Культура
Награда наградой, а гастроли важнее
17 апреля
Две с половиной недели XIV фестиваль «Золотая маска» был одним из центральных культурных событий в Москве. Помимо спектаклей конкурсной программы в столице прошли премьеры Мариинского и Александринского театров, выступил итальянский коллектив Piccolo Teatro di Milano. Кульминацией фестиваля стала церемония вручения наград, прошедшая в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко
Режиссер церемонии Дмитрий Черняков и сценарист, автор идеи Виталий Павлов в качестве сюжетной образующей действа воспользовались бессмертным произведением Михаила Булгакова. Троица – кот Бегемот, Коровьев и «профессор черной магии» Воланд, сыгранный Дмитрием Певцовым, – вела на сцене разговор о собравшейся талантливой публике и о том, что «как бы справедливо ты ни поступил, все равно найдется кто-то, кто скажет, что приз дали нечестно».
«Сами придут – сами вручат», – заключил Воланд – и церемония началась. Вот только из-за непродуманной режиссуры сумбура на сцене в тот вечер было немало. Оглашать имя победителя и вручать призы в каждой номинации на сцену поднимались почетные гости. Но их миссия практически сводилась к нулю: конверт с именем лауреата вскрывался не на сцене, а появлялся на экране и медленно, провоцируя хихиканье в зале, разворачивался, причем не всегда сообщая полную информацию о лауреате.
Первой жертвой технических накладок в наспех сделанной церемонии стал глава Сбербанка Герман Греф. Выходя на сцену, чтобы произнести вступительную речь, он словно намекал, что в фаворе будут петербуржцы. Игнорируя московские театры, он поведал зрителям об успехе звезд балета Ульяны Лопаткиной и Дианы Вишнёвой, о великолепии Мариинского театра в целом и о замечательной российской певице Анне Нетребко в частности. Но Греф в своем выборе примеров не был одинок: организаторы фестиваля, говоря со сцены о достижениях современного театра, также ссылались на петербургские коллективы. И не зря: практически все «прозвучавшие» на «Золотой маске» постановки из северной столицы были так или иначе вознаграждены.
«Жизнь и судьба» Малого драматического театра – Театра Европы (в постановке Льва Додина) стал лучшим спектаклем большой формы в драме. Как лучший спектакль малой формы наградили «Грозу» в постановке Льва Эренбурга, сделанной им в Магнитогорском драматическом театре им. А.С. Пушкина.
Лучшим балетным спектаклем признан «Пробуждение Флоры», поставленный в Мариинке. Причем хореограф, занимавшийся восстановлением этого балета Петипа-Иванова, – Сергей Вихарев – также был награжден «Маской».
Театр Бориса Эйфмана уступил Мариинке в основных номинациях, но Юрий Смекалов, исполнитель роли Тригорина в спектакле «Чайка», награжден за лучшую мужскую роль в балете/современном танце.
Лучшими в опере признаны солистка Мариинского театра Лариса Гоголевская («Электра») и художник Зиновий Марголин («Енуфа»).
Порадовала достижениями Александринка и лично Валерий Фокин, награжденный спецпремией за возрождение руководимого им театра:
– Александринский театр никогда не был представлен на «Маске» в таком количестве номинаций. Я считаю, это победа. Но самый большой успех – это гастроли. Потому что маски масками, номинации номинациями, но такие успешные гастроли, когда пять спектаклей стали событиями для театральной Москвы, – для меня самое важное. Это значит, что наш курс правильный, интересный, живой. А в случае со старейшим театром, которому 251 год, это тем более радостно, потому что другие коллективы в этом возрасте, как правило, либо становятся музеями, либо вовсе мертвеют.
Однако из других призов Александринский театр увез только «Маску» лучшего художника Александра Шишкина и приз критиков и журналистов за спектакль Андрея Могучего «Иваны».
В номинациях театра кукол снова победили петербуржцы: спектакль Театра марионеток имени Е.С. Деммени получил «Маску» за лучший спектакль – «Волшебное перышко», и еще одну – за работу художника (Александр Алексеев).
Но, пожалуй, главное событие церемонии Москва все-таки оставила за собой. Свою четвертую «Маску» получил Константин Райкин за лучшую мужскую роль в театре драмы. Это роль короля Лира, сыгранная им в театре «Сатирикон». На свое награждение лауреат опоздал, но подъехал позднее. Выяснилось, что с директором «Сатирикона» Анатолием Полянкиным Райкин поспорил, что эту «Маску» не получит. Был не прав. А потому во всеуслышание заявил: «Теперь придется расплачиваться».
– У меня есть два посвящения этой «Маски», – сказал Константин Райкин по окончании церемонии. – Одно – моей сестре Катеньке Райкиной, у которой сегодня юбилей. Это мой ей подарок. А второе – нескольким критикам, которые меня очень обидно ругали за эту роль, говоря, что она ни уму, ни сердцу, что это никому не нужно, что это ворованная работа, что она штампованная. Я думаю, что, получив премию, доставил им большое огорчение. И я этому очень рад.
