Культура

Скачут призрачные кони

22 апреля
Новое здание Operaen, что возвысилось на острове Холмен,  напротив королевской резиденции Амалиенборг, медленно, но верно наполняется  интересным репертуарным содержанием. Каспер бех Холтен, креативный и деятельный художественный руководитель Датской королевской оперы, взял курс на приглашение в Копенгаген самых именитых европейских режиссеров.

В прошлых сезонах с театром активно сотрудничал Петер Конвичный («Электра», «Лоэнгрин»). В нынешнем Холтен, чутко угадывая изменившуюся конъюнктуру, пригласил на постановку «Луция Суллы» Моцарта весьма успешного и востребованного Кристофа Лоя, прошлым летом удачно «засветившегося» в Зальцбурге постановкой «Армиды». «Пеллеаса и Мелисанду» изысканно и философично интерпретировал антверпенец Гай Йоостен, несколько лет руководивший знаменитым «Талия-театром» в Гамбурге. А прошедшей зимой в репертуаре театра появилась «Коронация Поппеи» Монтеверди в постановке маститого Дэвида Маквикара.
Словом, в Копенгагене теперь работает самый цвет европейской оперной режиссуры, что придает музыкальной жизни Копенгагена оттенок бонтонности и заметно повышает статус оперы как жанра в представлении датчан.
В Датском королевском театре, естественно, считают своим долгом время от времени ставить датские оперы. В этом сезоне их было две: возобновление «Маскарада» Нильсена и мировая премьера новой детской оперы  «Братья Львиное Сердце». Пышный и дорогостоящий спектакль с кучей визуальных и световых эффектов театр подготовил к весне и наступлению детских каникул. А музыку сочинил Йоахим Хольбек по сюжетной канве малоизвестной повести Астрид Линдгрен.  Хольбек  успешно подвизается на ниве киномузыки. На территорию оперы  доселе не забредал ни разу – и было любопытно послушать, как он справится с оперной спецификой.
Приемы эффектного кинописьма идеально легли на волшебную сказку, полную чудес, огнедышащих драконов и восхитительно увлекательных сцен битв и погонь. Впрочем, сказка Линдгрен необычна: в ней отсутствует привычный happy-end. История кончается смертью доблестных братьев-героев, павших в борьбе за свободу. И это придает детскому спектаклю необычно депрессивный оттенок.
Главный сюжет структурно  вложен в краткий миг между прыжком братьев из охваченного огнем окна и их смертью. Йоханнес погибает от ожогов и переломов, Тьебак – от чахотки и потрясения, вызванного пожаром и смертью брата. Краткий Пролог – лишь заставка. Все последующее действие – это попытка угасающего сознания ребенка объяснить и оправдать ужасную потерю.  Тьебак,  умирая, придумывает красивую сказку, в финале которой он, подражая поведению брата в реальности, взваливает обожженное драконовым огнем тело Йоханнеса на плечи и прыгает с ним в бушующий водопад.
Что касается музыкальной составляющей, то оркестровые эпизоды у Хольбека вышли куда эффектней вокальных (дирижер – Томас Сондергаард). Вокальные партии героев сплошь выстроены на речитативах, однообразно долбящих одну, максимум – две соседних ноты. Да и вокала в опере немного: все диалоги – разговорные, и в массовых сценах речь преобладает над пением.
Главное достоинство постановки – это, конечно, изобретательная сценография, световые эффекты и фантастические костюмы. В спектакле в один миг громоздятся горы и текут реки; пышные облака плывут по небу, скачут призрачные кони и летают огромные голуби. Взметается ввысь пламя  и шумит водопад. Красочные, яркие декорации с веселенькими домиками за белым штакетником, зеленый луг, синее небо и цветущие вишневые сады утешают детские сердца, а визуальные «примочки» превращают зрелище в высококлассное супер-шоу. Датским деткам спектакль понравился. Так что игра стоила свеч: «Братья Львиное Сердце» явно станет одним из самых посещаемых спектаклей.
Гюля Садыхова, Копенгаген
Курс ЦБ
Курс Доллара США
105.06
1.27 (1.21%)
Курс Евро
110.49
1.624 (1.47%)
Погода
Сегодня,
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+3
Облачно
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь