Культура
Пиротехники «Ленфильма» разбудили «Аврору»
26 мартa
К этим людям на съемочной площадке отношение особое. Ведь малейшая ошибка пиротехников или несоблюдение данных ими рекомендаций могут стоить и тем, кто в кадре, и тем, кто за ним, как минимум ранений или контузии. Поэтому помимо эффектной картинки на экране им прежде всего приходится думать о том, чтобы взрыв, стрельба или пожар были как можно более безопасными.
Мужская профессия
Про многие цеха и отделы питерской киностудии, их сотрудников можно смело сказать: «Только на «Ленфильме». Относится это и к оружейно-пиротехническому цеху. На многих других студиях в годы падения кинопроизводства предпочли отказаться от штатных пиротехников. Теперь вынуждены привлекать специалистов со стороны, которые не всегда хорошо разбираются в специфике кино. «Ленфильм» же сберег ценные кадры, которые теперь «нещадно эксплуатируются» и другими киностудиями.
Помещение оружейно-пиротехнического цеха без всякого преувеличения можно назвать особо охраняемым объектом. Массивные двери, сложная система сигнализации, решетки, замки – все сделано для того, чтобы даже мышь не проскочила туда, где хранится все, что взрывается, горит, дымит и стреляет.
– О нашем цехе рассказывать можно очень долго, – говорит его начальник Аркадий Алексеев. – Ведь только оружия в моем хозяйстве под тысячу единиц хранения! И у каждой единицы – своя богатая творческая биография...
Некоторых «народных артистов» можно увидеть уже в рабочем кабинете Аркадия Георгиевича. Вот, например, палаш из картины «Бедный, бедный Павел» или кривой китайский меч, с которым герой фильма Владимира Воробьева «Остров сокровищ» Гарри (помните глухого пирата, носившего на спине пушку?) шел в атаку на доктора Ливси, капитана Смоллетта и их друзей.
О самом Аркадии Алексееве тоже можно рассказывать долго. Летчик-истребитель, налетавший около трех тысяч часов на МиГах, чемпион страны по высшему пилотажу, он бок о бок работал со многими космонавтами. В конце 1980-х, уволившись в запас в звании полковника, пришел на «Ленфильм» простым пиротехником. Картины, которым он обеспечил стрельбу, взрывы и пожары, исчисляются многими десятками. Одними из самых экстремальных и по-настоящему опасных Аркадий Алексеев называет съемки картины «Афганский излом». Тогда, в начале 1990-х, ситуация в Таджикистане, где и снимал свою картину Владимир Бортко, оказалась приближена к боевой. В стране развернулись массовые беспорядки, по улицам расхаживали вооруженные до зубов боевики.
– И там, конечно, мы хлебнули по полной, – вспоминает Алексеев.
В период съемок произошла трагедия: какой-то подонок увидел в светящемся окне мужской силуэт и, не задумываясь, дал очередь из автомата. Так погиб администратор картины Никита Матросов... Аркадий Алексеев рассказывает, что в особо опасные периоды съемочную группу вывозили в более безопасные места под прикрытием БМП, а когда ситуация немного успокаивалась, киношники возвращались на прежнюю натуру. Стоит ли говорить, что в подобных условиях пиротехники относились к себе особенно строго? Поэтому неспроста на рекламном плакате «Афганского излома» помимо благодарностей Аркадию Георгиевичу от членов съемочной группы каскадеры начертали самые важные и лаконичные слова: «Спасибо за здоровье».
Профессиональные секреты
Как женщина может из ничего сделать салат, шляпку и скандал, так и пиротехник из простых компонентов, известных каждому школьнику из уроков химии, способен создать мощный взрыв и адское пламя. И будут они особыми, киношными, напоминающими реальные лишь внешне. По словам Аркадия Алексеева, очень сложно работать в тех сценах, где используются животные. Чаще всего среди четвероногих результаты работы пиротехников испытывают на себе лошади. Например, на съемках «Столыпина» пришлось взорвать десять карет! Если грохот будет слишком велик, лошади могут напрочь забыть о «работе» и понестись сломя голову. А в домах добропорядочных граждан, по соседству с которыми снимается такое захватывающее кино, вылетят стекла. И это уже не говоря о главном – в каретах сидят члены съемочной группы!
