Общество

«Мы не скрываем своих проблем»

19 апреля
В «НВ» от 29 марта 2008 года в материале под заголовком «У пристава много возможностей заработать» было опубликовано интервью с бывшим приставом-исполнителем, который открыл многие закулисные тайны Федеральной службы судебных приставов. Сегодня мы предлагаем выслушать доводы руководителя ФССП по Санкт-Петербургу Владимира Гольцмера.

Главный судебный пристав Петербурга Владимир Гольц-мер не согласен с освещением деятельности ведомства исключительно с негативной стороны. Проблемы есть, но с подобными явлениями сталкивается любое федеральное ведомство. Управление ФССП по Санкт-Петербургу открыто для критики, но конструктивной. Несмотря на 10-летний период своего существования, служба достигла существенного прогресса, в том числе и в преодолении негативных явлений.

– Вместе с новыми полномочиями всегда приходят новые проблемы. Готова ли служба решать новые задачи?
– Мы не скрываем своих проблем. В частности, мы вынуждены избавляться от случайных людей, которые стали приставами, чтобы решать свои личные и материальные проблемы. Большинство уголовных дел против сотрудников ФССП возбуждалось по инициативе нашей службы, статистика на эту тему доступна на нашем сайте. Поскольку на каждого сотрудника ФССП приходится высокая нагрузка, мы ищем пути оптимизации труда. Особое внимание уделяется компьютеризации службы, но все-таки условия работы не отвечают современным требованиям. Практически каждый сотрудник имеет компьютер, а вот комфортное место для работы есть не у всех. На общественном транспорте к месту исполнения судебного решения приставы уже ездят. В прошлом году мы приобрели 28 единиц автотранспорта и не собираемся на этом останавливаться.

– Какие цели вы, как руководитель службы, видите в перспективе? Какие модели из мировой практики вам наиболее симпатичны?
– Я бы сохранил российскую модель, потому что западный опыт не всегда подходит для наших условий. Как сказал наш бывший премьер-министр, японская модель очень хороша, но где же мы возьмем столько японцев. На данном этапе служба имеет и авторитет, и наработки, которые позволяют говорить о самых радужных перспективах. Служба формируется из людей, которые ориентированы именно на исполнение судебных решений. В этой связи нужно не забывать, что мы исполняем не только решения суда, но и акты других уполномоченных органов по взысканию налогов, пеней, административных штрафов. До недавнего времени нам большую проблему составляли штрафы ГИБДД. Во-первых, это был очень большой объем работы, во-вторых, расходы по взысканию штрафа превышали его размер. Сегодня и размер штрафов поднят, и с руководством ГИБДД мы пришли к взаимовыгодным соглашениям.

– Какой процент в общем объеме вашей работы занимают несудебные решения?
– По итогам прошлого года они составляли около 50 процентов.

– А нет опасности, что вы со временем начнете дублировать функции, например, упраздненной налоговой полиции?
– Ни в коем случае. Мы только перекладываем на себя те трудности, которые возникают у других органов.

– Подчиненность ФССП Минюсту, а не суду, как это принято во многих странах, не мешает в работе? В целом это правильная субординация?
– Вопрос чисто теоретический, потому что в самом названии службы заложен принцип подчиненности исполнительной власти. Введение ее в судебную власть вызвало бы определенное смешение принципов разделения властей. В своей деятельности мы практически автономны, а система Минюста законодательно обеспечивает нашу деятельность. Это скорее не административное, а функциональное подчинение.

– Численность службы в прошлом году выросла в полтора раза. Сколько времени занимает обучение новых сотрудников и насколько эффективны эти полученные «по верхам» знания?
– Сотрудники ФССП делятся на три основные категории: приставы-исполнители, которые занимаются исполнением решений, приставы, отвечающие за порядок в судах, и дознаватели. Последняя составляющая сейчас особенно важна, потому что с 1 февраля расширена подследственность ФССП и нам передан весь массив преступлений, связанных со злостным уклонением от уплаты алиментов. Здесь наличие высшего юридического образования для сотрудника обязательно.  На сегодняшний день почти все старшие судебные приставы и их заместители имеют юридическое образование. А обычному приставу-исполнителю в большинстве случаев необязательно иметь высшее образование, потому что это тот редкий случай, когда опыт компенсирует отсутствие диплома. Суды охраняют в основном бывшие военнослужащие, где на первый план выходит не образование, а хорошая физическая подготовка. Многие помнят печальный случай в Приморском районном суде, когда умелые действия пристава предотвратили взрыв гранаты в зале заседаний, который мог повлечь за собой очень тяжелые последствия.
Исходя из этого и планируется обучение. Но существует серьезная проблема, потому что ни один российский вуз не готовит специалистов в области исполнительного производства. Мы используем возможности Российской правовой академии при Минюсте, где мы устраиваем семинары, на которых в прошлом году около двухсот наших сотрудников повысили свою квалификацию. Руководство Минюста планирует также создание собственного учебного заведения, но здесь потребуется серьезная база и вложения. За год-два такие вещи не делаются.

