Северо-Запад
Пробки закупоривают Сыктывкар
14 апреля
На днях в СМИ Коми просочилась информация о том, что сыктывкарские власти якобы намерены расширить центральные улицы города, вырубив деревья и уничтожив газоны. Цель одна – дать больше свободы автомобильному транспорту. Неужели только таким варварским способом можно развязать многочисленные транспортные узлы, образовавшиеся в городе буквально за последние два года?
До инфаркта и паралича
Один мой знакомый, занимающийся частным извозом в Сыктывкаре, Новый год встретил в Республиканском кардиологическом центре. Он убежден, что до инфаркта его довели уличные пробки.
– Такого не было еще год-два назад, – признался мне водитель. – Ездить по городу стало совершенно невозможно – застреваешь на каждом перекрестке. Проще ходить пешком. Но мне-то что делать: профессию менять или работать до второго инфаркта?
Картина с автомобильными пробками в Сыктывкаре типична для многих российских городов. Город активно застраивался в 60–80-е годы прошлого столетия, когда архитекторы и представить себе не могли, каких масштабов достигнет городское движение. Сейчас в городе с населением 240 тысяч человек зарегистрировано, по данным ГИБДД, 63 тысячи единиц автотранспорта. Многие семьи обзавелись уже не одной, а двумя и даже тремя машинами.
Если в середине восьмидесятых городские власти планировали создать в центре города пешеходную зону, то у нынешних «отцов города» проблемы прямо противоположные: где найти еще возможности для проезда автотранспорта? По улице Бабушкина, которую хотели превратить в «сыктывкарский Арбат», движение чуть ли не самое интенсивное.
По мнению начальника отделения дорожной инспекции и организации движения ГИБДД УВД по Сыктывкару Олега Уржумова, если ситуация будет и дальше развиваться в этом направлении, то через год-два город встанет. Иными словами, водителей ждут инфаркты, а движение автотранспорта – паралич.
Рубить или не рубить? Вот в чем вопрос
О том, что, возможно, придется рубить деревья, дабы увеличить ширину улиц, впервые публично высказался первый заместитель главы администрации Сыктывкара Сергей Гераймович на открытой городской планерке. Правда, представитель пресс-службы городской администрации тут же сообщила журналистам, что у столичного мэра Романа Зенищева на этот счет совсем другое мнение.
Другого мнения придерживаются и большинство жителей. Сыктывкар – город зеленый, приезжие отмечают чистый воздух, жарким летом деревья спасают от зноя. Попытки вырубить даже кусты встречают глухое сопротивление горожан и активное противодействие «зеленых».
Два года назад началась реконструкция площади Ломоносова перед Театром оперы и балета: строились шикарные фонтаны и обустраивался сквер. Но для этого понадобилось вырубить несколько кустов. В ответ правозащитники несколько месяцев проводили акции протеста, хотя мраморные фонтаны все же заработали. Выглядят они красиво, но большая часть жителей города им не рада: по их мнению, лучше бы сохранили растения.
Нетрудно себе представить, какова будет реакция сыктывкарцев, если начнется массовая вырубка деревьев в самом центре города. Между тем в сыктывкарской ГИБДД считают, что нет иного пути, как вырубать деревья, убирать газоны, а вдоль тротуаров устанавливать высокие ограждения, чтобы у пешеходов не возникало желания перебежать дорогу в неположенном месте.
Другое мнение мэра
В том, что глава сыктывкарской администрации Роман Зенищев действительно имеет другое мнение, корреспондент «НВ» убедился в беседе с ним.
– Рубить деревья – это, конечно, самый простой и легкий вариант, но далеко не самый правильный по отношению к городу, – признался градоначальник. – Мы значительно ухудшим состояние воздуха, а ощутимых результатов не добьемся. Увеличение некоторых улиц на полполосы ситуацию не изменит.
По мнению мэра, главная проблема движения городского автотранспорта – это его незакольцованность. За последние два года с помощью федерального и республиканского бюджетов многие улицы города капитально отремонтировали. Но вот парадокс: по ним движется не так много машин. Зато рядом проходят улицы с очень интенсивным движением. Почему?
