Северо-Запад

«Раньше у нас жили избранные»

10 апреля
Полярные Зори – город атомщиков Кольской АЭС – создавался как прообраз светлого будущего и был фактически элитарным поселением. Сейчас здания его ветшают, а на свалках поселились бомжи.
Самая северная в мире АЭС – Кольская – была построена на берегу озера Имандра, а рядом с ней Полярные Зори. Город маленький: 19 тысяч жителей вместе с подчиненными ему поселками и всего 9 улиц. Когда-то здесь почти все знали друг друга если не по имени, то в лицо. Первые строители и первые сотрудники КАЭС – теперь старожилы города, они не перестают сетовать на то, что Полярные Зори меняются в худшую сторону. И это не просто брюзжание пожилых людей: город действительно меняется. Когда-то он считался практически элитным, люди были примерно одного круга, одного воспитания, они вместе работали и жили рядом. Теперь Полярные Зори – заштатный северный городок.
Достопримечательность города – это Нивский проспект. Все приезжие пере-
спрашивают – какой-какой? Невский?! Нет, Нивский, по имени реки Нива, которая ограничивает город с востока. По легенде, именно питерские строители города и АЭС в ностальгии по родным местам назвали так проспект. Река, кстати, весьма полноводная, но в отличие от Невы несудоходная – на ней стоит каскад из трех электростанций.
Полярные Зори – не закрытый город. Поэтому какой-то процент мигрантов просачивается и в Заполярье, хотя жить здесь, конечно, тяжелее. По словам заместителя главы администрации МО «Полярные Зори» Сергея Ващенко, появились даже… бомжи, живущие круглый год в каких-то землянках на городской свалке. Представить себе такое «жилье» полярной ночью просто нереально, тем не менее и работники Центра социальной защиты Полярных Зорь, и местные журналисты подтверждают: бомжи есть. Татьяна Иванова, возглавляющая местную соцзащиту, рассказала, что люди на свалке – это выселенцы за долги:
– Только за квартиру иные задолжали по 120 тысяч рублей. Самых злостных должников выселили в поселок Африканда. Но они не стали там жить, а ушли на свалку. Время от времени этот свалочный «лагерь» разгоняют, пытаются дать этим несчастным пособие и какое-то жилье. Но у них у всех полностью утрачены социальные навыки и связи, они не хотят возвращаться к нормальной жизни. У нас таких всего человек десять, но для нашего города – это много. Не забывайте, что у нас недалеко были рудники, где работали бывшие заключенные. Это в городе жили избранные, а вокруг была зона.
Рядом с городом существовал совхоз, и Полярные Зори в свое время были обеспечены молоком и зеленью. Теперь почти все развалилось, но самое главное – не найти работников на ферму, где еще можно держать коров. Полярнозорцы там работать не хотят, жители окрестных поселков – тоже, поэтому там трудятся молдаване. Живут там же в ветхих домишках. Когда они приходят в город купить еды подешевле, их всегда можно узнать – смуглые изможденные лица, старая одежда, выражение усталости и покорности в глазах. По меркам «белых» жителей города эта работа оплачивается очень плохо, но другой у молдаван нет.
Поскольку Кольская АЭС находится под пристальным вниманием норвежских соседей, которые время от времени наезжают с дружескими визитами, люди в городе немножко познакомились с западным образом жизни и переняли аппетиты европейцев. К сожалению, запросы многих горожан несколько выше реальных возможностей города – не хватает на всех квалифицированной и хорошо оплачиваемой работы. Поэтому молодежь мечтает уехать в Петербург, в Москву или в Норвегию. Остаться на АЭС хотят только те, у кого родители занимают там не худшую должность.
На самом деле городок живет все еще лучше большинства российских городов с таким же населением. Все-таки есть работа – кроме АЭС можно трудиться на железной дороге, на ГЭС, в больнице (очень, кстати, прилично оборудованной), на нескольких небольших городских предприятиях. Да и сфера обслуживания начинает требовать рабочих рук. Не так давно КАЭС оборудовала горнолыжный склон на Лысой горе (она же – Салма). На свои деньги атомщики сумели построить очень приличный спортивный центр – здесь проходят международные соревнования, да и просто покататься много желающих. А гостиниц в городе почти нет. Вернее, есть целых три, но они крошечные. Когда совпадают пик плановых работ на АЭС и горнолыжный сезон, в городе буквально негде жить. Бывает битком забито даже общежитие АЭС – страшный силикатный дом на Нивском проспекте. Поэтому городские власти уже реконструируют одно здание под приличный отель и подумывают о еще одном.
В этом городе боятся только одного: что КАЭС закроют. Такие слухи время от времени проносятся над Полярными Зорями – мол, неэкологично, мол, норвежцы протестуют. Перспектива остаться без работы всем городом разом настолько пугает местных жителей, что они этого боятся куда больше, нежели какой-нибудь аварии на КАЭС. Но на самой Кольской атомной ни о каком закрытии не говорят. Наоборот, здесь меняют устаревшее оборудование, вводят новые блоки взамен четырех старых и собираются жить долго и счастливо.
– Какое может быть закрытие?! Да мы одни на весь Север, в условиях полярной ночи без нас никак нельзя. Ни одна ТЭЦ не будет эффективна в Заполярье, – подчеркивает начальник информационного центра КАЭС Виктория Негоренко. – А уж насчет экологичности я уж и не говорю. Нас норвежцы проверяют постоянно. Смотрите, какие осетры растут у нас в теплой воде отводящего канала. Стали бы норвежцы их есть, если бы подозревали в радиоактивности! Кроме того, мы поддерживаем Лапландский биосферный заповедник. И нет никаких данных о вредном влиянии нашей АЭС на окружающую среду – притом что постоянный мониторинг ведется с 1972 года, с момента сооружения станции. Татьяна Хмельник
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+1
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+2