– В таких ситуациях мы должны максимально уменьшить звук взрыва и давление, но при этом оставить эффектную картинку с максимальной вспышкой, – говорит Алексеев. – Получаем это путем соединения особых компонентов, но это – профессиональные секреты пиротехников. Постигаются же они путем постоянного совершенствования мастерства, а мастерство, доведенное до полного совершенства, – это уже творчество. В цехе девять человек, включая меня. Все имеют специальные допуски к взрывным работам. Опыт приходит после многих лет работы, поэтому все пиротехники у нас – люди солидного возраста.
Особая статья – «посадки», специальные пиротехнические изделия, наиболее активно эксплуатируемые в боевиках и фильмах о войне. Название связано с тем, что хитроумное приспособление, имитирующее пулевое или осколочное ранение, «сажают» под одежду актера или каскадера с помощью скотча или пластыря.
– Если имитируется серьезное попадание с морем крови, тогда под «посадку» ставятся титановые бронепластины, чтобы человек не получил травму, – поясняет Алексеев.
Делаются «посадки» самими пиротехниками из смеси порохов. Круглый, размером с таблетку анальгина, пиротехнический заряд, снабженный тонкими проводками, сымитирует попадания в тело пули, выпущенной из автомата. Небольшой взрывчик разорвет одежду и выплеснет строго ту порцию киношной крови, сделанной на основе глицерина, которая соответствует законам физики и человеческой физиологии. В противном случае обязательно найдется знаток, который при просмотре фильма будет презрительно морщить нос и говорить о неграмотности киношников. Да и коллеги-профессионалы могут заметить допущенный ляпсус.
– Иногда при просмотре некоторых фильмов, особенно столичных, замечаешь: попадание сработано, дыра, выплеск, все красиво, – признается Аркадий Георгиевич. – Но из дырочки торчит проводок или дымок идет. Это – «прокол».
У ленфильмовских пиротехников есть свой «почерк»: некоторые фейерверки или эффекты придуманы и выполняются только ими. Например, мастера питерской киностудии изобрели особый павильонный дым на основе сосновой канифоли. Он не только имеет особый желтоватый оттенок, очень красиво смотрящийся в кадре, но и гораздо легче переносится членами съемочной группы, нежели тот, что выдает традиционная дым-машина.
Залп из «Авроры»
Не менее часто, чем с членами съемочных групп, начальнику оружейно-пиротехнического цеха и его коллегам приходится иметь дело с милицией и ФСБ, регулярно отчитываться о состоянии оружия, условиях хранения, а на съемочную площадку прихватывать с собой кучу разрешений.
– Вот ошибись я в одной цифре, и через считаные минуты у дверей будет стоять взвод автоматчиков, – поясняет Аркадий Георгиевич, набирая шифр на сигнализации, охраняющей оружейный склад.
Здесь в мощных металлических сейфах хранятся пистолеты, ружья, автоматы, многие из которых в свое время успели пожить настоящей военной жизнью. Тут же коротают время от съемки до съемки настоящие кинолегенды – «Максим», из которого палил по белым Чапаев, и пулемет Льюиса, который для расправы с бандой Абдуллы таможенник Верещагин выдал товарищу Сухову. Оба в абсолютно боеспособном состоянии и выходить на «пенсию» не собираются.
– За медный блеск мы «Максим» еще называем «самоваром», – улыбается Аркадий Георгиевич. – Да вообще, тут что ни ствол – то легенда. Для нас оно дорого в первую очередь потому, что снималось в хороших фильмах, а в руках его держали знаменитые актеры...
Более масштабное оружие, которое невозможно хранить на складе, пиротехникам иногда приходится привлекать «со стороны». Для съемок картины «Адмирал Колчак» режиссера Андрея Кравчука Аркадий Алексеев с коллегами даже разбудили «Аврору». Сюжет требовал исторической правды, так что с пушек знаменитого крейсера сняли защитные колпаки и несколько раз пальнули под прицелом кинокамер холостыми снарядами.
– Могу сказать, что артиллерия на «Авроре» полностью в боеспособном состоянии, – улыбается Аркадий Георгиевич.
