Общество

«Водить маршрутку больше трех лет – значит стать потенциальным убийцей»

26 мартa
Весь Петербург с нетерпением ждет, чем же закончится история с проверкой автотранспортных предприятий города. Станет ли на трассах больше порядка, превратятся ли маршрутки из «капсул смерти» в действительно комфортное и быстрое средство передвижения? Эти вопросы волнуют любого жителя северной столицы. Но еще больше они заботят... самих водителей-мигрантов! Корреспонденту «НВ» удалось встретиться с одним из бывалых маршруточников и выяснить, что большинство гастарбайтеров и сами бы не прочь изменить ситуацию.

– Давай только сразу договоримся, никаких фамилий и других «опознавательных знаков», – предупредил Хайрулла. Удивительно, но этот немолодой уже таджик, в отличие от подавляющего большинства своих товарищей-гастарбайтеров, прекрасно разговаривает по-русски, и дело вовсе не в том, что на старенькой маршрутке он трудится уже больше двух с половиной лет. В родном Чкаловске (в этом городе, кстати, обогащали уран для первой советской атомной бомбы) Хайрулла работал учителем русского языка.

– После развала СССР из города уехало почти все население, – вспоминает водитель. – Образование никому стало не нужно. Что там делать учителю русского?
Промаявшись больше десяти лет и перебиваясь случайными заработками, таджик решил попытать счастья в России. История стандартная – через Казахстан добрался поездом до Москвы.

– Сразу после пересечения границы в вагон вошел человек, который спросил, у кого есть права. Потом он дал каждому номер московского телефона, – говорит Хайрулла. – Я по нему позвонил, говорят – приходи туда-то. В общем, уже на следующий день меня посадили за руль маршрутки. Но в Москве мне не удалось задержаться. Приехал в Питер и вот уже больше двух лет вожу народ.
Основным критерием при приеме гастарбайтера на работу сегодня является не его знание устройства транспортного средства или большой водительский опыт, а готовность работать по правилам руководства.

– Сегодня в Питере водителей катастрофически не хватает, – продолжает Хайрулла. – А знаешь почему? Потому что почти никто из местных парней на такие условия работы не согласится. Мигрантов же спокойно можно не оформлять по трудовой книжке. Не поверишь, у нас в компании официально работающих сотрудников – не больше 20 процентов! А остальные, если какая-нибудь проверка вдруг нагрянет, говорят, что только что пришли устраиваться на работу. Кстати, распространенная практика – так делают почти все перевозчики. А во-вторых, гастарбайтеры изначально ставятся в условия, когда они вынуждены выполнять все распоряжения начальства – даже самые унизительные. Зимой, например, могут заставить бесплатно снег убирать с территории автопарка.
Первая заповедь водителя-мигранта, которую его заставляют выучить прежде всего, – сначала поработай на компанию, а уже потом на себя. Хайрулла рассказал, что у каждого водителя есть дневная норма, определенная сумма, сдав которую, водитель начинает зарабатывать себе на хлеб.
– Сумма зависит от автобуса, – продолжает мигрант. – Когда я начинал работать здесь на «Газели», я сдавал в день 700 руб-лей. Сейчас эта сумма выросла до 2 тысяч. На автобусах большей вместимости эта сумма может и до 6–7 тысяч доходить. Вот вам и ответ, почему маршрутки так носятся по городу. Чем быстрее я отработаю на хозяина, тем раньше получу свое. Все думают, что «несгораемая сумма» набегает быстро, но это вовсе не так. Не забывайте, что на линию выходят сотни маршруток, и каждый водитель стремится раньше конкурента исполнить «барщину». А еще приходится платить «из своих» за бензин. Что касается технического состояния машин, то скажу правду – самим на них ездить страшно. У  одного моего знакомого однажды прямо в пути отвалилось переднее колесо, пассажирка очень сильно головой ударилась. В салон «Газели», которую я вожу, несколько раз металлические стойки наваривали, чтобы она просто не развалилась на части. Но на ремонт я ее поставлю только в том случае, если она напополам треснет. Знаю я этих механиков – у них автобус может и неделю простоять. А деньги-то мне хозяину нужно каждый день давать! Так что у нас главный лозунг – хочешь жить, умей вертеться.
К чему приводит такая «вертлявость», петербуржцам напоминать смысла нет. Редкий выпуск новостей обходится без сообщений об аварии с участием маршрутки. И дело тут не только в ужасающем техническом состоянии автопарка. До сих пор по нормам водители общественного транспорта должны получать в сутки определенное количество часов отдыха. В попытке заработать побольше многие
гастарбайтеры этими нормами пренебрегают.

– Почти все спят не больше четырех-пяти часов, – говорит Хайрулла. – Автобусы выводятся на маршрут рано утром, а заканчивается работа поздно вечером. Иногда едешь только на автомате, даже не понимая, что делаешь. Организм просто не успевает приходить в норму. Истории про то, как водитель заснул за рулем, – правда. Сам в такую ситуацию попадал – на светофоре выключился, проснулся от того, что мужчина меня по щекам с криками бьет. Все пассажиры вышли, деньги пришлось вернуть. Но уже метров через семьсот снова полная маршрутка набилась. А вот разговоры про пьяных маршруточников – это вранье. За это могут такой штраф вкатить, что за всю жизнь не расплатишься!
При этом спят водители в нечеловеческих условиях – кто в автопарке, кто вповалку друг на друге на полу дешевой съемной квартиры (в центре города есть целые подпольные «общежития» для гастарбайтеров), а кто и прямо в автобусе. Едят что придется и когда придется – за несколько месяцев упорного труда в маршрутке редкий мигрант не обзаводится гастритом. И тем не менее, несмотря на все ужасающие условия и возможную кабалу, в Петербург со всех концов нашей бывшей общей родины каждый день стекаются десятки тех, кто желает поработать на дорогах. Ведь в день даже неопытный водитель может положить себе в карман до 3 тысяч рублей. Это и для россиян считается весьма приличным заработком, что уж говорить про таджиков или узбеков! А это значит, что, садясь в маршрутку, вы по-прежнему подвергаете свою жизнь серьезной опасности.
И еще один важный аспект. Говорят, что у некоторых водителей отбирают документы, чтобы они не могли бежать на родину. По словам Хайруллы, он с таким подходом ни разу не сталкивался, но от товарищей слышал об этом, и не раз. Поэтому, получив документы перед рейсом, они бросают свои машины и бегут, плюнув на деньги, в свою страну.
– Но даже если ты таких и найдешь, никто тебе ничего не расскажет, – предупреждает Хайрулла. – Все боятся службы безопасности автопредприятий.

– Почему же ты сейчас со мной говоришь?

– Меня в этой стране тоже скоро не будет. С меня хватит – я себе на 3–4 года безбедного существования заработал, поеду домой. Человек не может выдержать больше трех лет такого адского графика. Работать дальше – стать потенциальным убийцей. Так и напиши!
Владимир Афанасьев
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+1
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+2