Экономика
В шаге от доступности?
26 мартa
Роман Пастухов, президент Санкт-Петербургского союза предпринимателей
На недавнем заседании правительства Валентина Ивановна Матвиенко сурово отчитала чиновников за провал городской программы открытия магазинов «шаговой доступности». Вообще, когда губернатора так волнуют напасти малого бизнеса, у нас – то есть у организации, которая и старается в диалоге с властью помогать деловым людям решать подобные проблемы, – конечно же, прибавляется надежд, что справимся общими усилиями и с этой. Только прежде, видимо, надо толково ответить на вопрос: в чем ее причины?
Вспомним, как появилась необходимость создавать эти магазинчики директивным путем. Года три назад их, как и разного рода киосков и торговых павильонов, вполне хватало. Поговаривали даже, что с избытком. И скоро большую часть ликвидировали как класс – как не отвечающих современным эстетическим и прочим требованиям. А большинство из тех, что уцелели, добила развернувшаяся к тому времени новая прогрессивная «сетевая» форма торговли. Поскольку у нас, в отличие от цивилизованного рыночного мира, не существует правовых норм, регулирующих деятельность торговых сетей, они свой сектор рынка немедля монополизировали. Сегодня на них приходится 80 процентов товарооборота. Они диктуют оптовикам и производственникам условия доступа в свои супермаркеты. Доходы их растут. Мелкая же розница, оказавшаяся в тисках непомерно высокой арендной платы, прочих растущих поборов и наступления сетевиков, попросту исчезает. Отсюда и проблема: жителям уже многих районов города приходится ехать по две-три остановки за товарами первой необходимости.
Казалось бы «магазинчиков у дома» покупателям очень не хватает. А где спрос, там и предложение. Но перспектив у несостоявшейся программы изначально было немного. За 50-процентные преференции по арендным платежам владельцев мелких магазинов обязали исключить из торгового ассортимента алкоголь (включая пиво), сигареты и предписали сдерживать цены. Видимо, расчет был на любителей бизнеса себе в убыток. И это не говоря о фантастической бумажной волоките с оформлением торговой точки. Потому итог закономерен: в 2007 году было принято решение о создании двухсот магазинов шаговой доступности в 93 микрорайонах, а открыли всего 3 – в Приморском, Петроградском районах и поселке Металлострой. Но даже эти три смельчака – великое достижение для авторов программы в том виде, какая она есть.
А пойдет дело, когда торговцы убедятся, что подобные магазины – выгодный бизнес. И тогда они сами, без чиновных уговоров, начнут их создавать. Причем там, где больше всего нужны, где больше покупателей. Надо только предложить им подходящие условия. А какие именно – поинтересоваться для верности у тех же предпринимателей.
На форуме малого бизнеса в декабре прошлого года Валентина Ивановна как раз об этом и просила комитет экономического развития и Общественный совет по малому бизнесу. Последний в феврале собрался в КЭРППиТ разрешить магазинам шаговой доступности торговлю подакцизными товарами. И по нашим сведениям, такое разрешение готовится. Только при этом снова намечается ограничение: для продажи выгодного алкогольно-сигаретного товара отводить не больше 10 процентов зала. Но почему именно 10? Не лучше ли, скажем, объявить, что государственные льготы полагаются специализированным малым «магазинам у дома» по продаже продовольственных товаров, а предприниматель сам разберется, сколько каких продавать? Как спрос подскажет. Покупателей – не чиновников. Иначе это не рынок. Если мы чтим его законы, нужно на них и ориентироваться. Скажите, что тогда торговцы за госсчет насоздают «пьяных лавочек»? Но такие вот крайности всегда можно оговорить в договоре.
Конечно, при этом надо тщательно подсчитать и общегородскую, и предпринимательскую выгоду, чтобы одна другой не противоречила. Но мы, если надо, можем и в этом помочь. У нас в организации есть хорошие специалисты на сей счет. Услугу предлагаем, понятно, бесплатно: дело для общего блага.
от редакции
Критика верная, но – запоздалая
Владимир Новиков, редактор отдела экономики и бизнеса «НВ»
Простому гражданину, который по определению не любит чиновников, безусловно приятно смотреть и слушать в выпусках новостей, как высокопоставленный чиновник (губернатор Петербурга Валентина Матвиенко) устраивает публичный разнос менее высокому чиновнику – зампреду комитета экономического развития Николаю Архипову. Который, по мнению губернатора, сорвал «народную» программу строительства магазинов шаговой доступности.
Без всякой иронии, напротив, с искренним уважением должен признать, что петербургский губернатор реально болеет за народные нужды. Единственная тема, с которой у нее ничего не получается, – это борьба с уплотнительной застройкой.