Ленфильмовских пиротехников привлек к работе над экранизацией «Войны и мира», масштабного кинопроекта с участием шести стран, и режиссер Роберт Дорнхелм. Позже он признался, что самые лучшие пиротехники работают в Германии и России.
– Ничего удивительного: ведь немцы многому у нас учились, – говорит Алексеев. Анна Кострова
Мужская профессия
Про многие цеха и отделы питерской киностудии, их сотрудников можно смело сказать: «Только на «Ленфильме». Относится это и к оружейно-пиротехническому цеху. На многих других студиях в годы падения кинопроизводства предпочли отказаться от штатных пиротехников. Теперь вынуждены привлекать специалистов со стороны, которые не всегда хорошо разбираются в специфике кино. «Ленфильм» же сберег ценные кадры, которые теперь «нещадно эксплуатируются» и другими киностудиями.
Помещение оружейно-пиротехнического цеха без всякого преувеличения можно назвать особо охраняемым объектом. Массивные двери, сложная система сигнализации, решетки, замки – все сделано для того, чтобы даже мышь не проскочила туда, где хранится все, что взрывается, горит, дымит и стреляет.
– О нашем цехе рассказывать можно очень долго, – говорит его начальник Аркадий Алексеев. – Ведь только оружия в моем хозяйстве под тысячу единиц хранения! И у каждой единицы – своя богатая творческая биография...
Некоторых «народных артистов» можно увидеть уже в рабочем кабинете Аркадия Георгиевича. Вот, например, палаш из картины «Бедный, бедный Павел» или кривой китайский меч, с которым герой фильма Владимира Воробьева «Остров сокровищ» Гарри (помните глухого пирата, носившего на спине пушку?) шел в атаку на доктора Ливси, капитана Смоллетта и их друзей.
О самом Аркадии Алексееве тоже можно рассказывать долго. Летчик-истребитель, налетавший около трех тысяч часов на МиГах, чемпион страны по высшему пилотажу, он бок о бок работал со многими космонавтами. В конце 1980-х, уволившись в запас в звании полковника, пришел на «Ленфильм» простым пиротехником. Картины, которым он обеспечил стрельбу, взрывы и пожары, исчисляются многими десятками. Одними из самых экстремальных и по-настоящему опасных Аркадий Алексеев называет съемки картины «Афганский излом». Тогда, в начале 1990-х, ситуация в Таджикистане, где и снимал свою картину Владимир Бортко, оказалась приближена к боевой. В стране развернулись массовые беспорядки, по улицам расхаживали вооруженные до зубов боевики.
– И там, конечно, мы хлебнули по полной, – вспоминает Алексеев.
В период съемок произошла трагедия: какой-то подонок увидел в светящемся окне мужской силуэт и, не задумываясь, дал очередь из автомата. Так погиб администратор картины Никита Матросов... Аркадий Алексеев рассказывает, что в особо опасные периоды съемочную группу вывозили в более безопасные места под прикрытием БМП, а когда ситуация немного успокаивалась, киношники возвращались на прежнюю натуру. Стоит ли говорить, что в подобных условиях пиротехники относились к себе особенно строго? Поэтому неспроста на рекламном плакате «Афганского излома» помимо благодарностей Аркадию Георгиевичу от членов съемочной группы каскадеры начертали самые важные и лаконичные слова: «Спасибо за здоровье».
Профессиональные секреты
Как женщина может из ничего сделать салат, шляпку и скандал, так и пиротехник из простых компонентов, известных каждому школьнику из уроков химии, способен создать мощный взрыв и адское пламя. И будут они особыми, киношными, напоминающими реальные лишь внешне. По словам Аркадия Алексеева, очень сложно работать в тех сценах, где используются животные. Чаще всего среди четвероногих результаты работы пиротехников испытывают на себе лошади. Например, на съемках «Столыпина» пришлось взорвать десять карет! Если грохот будет слишком велик, лошади могут напрочь забыть о «работе» и понестись сломя голову. А в домах добропорядочных граждан, по соседству с которыми снимается такое захватывающее кино, вылетят стекла. И это уже не говоря о главном – в каретах сидят члены съемочной группы!
