появляется Он, инвалид ДЦП, плохо владеющий речью… За ночь любви Он готов уступить Ей свое место в очереди на бесплатную операцию. Цинизм, юмор, сарказм, поцелуи… И наконец, любовь, способная на большие жертвы.
В какой-то момент совершенно забываешь, что на сцене актер-инвалид.
– После спектакля люди уходят другими. Да и мы тоже меняемся, – говорит актер и руководитель театра Геннадий Волноходец (настоящая фамилия – Бондаренко).
Кстати впервые в истории театра спектакль, где играют инвалиды, номинировали на «Золотую маску». Актеры театра обрадовались, что наконец-то в стране изменилось отношение к инвалидам. Однако в последний момент спектакля в списке не оказалось.
Театр для Геннадия Волноходца начался с поэтических спектаклей по собственным стихам, которые он пишет с пяти лет. Инвалидом 1-й группы он стал из-за халатности акушеров. Родители сделали все, чтобы их младший сын не чувствовал себя несчастным. Отец – кадровый военный, ветеран Великой Отечественной войны развивал в нем волю к жизни. Мать очень рано заметила творческие способности мальчика. После спецшколы-интерната для детей с поражением опорно-двигательного аппарата Геннадий сумел поступить и с отличием окончить филологический факультет Киевского университета. Будучи подростком, Геннадий регулярно проходил курс реабилитации в санатории Министерства обороны в Евпатории, где¦ встретился с Екатериной Орловой, создавшей первую в России театральную студию для детей с тяжелыми формами опорно-двигательных нарушений. И эта встреча предопределила его жизнь.
Вот уже 20 лет Геннадий работает с детьми-инвалидами, пытаясь через лицедейство сделать их жизнь сознательной и полной.
Еще в родном Киеве в 1989 году Геннадий создал первый в СССР экспериментальный центр эстетического воспитания детей-инвалидов «Данко», накопленный уникальный опыт лег в основу авторской программы Волнохода «Социально-эстетической абилитации (приобретения новых навыков) аномальных детей». В результате почти все обучавшиеся в центре инвалиды поступили в вузы. Из-за отсутствия государственной поддержки «Данко» прекратил свое существование, и Волноходец уехал в Петербург. Вскоре он получает возможность продолжить работу с детьми-инвалидами. Два года под патронажем Центра эстетического воспитания «Семья» Зиновия Корогодского Волноходец ведет театральный кружок, занимается с разными группами инвалидов, создает свою интеграционную систему помощи инвалидам. Под руководством Волноходца дети с тяжелыми формами аутизма сделали спектакль по стихам Олега Григорьева.
Сегодня Волноходец – автор пяти поэтических книг и восемнадцати научных работ.
«Когда я в Институте социальной педагогики и психологии Валленберга читал спецкурс «Образ инвалида в мировой литературе», ко мне в группу приходила балерина из Мариинского театра, которая получила травму. Я увидел, какие у нее чудные ножки, и тут же решил сделать спектакль», – признается Геннадий. У Мрожека нашли похожий сюжет – так усилиями режиссера Владимира Кустова родился спектакль «Девушка и кентавр».
На сегодняшний день помещения у театра нет. Репетируют дома. Недавно купили реквизиты – стол, чемодан для нового спектакля «Контракт» по Мрожеку – все на собственные деньги. Спасибо Театру имени Ленсовета, который не требует с них арендной платы.
Однако Волноходцу удалось обратить внимание на театр и губернатора города Валентины Матвиенко. После одной из встреч с общественными организациями города Волноходец через кордон охраны крикнул выходящей Валентине Ивановне: «Помогите театру инвалидов!» И был услышан. Губернатор обещала через два месяца выделить для театра помещение. Большую помощь театру оказывает председатель комитета по труду и занятости Александр Ржаненков.
– Наш театр открыт для актеров с любой формой инвалидности. Если к нам придет талантливый «дауненок», возьмем с радостью, – говорит Людмила, супруга и помощница Геннадия.
У Волноходца есть мечта – создать новую организацию инвалидов под названием «Школа радости».
– Мы, русские, – очень печальная нация. Даже песни о любви у нас – страдания. А ведь жизнь – это школа радости. И страдания нам даются для того, чтобы мы преодолели их и научились радоваться, – уверен Волноходец.
Лидия Березнякова