Зато в остальных вопросах последнее слово остается за губернатором. И руководствуется она при этом действительно интересами горожан: требует чистоты во дворах, сокращения сроков отключения горячей воды, нормального освещения улиц, приводит в город крупные фирмы, которые подпитывают бюджет, «проталкивает» крупные престижные проекты.
Но у чиновников такого ранга, как губернатор, есть проблема – они в силу своего положения лишены реальной информации, как там дела «на земле», и поэтому то опережают события, то отстают от них. Пример опережения – это «великая ларечная война» 2003 года. Ларьки были не очень красивы и не слишком чисты, но в тот момент они были нужны горожанам. Губернатор поняла это с опозданием – когда все уже было снесено. Тогда она приказала создать сеть магазинов шаговой доступности. Сеть, как известно, не создана. Но учиненный по этому поводу разнос чиновнику из комитета экономического развития тоже опоздал минимум на год. Потому что опустевшая после разгрома ларьков ниша уже заполнилась сама собой – без всяких городских программ.
Автор этих строк имеет удовольствие жить не в самом престижном (зато чистом) городском районе – Ржевка. В пределах пешеходной доступности – 10 минут спокойным шагом – у него 5 сетевых магазинов, около десяти средних и малых магазинов – на первых этажах новых домов и павильонного типа, две торговые зоны (тоже в помещениях), а также с десяток аптек, салонов красоты, зоомагазинов, мебельных, хозяйственных, кафе и всего остального. Открывать там еще магазины по специальной городской программе – явный перебор (да не обрушится за это гнев губернатора на главу нашего Красногвардейского района). И такая ситуация – во всех спальных районах, кроме разве что Приморского, где развитие торговли просто не поспевает за темпами жилищного строительства.
Не всем так повезло, «белые пятна» на торговой карте города еще есть. Это Петроградка с ее безумно дорогой арендой и отсутствием свободной земли, это престижные зоны вдоль Московского, Невского и других главных улиц. Но причем тут программа шаговой доступности, если на указанных проспектах даже ювелирные магазины и автосалоны еле сводят концы с концами? Как развернуть доступную продовольственную торговлю в «золотых зонах» – это задача для совсем другой программы. Которая тоже опоздает со своим появлением на свет – как и программа магазинов шаговой доступности.
На недавнем заседании правительства Валентина Ивановна Матвиенко сурово отчитала чиновников за провал городской программы открытия магазинов «шаговой доступности». Вообще, когда губернатора так волнуют напасти малого бизнеса, у нас – то есть у организации, которая и старается в диалоге с властью помогать деловым людям решать подобные проблемы, – конечно же, прибавляется надежд, что справимся общими усилиями и с этой. Только прежде, видимо, надо толково ответить на вопрос: в чем ее причины?
Вспомним, как появилась необходимость создавать эти магазинчики директивным путем. Года три назад их, как и разного рода киосков и торговых павильонов, вполне хватало. Поговаривали даже, что с избытком. И скоро большую часть ликвидировали как класс – как не отвечающих современным эстетическим и прочим требованиям. А большинство из тех, что уцелели, добила развернувшаяся к тому времени новая прогрессивная «сетевая» форма торговли. Поскольку у нас, в отличие от цивилизованного рыночного мира, не существует правовых норм, регулирующих деятельность торговых сетей, они свой сектор рынка немедля монополизировали. Сегодня на них приходится 80 процентов товарооборота. Они диктуют оптовикам и производственникам условия доступа в свои супермаркеты. Доходы их растут. Мелкая же розница, оказавшаяся в тисках непомерно высокой арендной платы, прочих растущих поборов и наступления сетевиков, попросту исчезает. Отсюда и проблема: жителям уже многих районов города приходится ехать по две-три остановки за товарами первой необходимости.
Казалось бы «магазинчиков у дома» покупателям очень не хватает. А где спрос, там и предложение. Но перспектив у несостоявшейся программы изначально было немного. За 50-процентные преференции по арендным платежам владельцев мелких магазинов обязали исключить из торгового ассортимента алкоголь (включая пиво), сигареты и предписали сдерживать цены. Видимо, расчет был на любителей бизнеса себе в убыток. И это не говоря о фантастической бумажной волоките с оформлением торговой точки. Потому итог закономерен: в 2007 году было принято решение о создании двухсот магазинов шаговой доступности в 93 микрорайонах, а открыли всего 3 – в Приморском, Петроградском районах и поселке Металлострой. Но даже эти три смельчака – великое достижение для авторов программы в том виде, какая она есть.