– В таких ситуациях мы должны максимально уменьшить звук взрыва и давление, но при этом оставить эффектную картинку с максимальной вспышкой, – говорит Алексеев. – Получаем это путем соединения особых компонентов, но это – профессиональные секреты пиротехников. Постигаются же они путем постоянного совершенствования мастерства, а мастерство, доведенное до полного совершенства, – это уже творчество. В цехе девять человек, включая меня. Все имеют специальные допуски к взрывным работам. Опыт приходит после многих лет работы, поэтому все пиротехники у нас – люди солидного возраста.
Особая статья – «посадки», специальные пиротехнические изделия, наиболее активно эксплуатируемые в боевиках и фильмах о войне. Название связано с тем, что хитроумное приспособление, имитирующее пулевое или осколочное ранение, «сажают» под одежду актера или каскадера с помощью скотча или пластыря.
– Если имитируется серьезное попадание с морем крови, тогда под «посадку» ставятся титановые бронепластины, чтобы человек не получил травму, – поясняет Алексеев.
Делаются «посадки» самими пиротехниками из смеси порохов. Круглый, размером с таблетку анальгина, пиротехнический заряд, снабженный тонкими проводками, сымитирует попадания в тело пули, выпущенной из автомата. Небольшой взрывчик разорвет одежду и выплеснет строго ту порцию киношной крови, сделанной на основе глицерина, которая соответствует законам физики и человеческой физиологии. В противном случае обязательно найдется знаток, который при просмотре фильма будет презрительно морщить нос и говорить о неграмотности киношников. Да и коллеги-профессионалы могут заметить допущенный ляпсус.
– Иногда при просмотре некоторых фильмов, особенно столичных, замечаешь: попадание сработано, дыра, выплеск, все красиво, – признается Аркадий Георгиевич. – Но из дырочки торчит проводок или дымок идет. Это – «прокол».
У ленфильмовских пиротехников есть свой «почерк»: некоторые фейерверки или эффекты придуманы и выполняются только ими. Например, мастера питерской киностудии изобрели особый павильонный дым на основе сосновой канифоли. Он не только имеет особый желтоватый оттенок, очень красиво смотрящийся в кадре, но и гораздо легче переносится членами съемочной группы, нежели тот, что выдает традиционная дым-машина.
Залп из «Авроры»
Не менее часто, чем с членами съемочных групп, начальнику оружейно-пиротехнического цеха и его коллегам приходится иметь дело с милицией и ФСБ, регулярно отчитываться о состоянии оружия, условиях хранения, а на съемочную площадку прихватывать с собой кучу разрешений.
– Вот ошибись я в одной цифре, и через считаные минуты у дверей будет стоять взвод автоматчиков, – поясняет Аркадий Георгиевич, набирая шифр на сигнализации, охраняющей оружейный склад.
Здесь в мощных металлических сейфах хранятся пистолеты, ружья, автоматы, многие из которых в свое время успели пожить настоящей военной жизнью. Тут же коротают время от съемки до съемки настоящие кинолегенды – «Максим», из которого палил по белым Чапаев, и пулемет Льюиса, который для расправы с бандой Абдуллы таможенник Верещагин выдал товарищу Сухову. Оба в абсолютно боеспособном состоянии и выходить на «пенсию» не собираются.
– За медный блеск мы «Максим» еще называем «самоваром», – улыбается Аркадий Георгиевич. – Да вообще, тут что ни ствол – то легенда. Для нас оно дорого в первую очередь потому, что снималось в хороших фильмах, а в руках его держали знаменитые актеры...
Более масштабное оружие, которое невозможно хранить на складе, пиротехникам иногда приходится привлекать «со стороны». Для съемок картины «Адмирал Колчак» режиссера Андрея Кравчука Аркадий Алексеев с коллегами даже разбудили «Аврору». Сюжет требовал исторической правды, так что с пушек знаменитого крейсера сняли защитные колпаки и несколько раз пальнули под прицелом кинокамер холостыми снарядами.
– Могу сказать, что артиллерия на «Авроре» полностью в боеспособном состоянии, – улыбается Аркадий Георгиевич.
Ленфильмовских пиротехников привлек к работе над экранизацией «Войны и мира», масштабного кинопроекта с участием шести стран, и режиссер Роберт Дорнхелм. Позже он признался, что самые лучшие пиротехники работают в Германии и России.
– Ничего удивительного: ведь немцы многому у нас учились, – говорит Алексеев. Анна Кострова