Культура
«Мне хотелось бы пожить в России»
08 апреля
В церемонии открытия Пражского театрального сезона в Петербурге, в отличие от Петербургского театрального сезона в Праге, который состоялся в ноябре прошлого года, первые лица городского правительства не участвовали. С приветственным словом обратились вице-губернатор Людмила Косткина и председатель комитета по культуре Николай Буров. А вот требовательный петербургский зритель был доброжелателен и отзывчив.
Спектаклем-открытием явилась постановка Театра Шванды на Смихове «Школа жен» по Мольеру – слегка осовремененная классика. Второй вечер явил нам героя «а-ля Раскольников» в чешском варианте – человека доброго, честного, но… убивающего свою девушку, чтобы искупить грех. (Спектакль «Франтишек Лангер: периферия».)
Директор Чешского центра в Москве Власта Смолакова рассказала корреспонденту «НВ», что спектакли отбирались не по принципу «легкости восприятия, а с целью показать неуспокоенный, ищущий свои пути, будоражащий и провоцирующий театр Чехии». Хотя, уточнила она, именно такие спектакли в столице Чехии нечасты.
– У нас много прекраснодушных постановок, наши режиссеры не очень любят вскрывать язвы общества, опускаться на человеческое дно. Все должно быть гладенько и розово, – говорит Власта. – Я бы даже сказала, что чешский театр сегодня переживает некий кризис, и нам кажется, что у вас в России в этом отношении наблюдается больший прогресс.
Последние два спектакля Пражского сезона как раз и были «нетипичными» для современного чешского театра.
Спектакль по пьесе модного сегодня Мартина Макдонаха «Сиротливый Запад», поставленный в одном из самых интересных театров Чехии – «Драматическом клубе», это история о двух братьях, которые соревнуются друг с другом в черствости, грубости, жестокости. Они не знали любви – ни в детстве, ни в юности, ни тем более в зрелом возрасте. Они смогли убить отца…
– Но даже эти моральные уроды все равно имеют шанс выкарабкаться из трясины, – сказал молодой режиссер-постановщик Ондржей Сокол. – Я уверен, что это очень важно – исследовать психологию не того, кто герой, а того, кто кажется совершенным дебилом. Я знаю много примеров ужасной, негармоничной жизни людей с самими собой и окружающим миром. И нельзя изменить свою жизнь, пока «не попробуешь» дна. Мне важно было вывести к свету этих людей, может, неявно, с оговорками, но все же дать им шанс. Я волновался, не зная, как будет воспринята эта непростая пьеса, и был удивлен, что петербуржцы реагировали так же, как пражская публика. Я впервые в России. У многих чехов, и у меня в том числе, существовало предубеждение против вашей страны, с которой связан советский режим. Сегодня с предубеждением покончено, и… мне очень хотелось бы какое-то время пожить в России.
Елена Добрякова
Спектаклем-открытием явилась постановка Театра Шванды на Смихове «Школа жен» по Мольеру – слегка осовремененная классика. Второй вечер явил нам героя «а-ля Раскольников» в чешском варианте – человека доброго, честного, но… убивающего свою девушку, чтобы искупить грех. (Спектакль «Франтишек Лангер: периферия».)
Директор Чешского центра в Москве Власта Смолакова рассказала корреспонденту «НВ», что спектакли отбирались не по принципу «легкости восприятия, а с целью показать неуспокоенный, ищущий свои пути, будоражащий и провоцирующий театр Чехии». Хотя, уточнила она, именно такие спектакли в столице Чехии нечасты.
– У нас много прекраснодушных постановок, наши режиссеры не очень любят вскрывать язвы общества, опускаться на человеческое дно. Все должно быть гладенько и розово, – говорит Власта. – Я бы даже сказала, что чешский театр сегодня переживает некий кризис, и нам кажется, что у вас в России в этом отношении наблюдается больший прогресс.
Последние два спектакля Пражского сезона как раз и были «нетипичными» для современного чешского театра.
Спектакль по пьесе модного сегодня Мартина Макдонаха «Сиротливый Запад», поставленный в одном из самых интересных театров Чехии – «Драматическом клубе», это история о двух братьях, которые соревнуются друг с другом в черствости, грубости, жестокости. Они не знали любви – ни в детстве, ни в юности, ни тем более в зрелом возрасте. Они смогли убить отца…
– Но даже эти моральные уроды все равно имеют шанс выкарабкаться из трясины, – сказал молодой режиссер-постановщик Ондржей Сокол. – Я уверен, что это очень важно – исследовать психологию не того, кто герой, а того, кто кажется совершенным дебилом. Я знаю много примеров ужасной, негармоничной жизни людей с самими собой и окружающим миром. И нельзя изменить свою жизнь, пока «не попробуешь» дна. Мне важно было вывести к свету этих людей, может, неявно, с оговорками, но все же дать им шанс. Я волновался, не зная, как будет воспринята эта непростая пьеса, и был удивлен, что петербуржцы реагировали так же, как пражская публика. Я впервые в России. У многих чехов, и у меня в том числе, существовало предубеждение против вашей страны, с которой связан советский режим. Сегодня с предубеждением покончено, и… мне очень хотелось бы какое-то время пожить в России.
Елена Добрякова