Экономика
Когда верхи хотят, а низы – могут
08 апреля
Проблема малого бизнеса как сектора экономики не в том, что трудно открыть новый магазин, а в том, что его – этот бизнес – не пускают в промышленность. Тот малый бизнес, который формирует средний класс в развитых странах, на три четверти промышленный. Это фирмы, которые выполняют заказы крупных предприятий. В России же директора крупных предприятий боятся доверить серьезную работу малым фирмам: мол, если они не сорвут сроки, так запорют качество. А сами малые бизнесмены по опыту знают, что руководитель большого завода если и даст им работу, то обдерет при этом как липку. Отсюда и результат: две трети малых предприятий работают в сфере торговли и обслуживания.
Как направить этот бизнес в реальный сектор, в промышленность, в сферу высоких технологий? Процесс, скорее всего, будет эволюционным. Если посмотреть историю европейских стран и США, то там малый бизнес в городах зарождался и первое время развивался тоже преимущественно в торговле. И лишь потом, когда были созданы законы, охраняющие и поддерживающие эту сферу, сформирована деловая культура, малые фирмы пошли и в другие отрасли.
В общем, магазинчики и ларьки нужны городу и стране сразу в двух качествах. Во-первых, для создания конкурентной среды, для борьбы с фактической монополией торговых сетей. Во-вторых, они служат моделью и полигоном для создания новых, культурных отношений между властью и бизнесом.
Так в чем же проблема, кто мешает «малой торговле» развиваться, зарабатывать капиталы и своим примером вербовать в ряды бизнесменов энергичных, предприимчивых граждан? Вопрос достаточно запутан и политизирован. Судя по выступлениям предпринимателей на телеканале 100 ТВ, бизнесмены крайне обижены на власть, которая их «душит», «уничтожает», «разоряет»…
Однако никто не станет спорить, что власть больше всех и заинтересована в развитии малого бизнеса. Он, как не раз говорилось, будущий «локомотив» экономики, он уже сейчас – крупный плательщик налогов, наконец, он создает тот самый средний класс, который является опорой государства. Взять для примера Петербург, где малый бизнес громче всех говорит о своих бедах.
На поддержку этого сектора выделено из бюджета 2,7 миллиарда рублей. Создан бизнес-инкубатор, где предоставляются помещения за символическую арендную плату. Существует венчурный фонд и Фонд содействия кредитованию малого бизнеса.
Усилия городских властей отнюдь не пропадают втуне. Городской комитет экономического развития на днях подвел итоги за 2007 год, и выяснилось, что число малых предприятий в северной столице за год увеличилось на 26 процентов, их оборот вырос на 34 процента (и достиг почти триллиона рублей) – что составляет 29 процентов от общего оборота по городу, численность занятых в малом бизнесе увеличилась на 8,3 тысячи человек, а всего в этой сфере заняты 707,5 тысячи человек. Так вот плохо живется у нас малому бизнесу…
Однако и жалобы предпринимателей тоже не выдумка. Но предметное знакомство с ними дает более сложную картину, чем просто «власти виноваты». «Прессуют» малый бизнес в первую очередь на районном уровне. Районное отделение КУГИ, районный архитектор, налоговый инспектор, пожарный, милиционер не могут рассчитывать на подачки и откаты с крупных предприятий, зато магазинчики и ларьки в полном их распоряжении. Районный КУГИ может сдать помещение только через посредничество определенной фирмы, архитектор требует заказывать павильоны тоже у конкретной фирмы, милиция берет «за охрану», пожарный – за неправильно установленный огнетушитель и так далее.
Еще более беззастенчиво ведут себя коммунальные монополии. В городе дефицит инженерных мощностей, и потому от конкретного служащего «Ленэнерго», «Водоканала» зависит, согласует ли он подключение к сетям очередного магазина или откажет «из-за отсутствия технической возможности».
При этом на верхних этажах власти малый бизнес получает полную поддержку. Пример – очередное заседание Общественного совета по развитию малого предпринимательства, которое вела губернатор Петербурга Валентина Матвиенко.
Во-первых, она поручила КУГИ решить вопрос с выделением помещений под продовольственные магазины в центральных, самых дорогих районах города и снижением для них арендной платы.
Во-вторых, Валентина Матвиенко распорядилась в два раза снизить для малых предприятий плату за подключение к электрическим сетям. Город сам будет разбираться с энергетиками и при необходимости возьмет на себя часть расходов.
Третье принципиальное для бизнеса решение – продление срока жизни временных торговых и бытовых сооружений, а в каких-то случаях и полная их амнистия. Многие магазинчики и все ларьки считаются временными сооружениями, а потому по истечении срока аренды земли могут быть снесены – например, чтобы отдать эти места под капитальную застройку. И вот теперь этот порядок изменен.
Что же касается проблемы районных поборов, то здесь выход один: городская власть будет «карать самым жестоким образом» (слова губернатора) даже за самые мелкие факты вымогательства и взяток. Нужно только, чтобы сами предприниматели смелее обращались за помощью. Для этого в комитете экономического развития открыта горячая линия, да Общественный совет и сама губернатор готовы выслушать любую обоснованную жалобу на власть.