Алина Циопа, Москва – Петербург
Режиссер церемонии Дмитрий Черняков и сценарист, автор идеи Виталий Павлов в качестве сюжетной образующей действа воспользовались бессмертным произведением Михаила Булгакова. Троица – кот Бегемот, Коровьев и «профессор черной магии» Воланд, сыгранный Дмитрием Певцовым, – вела на сцене разговор о собравшейся талантливой публике и о том, что «как бы справедливо ты ни поступил, все равно найдется кто-то, кто скажет, что приз дали нечестно».
«Сами придут – сами вручат», – заключил Воланд – и церемония началась. Вот только из-за непродуманной режиссуры сумбура на сцене в тот вечер было немало. Оглашать имя победителя и вручать призы в каждой номинации на сцену поднимались почетные гости. Но их миссия практически сводилась к нулю: конверт с именем лауреата вскрывался не на сцене, а появлялся на экране и медленно, провоцируя хихиканье в зале, разворачивался, причем не всегда сообщая полную информацию о лауреате.
Первой жертвой технических накладок в наспех сделанной церемонии стал глава Сбербанка Герман Греф. Выходя на сцену, чтобы произнести вступительную речь, он словно намекал, что в фаворе будут петербуржцы. Игнорируя московские театры, он поведал зрителям об успехе звезд балета Ульяны Лопаткиной и Дианы Вишнёвой, о великолепии Мариинского театра в целом и о замечательной российской певице Анне Нетребко в частности. Но Греф в своем выборе примеров не был одинок: организаторы фестиваля, говоря со сцены о достижениях современного театра, также ссылались на петербургские коллективы. И не зря: практически все «прозвучавшие» на «Золотой маске» постановки из северной столицы были так или иначе вознаграждены.
«Жизнь и судьба» Малого драматического театра – Театра Европы (в постановке Льва Додина) стал лучшим спектаклем большой формы в драме. Как лучший спектакль малой формы наградили «Грозу» в постановке Льва Эренбурга, сделанной им в Магнитогорском драматическом театре им. А.С. Пушкина.
Лучшим балетным спектаклем признан «Пробуждение Флоры», поставленный в Мариинке. Причем хореограф, занимавшийся восстановлением этого балета Петипа-Иванова, – Сергей Вихарев – также был награжден «Маской».
Театр Бориса Эйфмана уступил Мариинке в основных номинациях, но Юрий Смекалов, исполнитель роли Тригорина в спектакле «Чайка», награжден за лучшую мужскую роль в балете/современном танце.
Лучшими в опере признаны солистка Мариинского театра Лариса Гоголевская («Электра») и художник Зиновий Марголин («Енуфа»).
Порадовала достижениями Александринка и лично Валерий Фокин, награжденный спецпремией за возрождение руководимого им театра:
– Александринский театр никогда не был представлен на «Маске» в таком количестве номинаций. Я считаю, это победа. Но самый большой успех – это гастроли. Потому что маски масками, номинации номинациями, но такие успешные гастроли, когда пять спектаклей стали событиями для театральной Москвы, – для меня самое важное. Это значит, что наш курс правильный, интересный, живой. А в случае со старейшим театром, которому 251 год, это тем более радостно, потому что другие коллективы в этом возрасте, как правило, либо становятся музеями, либо вовсе мертвеют.
Однако из других призов Александринский театр увез только «Маску» лучшего художника Александра Шишкина и приз критиков и журналистов за спектакль Андрея Могучего «Иваны».
В номинациях театра кукол снова победили петербуржцы: спектакль Театра марионеток имени Е.С. Деммени получил «Маску» за лучший спектакль – «Волшебное перышко», и еще одну – за работу художника (Александр Алексеев).
Но, пожалуй, главное событие церемонии Москва все-таки оставила за собой. Свою четвертую «Маску» получил Константин Райкин за лучшую мужскую роль в театре драмы. Это роль короля Лира, сыгранная им в театре «Сатирикон». На свое награждение лауреат опоздал, но подъехал позднее. Выяснилось, что с директором «Сатирикона» Анатолием Полянкиным Райкин поспорил, что эту «Маску» не получит. Был не прав. А потому во всеуслышание заявил: «Теперь придется расплачиваться».
– У меня есть два посвящения этой «Маски», – сказал Константин Райкин по окончании церемонии. – Одно – моей сестре Катеньке Райкиной, у которой сегодня юбилей. Это мой ей подарок. А второе – нескольким критикам, которые меня очень обидно ругали за эту роль, говоря, что она ни уму, ни сердцу, что это никому не нужно, что это ворованная работа, что она штампованная. Я думаю, что, получив премию, доставил им большое огорчение. И я этому очень рад.
Алина Циопа, Москва – Петербург