А пойдет дело, когда торговцы убедятся, что подобные магазины – выгодный бизнес. И тогда они сами, без чиновных уговоров, начнут их создавать. Причем там, где больше всего нужны, где больше покупателей. Надо только предложить им подходящие условия. А какие именно – поинтересоваться для верности у тех же предпринимателей.
На форуме малого бизнеса в декабре прошлого года Валентина Ивановна как раз об этом и просила комитет экономического развития и Общественный совет по малому бизнесу. Последний в феврале собрался в КЭРППиТ разрешить магазинам шаговой доступности торговлю подакцизными товарами. И по нашим сведениям, такое разрешение готовится. Только при этом снова намечается ограничение: для продажи выгодного алкогольно-сигаретного товара отводить не больше 10 процентов зала. Но почему именно 10? Не лучше ли, скажем, объявить, что государственные льготы полагаются специализированным малым «магазинам у дома» по продаже продовольственных товаров, а предприниматель сам разберется, сколько каких продавать? Как спрос подскажет. Покупателей – не чиновников. Иначе это не рынок. Если мы чтим его законы, нужно на них и ориентироваться. Скажите, что тогда торговцы за госсчет насоздают «пьяных лавочек»? Но такие вот крайности всегда можно оговорить в договоре.
Конечно, при этом надо тщательно подсчитать и общегородскую, и предпринимательскую выгоду, чтобы одна другой не противоречила. Но мы, если надо, можем и в этом помочь. У нас в организации есть хорошие специалисты на сей счет. Услугу предлагаем, понятно, бесплатно: дело для общего блага.
от редакции
Критика верная, но – запоздалая
Владимир Новиков, редактор отдела экономики и бизнеса «НВ»
Простому гражданину, который по определению не любит чиновников, безусловно приятно смотреть и слушать в выпусках новостей, как высокопоставленный чиновник (губернатор Петербурга Валентина Матвиенко) устраивает публичный разнос менее высокому чиновнику – зампреду комитета экономического развития Николаю Архипову. Который, по мнению губернатора, сорвал «народную» программу строительства магазинов шаговой доступности.
Без всякой иронии, напротив, с искренним уважением должен признать, что петербургский губернатор реально болеет за народные нужды. Единственная тема, с которой у нее ничего не получается, – это борьба с уплотнительной застройкой.
Зато в остальных вопросах последнее слово остается за губернатором. И руководствуется она при этом действительно интересами горожан: требует чистоты во дворах, сокращения сроков отключения горячей воды, нормального освещения улиц, приводит в город крупные фирмы, которые подпитывают бюджет, «проталкивает» крупные престижные проекты.
Но у чиновников такого ранга, как губернатор, есть проблема – они в силу своего положения лишены реальной информации, как там дела «на земле», и поэтому то опережают события, то отстают от них. Пример опережения – это «великая ларечная война» 2003 года. Ларьки были не очень красивы и не слишком чисты, но в тот момент они были нужны горожанам. Губернатор поняла это с опозданием – когда все уже было снесено. Тогда она приказала создать сеть магазинов шаговой доступности. Сеть, как известно, не создана. Но учиненный по этому поводу разнос чиновнику из комитета экономического развития тоже опоздал минимум на год. Потому что опустевшая после разгрома ларьков ниша уже заполнилась сама собой – без всяких городских программ.
Автор этих строк имеет удовольствие жить не в самом престижном (зато чистом) городском районе – Ржевка. В пределах пешеходной доступности – 10 минут спокойным шагом – у него 5 сетевых магазинов, около десяти средних и малых магазинов – на первых этажах новых домов и павильонного типа, две торговые зоны (тоже в помещениях), а также с десяток аптек, салонов красоты, зоомагазинов, мебельных, хозяйственных, кафе и всего остального. Открывать там еще магазины по специальной городской программе – явный перебор (да не обрушится за это гнев губернатора на главу нашего Красногвардейского района). И такая ситуация – во всех спальных районах, кроме разве что Приморского, где развитие торговли просто не поспевает за темпами жилищного строительства.
Не всем так повезло, «белые пятна» на торговой карте города еще есть. Это Петроградка с ее безумно дорогой арендой и отсутствием свободной земли, это престижные зоны вдоль Московского, Невского и других главных улиц. Но причем тут программа шаговой доступности, если на указанных проспектах даже ювелирные магазины и автосалоны еле сводят концы с концами? Как развернуть доступную продовольственную торговлю в «золотых зонах» – это задача для совсем другой программы. Которая тоже опоздает со своим появлением на свет – как и программа магазинов шаговой доступности.