– Но это идея или проект?
– Это проект.

– А численность ваших районных подразделений адекватна населению самого района?
– Мы не придумываем себе работу, а исполняем решения, поэтому и об адекватности говорить нельзя. Невозможно заранее просчитать, сколько и каких решений вынесет суд, сколько штрафов будет наложено. В некотором смысле мы являемся заложниками ситуации.

– Отделы есть в каждом районе города?
– Мы повторяем деление по судебным участкам: например, в каждом из трех участков Центрального района у нас есть отделение.

– Решена ли извечная проблема с почтой? Ведь ФССП приходится особенно часто делать запросы.
– Это серьезная проблема, потому что нам финансирование определяется на год, а почтовые тарифы пересматриваются в течение года несколько раз. Но мы многое сделали, чтобы использовать возможности электронной почты там, где это возможно и целесообразно. В течение ближайших двух лет мы надеемся вовсе отойти от бумажной переписки.

– Некоторые сотрудники критично восприняли единую компьютерную программу «Судебный пристав», которая внедряется в работу подразделений. Есть ли в этой критике доля истины?
– Компьютерную программу «Судебный пристав» приходится корректировать с принятием нового закона, но в целом я считаю ее удачной. Во всяком случае, это первая программа, которая была создана под нашу повседневную работу, удалось избежать приспособления интересов и задач службы к уже созданной программе. А критика связана с тем, что в любом деле тяжело переучиваться, если рука набита на какой-то другой шаблон. Большинство сотрудников уже привыкли к ней, и их замечания сокращаются.

– Как осуществляется борьба с нечистыми на руку сотрудниками в рядах службы?
– Мы не занимаемся сыском, а реагируем на поступающие к нам сигналы. В этой связи несколько слов по поводу гражданки С.И. Генкер. Исполнительное производство достаточно сложное, так как взыскательница (С.И. Генкер) дала в долг очень крупную сумму денег фактически незнакомому человеку на очень выгодных для себя условиях. Судебный пристав-исполнитель выполнил все предусмотренные законом меры: наложил арест на имущество, юридически оформленное на должника, и передал на реализацию. Вопросы оценки реализации вне компетенции районного отдела управления. Судебный пристав-исполнитель не вправе давать оценку, вынесенную судебным решением, а тем более ограничивать права родных и близких по обращению в судебном порядке с какими-либо претензиями к должнику.

– Новый закон наделяет ФССП правом ограничивать должникам выезд за границу. Многие граждане обеспокоены, не лишаться ли они возможности провести отпуск за рубежом из-за какого-нибудь долга по квартплате?
– Мы исполняем судебные решения, а вопросами ЖКХ не занимаемся. Но если человек не выплачивает долги, наложенные на него судом, мы связываемся с Федеральной пограничной службой, и ее сотрудники в обязательном порядке вносят должника в список невыездных граждан. При этом он уведомляется о принятом в отношении него решении. Если гражданин не проживает по месту регистрации, он действительно может узнать об этом в аэропорту. Но с другой стороны, если человек не исполняет судебное решение, он должен быть как минимум готов к такому развитию ситуации. Это элемент личной гражданской ответственности.

– И за неуплату алиментов ответственность ужесточена…
– Даже риск привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты алиментов является сильным рычагом воздействия на должников. Но мы были оторваны от этого процесса, потому что подготовленные нами материалы уходили в МВД. Сокращается эффективность такой профилактической меры, а сейчас приставы и дознаватели работают в тесном контакте.

– Что служит для вас поводом для оптимизма?
– Отрадно, что наряду с претензиями поступают и благодарности от взыскателей. Ведь обычно всплеск эмоций связан с неудовлетворенностью работой пристава.
Юрий Антонов
Курс ЦБ
Курс Доллара США
108.01
2.95 (2.73%)
Курс Евро
113.09
2.6 (2.3%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+5
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+3
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+2
Слабый дождь