Причин две. Во-первых, привычка. Автомобилистам иногда трудно преодолеть стереотипы и усвоить простую истину, что по другим улицам, по которым они раньше не ездили, дабы не угодить в яму и не попортить машину, теперь быстрее добраться до нужной цели. Например, к железнодорожному вокзалу по центральной и широкой Коммунистической улице днем движется мощный автомобильный поток. В час пик он сопровождается сплошными пробками и люди нередко опаздывают на поезд. Однако наиболее сметливые водители давно поняли, что к вокзалу легче попасть по небольшой улице Морозова, половина которой еще в прошлом году была разбита, но теперь заасфальтирована. Проезд по ней – гарантия, что приедешь вовремя.
А во-вторых, на улицах с интенсивным движением расположено большинство учреждений. Возле них многочисленные стоянки, парковки, машины стоят прямо на газонах, тротуарах, на проезжей части, уменьшая и без того невысокую пропускную способность таких улиц.
– Мы будем работать по окружным дорогам, запрещать въезд грузового автотранспорта и закольцовывать центральные улицы, – говорит мэр.
Одна из самых сложных возникающих в этой связи проблем – необходимость менять маршруты движения автобусов. Пассажирам придется привыкать выходить на других остановках – там, где менее интенсивное движение. Но и таким способом можно частично разгрузить центральные улицы.
В качестве объездной дороги предполагается использовать, в частности, улицу Лесопарковую. Она проходит за железнодорожным вокзалом, на ней нет ни одного жилого дома. Но там располагаются различные предприятия, базы, и, по мнению Романа Зенищева, они должны вместе с муниципалитетом вложить средства в капитальный ремонт этой магистрали.
– Еще два года назад девяносто процентов машин, следующих по маршруту Киров – Ухта, заезжали в город, даже если это им и не надо было, – подчеркнул мэр. – Теперь мы создаем объездные пути, дополнительные стоянки. Если есть необходимость частично выгрузить какой-то товар, то мы предписываем делать это в ночное время – после 21 часа. А если машина не нуждается в заезде, то ей вообще нечего делать в городе.
Игорь Бобраков, собкор «НВ» в Коми
До инфаркта и паралича
Один мой знакомый, занимающийся частным извозом в Сыктывкаре, Новый год встретил в Республиканском кардиологическом центре. Он убежден, что до инфаркта его довели уличные пробки.
– Такого не было еще год-два назад, – признался мне водитель. – Ездить по городу стало совершенно невозможно – застреваешь на каждом перекрестке. Проще ходить пешком. Но мне-то что делать: профессию менять или работать до второго инфаркта?
Картина с автомобильными пробками в Сыктывкаре типична для многих российских городов. Город активно застраивался в 60–80-е годы прошлого столетия, когда архитекторы и представить себе не могли, каких масштабов достигнет городское движение. Сейчас в городе с населением 240 тысяч человек зарегистрировано, по данным ГИБДД, 63 тысячи единиц автотранспорта. Многие семьи обзавелись уже не одной, а двумя и даже тремя машинами.
Если в середине восьмидесятых городские власти планировали создать в центре города пешеходную зону, то у нынешних «отцов города» проблемы прямо противоположные: где найти еще возможности для проезда автотранспорта? По улице Бабушкина, которую хотели превратить в «сыктывкарский Арбат», движение чуть ли не самое интенсивное.
По мнению начальника отделения дорожной инспекции и организации движения ГИБДД УВД по Сыктывкару Олега Уржумова, если ситуация будет и дальше развиваться в этом направлении, то через год-два город встанет. Иными словами, водителей ждут инфаркты, а движение автотранспорта – паралич.
Рубить или не рубить? Вот в чем вопрос
О том, что, возможно, придется рубить деревья, дабы увеличить ширину улиц, впервые публично высказался первый заместитель главы администрации Сыктывкара Сергей Гераймович на открытой городской планерке. Правда, представитель пресс-службы городской администрации тут же сообщила журналистам, что у столичного мэра Романа Зенищева на этот счет совсем другое мнение.
Другого мнения придерживаются и большинство жителей. Сыктывкар – город зеленый, приезжие отмечают чистый воздух, жарким летом деревья спасают от зноя. Попытки вырубить даже кусты встречают глухое сопротивление горожан и активное противодействие «зеленых».
Два года назад началась реконструкция площади Ломоносова перед Театром оперы и балета: строились шикарные фонтаны и обустраивался сквер. Но для этого понадобилось вырубить несколько кустов. В ответ правозащитники несколько месяцев проводили акции протеста, хотя мраморные фонтаны все же заработали. Выглядят они красиво, но большая часть жителей города им не рада: по их мнению, лучше бы сохранили растения.
Нетрудно себе представить, какова будет реакция сыктывкарцев, если начнется массовая вырубка деревьев в самом центре города. Между тем в сыктывкарской ГИБДД считают, что нет иного пути, как вырубать деревья, убирать газоны, а вдоль тротуаров устанавливать высокие ограждения, чтобы у пешеходов не возникало желания перебежать дорогу в неположенном месте.
Другое мнение мэра
В том, что глава сыктывкарской администрации Роман Зенищев действительно имеет другое мнение, корреспондент «НВ» убедился в беседе с ним.
– Рубить деревья – это, конечно, самый простой и легкий вариант, но далеко не самый правильный по отношению к городу, – признался градоначальник. – Мы значительно ухудшим состояние воздуха, а ощутимых результатов не добьемся. Увеличение некоторых улиц на полполосы ситуацию не изменит.
По мнению мэра, главная проблема движения городского автотранспорта – это его незакольцованность. За последние два года с помощью федерального и республиканского бюджетов многие улицы города капитально отремонтировали. Но вот парадокс: по ним движется не так много машин. Зато рядом проходят улицы с очень интенсивным движением. Почему?
Причин две. Во-первых, привычка. Автомобилистам иногда трудно преодолеть стереотипы и усвоить простую истину, что по другим улицам, по которым они раньше не ездили, дабы не угодить в яму и не попортить машину, теперь быстрее добраться до нужной цели. Например, к железнодорожному вокзалу по центральной и широкой Коммунистической улице днем движется мощный автомобильный поток. В час пик он сопровождается сплошными пробками и люди нередко опаздывают на поезд. Однако наиболее сметливые водители давно поняли, что к вокзалу легче попасть по небольшой улице Морозова, половина которой еще в прошлом году была разбита, но теперь заасфальтирована. Проезд по ней – гарантия, что приедешь вовремя.
А во-вторых, на улицах с интенсивным движением расположено большинство учреждений. Возле них многочисленные стоянки, парковки, машины стоят прямо на газонах, тротуарах, на проезжей части, уменьшая и без того невысокую пропускную способность таких улиц.
– Мы будем работать по окружным дорогам, запрещать въезд грузового автотранспорта и закольцовывать центральные улицы, – говорит мэр.
Одна из самых сложных возникающих в этой связи проблем – необходимость менять маршруты движения автобусов. Пассажирам придется привыкать выходить на других остановках – там, где менее интенсивное движение. Но и таким способом можно частично разгрузить центральные улицы.
В качестве объездной дороги предполагается использовать, в частности, улицу Лесопарковую. Она проходит за железнодорожным вокзалом, на ней нет ни одного жилого дома. Но там располагаются различные предприятия, базы, и, по мнению Романа Зенищева, они должны вместе с муниципалитетом вложить средства в капитальный ремонт этой магистрали.
– Еще два года назад девяносто процентов машин, следующих по маршруту Киров – Ухта, заезжали в город, даже если это им и не надо было, – подчеркнул мэр. – Теперь мы создаем объездные пути, дополнительные стоянки. Если есть необходимость частично выгрузить какой-то товар, то мы предписываем делать это в ночное время – после 21 часа. А если машина не нуждается в заезде, то ей вообще нечего делать в городе.
Игорь Бобраков, собкор «НВ» в Коми