Экономика

ТЭЦ по имени Солнце

23 апреля
Одна из любимых тем европейских телеканалов – о путях развития в Европе солнечной энергетики: где сколько поставлено солнечных батарей, как быстро они окупаются, насколько благодаря им снижается выброс в атмосферу парниковых газов. Россия в этих репортажах не фигурирует. Но скоро это изменится.

Именно в России – под Петербургом, в городе Сосновый Бор, рядом с Ленинградской атомной станцией – будет построен завод, который обеспечит половину мировой потребности в кремниевых пластинах для солнечных батарей. Причем российский кремний будет чище и технологичней, чем тот, что используется в мире сейчас. Это не просто инновации, а супервысокие технологии, которых так остро не хватает стране.
При этом новое предприятие имеет весь набор проблем и заморочек, которыми сопровождается любой крупный российский проект: что производство чугунных болванок, что выпуск поликремниевых и еще более высокотехнологичных монокремниевых пластин.
Генеральный директор международного научного центра «Энергия Солнца» и руководитель проекта «Балтийская кремниевая долина (БКД) – ПОЛИСИЛ» Владимир Липканский говорит, что глобальный замысел проекта – повышение уровня энергетической безопасности страны, создание альтернативы традиционным источникам энергии. Выбор Соснового Бора для размещения данного проекта был, разумеется, не случайным. Можно сказать, что над этой точкой на карте страны благоприятно сошлись звезды: она имеет выгодные географические параметры, здесь имеется надежный источник электроэнергии (ЛАЭС) и, что немаловажно, есть свои готовые высокопрофессиональные кадры. Производство запланированного продукта будет относительно недорогим, а сам продукт – высококачественным.
В свое время именно о таком варианте размещения проекта мечтал известный физик, нобелевский лауреат академик Александр Прохоров. Он же и начинал продвигать его на правительственном уровне, но обстоятельства 90-х годов помешали ему это сделать. И вот только теперь эта мечта Прохорова начинает воплощаться в жизнь.
Вначале планировалось производить ежегодно по 2 тысячи тонн поликремния, но, проанализировав тенденции на мировом рынке, инициаторы проекта увеличили плановый объем в десять раз. Таким образом, общий годовой объем за восемь лет от начала реализации проекта должен быть доведен до 20 тысяч тонн – на сегодняшний день это половина объема мирового рынка.
Специалисты провели большую подготовительную работу, определили место размещения завода по производству поликристаллического кремния, из которого впоследствии будут выращиваться монокристаллы для высокоэффективных солнечных батарей, рассчитанных на использование в течение 100 лет! Рабочие документы прошли международную экспертизу, успешно проведены переговоры с ведущими европейскими компаниями об условиях участия в проекте.  
Весь проект основан и продолжает развиваться исключительно на частной инициативе. Его инициаторы изначально не ставили вопрос о получении государственных субсидий. Когда бизнес ориентирован на успех и хорошо продуман, вопрос об участии государства, как правило, не стоит. Но от государства зависит «фактор времени», который может повлиять на бизнес-план.
С 2004 года в мире начался бум строительства кремниевых заводов, на рынке появляются все новые и новые игроки. Их было бы еще больше, если бы не серьезная проблема, с которой они сталкиваются. Работа с поликристаллическим кремнием, а это один из самых чистых материалов в мире, требует особых технологий. Речь идет о сложном и очень энергоемком производстве. И такие возможности в Сосновом Бору есть. Они позволяют в содружестве с Ленинградской АЭС получать кремний фантастической чистоты – 99,999999 процента. Специалисты утверждают, что еще совсем недавно четыре девятки после запятой было пределом мечтаний, и получение очередной девятки приравнивается к научно-производственному подвигу.  
Из сказанного следует: мы умеем производить чистейший в мире кремний и этим производством можем завоевать одно из ведущих мест на мировом рынке. Но при этом не можем оперативно, без традиционных бюрократических заморочек и проволочек получить под это производство кусок земли. Конечно, в конце концов этот риф будет пройден – но время будет упущено: конкуренты тоже ведь не спят.
Авторы проекта говорят, что неразрешимых проблем у них нет. Денег от государства они не просят, каких-то особых преференций тоже. Но вот моральная, организационная поддержка была бы кстати – просто чтобы шестерни неторопливого государственного механизма согласований и разрешений крутились побыстрее. При этом они имеют в виду не только свое будущее предприятие, а всю нашу прикладную науку и те предприятия, что она может создать.
Механизм поддержки государственно значимых проектов вроде бы есть. Но воспользоваться помощью Инвестиционного фонда могут только те, кто имеет большие возможности по привлечению начального капитала. Получение венчурного инвестирования тоже проблематично. Потому-то зачастую новые проекты вынуждены прибегать к обычной системе банковского кредитования под очень высокие проценты и залоги – со всеми исходящими отсюда последствиями.
А про корпорации… там тоже много вопросов. Бизнес развивается там, где вызрели перспективные идеи, а не там, где просто много денег.
Если стране нужна та или иная отрасль, для ее развития необходимо создать режим наибольшего благоприятствования, который бы позволял, пусть отчасти, сократить издержки на этапе развития, получать некие преференции – в налогообложении, в упрощении бюрократических процедур, в сокращении излишних финансовых рисков посредством передачи в аренду земли, зданий без проведения конкурсных процедур и т. д. Формы проявления интереса государства к тому или иному важному для страны проекту могут быть разными. Но они должны быть. Ирина Алябьева
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
23 ноября
суббота
-1
Ясно
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+1
Слабый дождь