Культуру отношений властей и малого бизнеса не создать приказом. Она, как и любая культура, формируется годами. Сейчас в Петербурге этот процесс где-то посредине: уже не дикий капитализм, но еще и не тот уровень, когда любой человек может открывать свой бизнес в уверенности, что успех зависит только от него самого. Но процесс идет в правильном направлении.
Владимир Владимиров
Как направить этот бизнес в реальный сектор, в промышленность, в сферу высоких технологий? Процесс, скорее всего, будет эволюционным. Если посмотреть историю европейских стран и США, то там малый бизнес в городах зарождался и первое время развивался тоже преимущественно в торговле. И лишь потом, когда были созданы законы, охраняющие и поддерживающие эту сферу, сформирована деловая культура, малые фирмы пошли и в другие отрасли.
В общем, магазинчики и ларьки нужны городу и стране сразу в двух качествах. Во-первых, для создания конкурентной среды, для борьбы с фактической монополией торговых сетей. Во-вторых, они служат моделью и полигоном для создания новых, культурных отношений между властью и бизнесом.
Так в чем же проблема, кто мешает «малой торговле» развиваться, зарабатывать капиталы и своим примером вербовать в ряды бизнесменов энергичных, предприимчивых граждан? Вопрос достаточно запутан и политизирован. Судя по выступлениям предпринимателей на телеканале 100 ТВ, бизнесмены крайне обижены на власть, которая их «душит», «уничтожает», «разоряет»…
Однако никто не станет спорить, что власть больше всех и заинтересована в развитии малого бизнеса. Он, как не раз говорилось, будущий «локомотив» экономики, он уже сейчас – крупный плательщик налогов, наконец, он создает тот самый средний класс, который является опорой государства. Взять для примера Петербург, где малый бизнес громче всех говорит о своих бедах.
На поддержку этого сектора выделено из бюджета 2,7 миллиарда рублей. Создан бизнес-инкубатор, где предоставляются помещения за символическую арендную плату. Существует венчурный фонд и Фонд содействия кредитованию малого бизнеса.
Усилия городских властей отнюдь не пропадают втуне. Городской комитет экономического развития на днях подвел итоги за 2007 год, и выяснилось, что число малых предприятий в северной столице за год увеличилось на 26 процентов, их оборот вырос на 34 процента (и достиг почти триллиона рублей) – что составляет 29 процентов от общего оборота по городу, численность занятых в малом бизнесе увеличилась на 8,3 тысячи человек, а всего в этой сфере заняты 707,5 тысячи человек. Так вот плохо живется у нас малому бизнесу…
Однако и жалобы предпринимателей тоже не выдумка. Но предметное знакомство с ними дает более сложную картину, чем просто «власти виноваты». «Прессуют» малый бизнес в первую очередь на районном уровне. Районное отделение КУГИ, районный архитектор, налоговый инспектор, пожарный, милиционер не могут рассчитывать на подачки и откаты с крупных предприятий, зато магазинчики и ларьки в полном их распоряжении. Районный КУГИ может сдать помещение только через посредничество определенной фирмы, архитектор требует заказывать павильоны тоже у конкретной фирмы, милиция берет «за охрану», пожарный – за неправильно установленный огнетушитель и так далее.
Еще более беззастенчиво ведут себя коммунальные монополии. В городе дефицит инженерных мощностей, и потому от конкретного служащего «Ленэнерго», «Водоканала» зависит, согласует ли он подключение к сетям очередного магазина или откажет «из-за отсутствия технической возможности».
При этом на верхних этажах власти малый бизнес получает полную поддержку. Пример – очередное заседание Общественного совета по развитию малого предпринимательства, которое вела губернатор Петербурга Валентина Матвиенко.
Во-первых, она поручила КУГИ решить вопрос с выделением помещений под продовольственные магазины в центральных, самых дорогих районах города и снижением для них арендной платы.
Во-вторых, Валентина Матвиенко распорядилась в два раза снизить для малых предприятий плату за подключение к электрическим сетям. Город сам будет разбираться с энергетиками и при необходимости возьмет на себя часть расходов.
Третье принципиальное для бизнеса решение – продление срока жизни временных торговых и бытовых сооружений, а в каких-то случаях и полная их амнистия. Многие магазинчики и все ларьки считаются временными сооружениями, а потому по истечении срока аренды земли могут быть снесены – например, чтобы отдать эти места под капитальную застройку. И вот теперь этот порядок изменен.
Что же касается проблемы районных поборов, то здесь выход один: городская власть будет «карать самым жестоким образом» (слова губернатора) даже за самые мелкие факты вымогательства и взяток. Нужно только, чтобы сами предприниматели смелее обращались за помощью. Для этого в комитете экономического развития открыта горячая линия, да Общественный совет и сама губернатор готовы выслушать любую обоснованную жалобу на власть.
Культуру отношений властей и малого бизнеса не создать приказом. Она, как и любая культура, формируется годами. Сейчас в Петербурге этот процесс где-то посредине: уже не дикий капитализм, но еще и не тот уровень, когда любой человек может открывать свой бизнес в уверенности, что успех зависит только от него самого. Но процесс идет в правильном направлении.
Владимир Владимиров