Культура

Вячеслав Тельнов: «Студия уже совершенно рентабельна»

23 апреля
Целый год «НВ» в преддверии юбилея одной из известнейших в мире киностудий рассказывало об истории и современности «Ленфильма». На десерт мы оставили разговор с человеком, который как никто другой знает о планах и перспективах развития студии, на котором лежит огромная ответственность за ее настоящее и будущее. Но первый вопрос, который «НВ» адресовало генеральному директору «Ленфильма» Вячеславу Тельнову, был связан не с концепцией развития и не с кинопроизводством, а с причинами переноса основных юбилейных торжеств с 30 апреля на конец лета.

–Мы решили отметить 90-летие «Ленфильма» в августе, когда традиционно празднуется День кино, – поясняет Вячеслав Николаевич. – 2008 год сплошь состоит из юбилеев – «Ленфильма», режиссеров Виталия Мельникова, Сергея Микаэляна, Виктора Соколова, Евгения Татарского. В октябре – 100 лет создания первого российского фильма «Понизовая вольница», премьера которого состоялась неподалеку от нашей студии. Фактически весь этот год – череда юбилейных событий. Хотя мы, конечно, не забываем и о производстве. К тому же как раз к сентябрю отремонтируем фасад, коридоры, на студию будет приятно зайти и гостей пригласить не стыдно. Уже сейчас облагорожен коридор между павильонами, его мы украсили кадрами знаменитых наших картин. Но над внешним видом старейшей кинофабрики еще нужно поработать. Полным ходом идет модернизация звукотехнического комплекса, по окончании которой студия по звукооснащению выйдет на мировой уровень.

– Можно ли хотя бы в общих чертах узнать, где и как будет проходить торжество?
– Основные торжества пройдут в четвертом павильоне киностудии, бывшем театре «Аквариум», где в 1896 году состоялся первый киносеанс в России. Построим декорации, придумаем какой-то необычный сценарий, соединяющий в себе картинки из истории и современности «Ленфильма». Режиссером праздника будет Александр Поздняков. Сейчас он как раз работает над сценарием, оттачивает последние детали.

– Вероятно, список приглашенных будет огромен…
– Естественно! Другое дело, что присутствие того или иного гостя в конце концов зависит от его личной занятости. Надеемся, что найдут время приехать первые лица нашего государства. Очень хочется видеть Валентину Ивановну Матвиенко, которая энергично поддерживает позицию киностудии и помогает нам в разрешении различных вопросов, в том числе и политических.

– И какова сегодня ситуация с политическими вопросами?
– Думаю, в середине мая мы уже де-юре получим подтверждение окончательного исключения киностудии из прогнозного плана приватизации. На словах мы уже его получили, есть даже протокол заседания правительства по этому вопросу. Губернатор Валентина Матвиенко подписала письмо в адрес премьер-министра Виктора Зубкова с предложением включить «Ленфильм» в список стратегических объектов, не подлежащих приватизации. В этом нас поддерживает и избранный президент Дмитрий Медведев. Мало того, Дмитрий Анатольевич сказал, что «Ленфильм» должен стать лучшей студией в мире. Вот эти наказы мы и будем выполнять. 24 апреля состоится ежегодный совет директоров, на котором я буду докладывать о концепции развития киностудии. Логическим завершением этого плана, рассчитанного на пять лет, станет появление на базе старой студии современной конкурентоспособной кинофабрики, оказывающей полный комплекс услуг в области кинопроизводства, начиная от написания сценариев до печатания копий фильмов. Это если о концепции кратко. Если говорить чуть подробнее, то у нас предусмотрено создание музея кино, двухзального кинотеатра, ремонт и реставрация павильонов, расконсервация павильонов на нашей площадке в Сосновой Поляне, закупка новейшей аппаратуры, запуск цеха по обработке пленки. Но не стоит ждать, что все это произойдет за год, чудес не бывает. Такие масштабные цели достигаются постепенно.

– Как вы охарактеризуете нынешнее состояние «Ленфильма»?
– Студия уже совершенно рентабельна. На сегодня мы обслуживаем 45 фильмов. У нас большой портфель сценариев. В этом году в запуске шесть картин собственного производства и четыре совместных с другими киностудиями. Это фильм Лидии Бобровой «Верую», картина режиссера Станислава Митина «Черный ход», три режиссерских дебюта, приключенческий фильм Сергея Дебижева с впечатляющими съемками в Камбодже «Сезон дождей». В числе совместных проектов картина Алексея Германа-младшего «Отряд», исторический детектив «Предел ангела», скоро будет запущена комедия «Лимузин». Ведем переговоры с польскими коллегами о совместном производстве масштабной исторической картины о Лже-дмитрии. Рассматривается возможность создания фильма-катастрофы о Чернобыле совместно с немецкими кинематографистами. В планах на следующий год новые проекты наших замечательных режиссеров Сергея Овчарова, Александра Рогожкина, Виталия Мельникова и многих других. Не так давно у нас состоялось импровизированное собрание творцов – все высказали желание работать на «Ленфильме». Ведь все начинали именно здесь, в этих старых стенах.
В сентябре будет сформирован пакет сценариев, с которыми мы будем работать в 2009 году. Так что сегодня «Ленфильм» практически полностью загружен, нужно потихоньку студию модернизировать. Истерические причитания о гибели студии, очень популярные год-два назад, остались в прошлом – студия возрождается, о «Ленфильме» говорят с надеждой. Более того, в сознании сотрудников студии произошли изменения. Они уже не сидят в ожидании, что «Ленфильм» вот-вот закроют, а спокойно работают, не боясь строить самые смелые планы. Это очень большое достижение – сохранение коллектива, традиций, духа нашего «Ленфильма». Ведь у нас на студии работают «штучные» специалисты – инженеры, бутафоры, декораторы, гримеры, художники. Они все равно остаются здесь, потому что здесь их корни.

– Не могу не спросить о «цене вопроса» и источниках финансирования развития студии…
– Этот вопрос сейчас как раз обсуждается. Есть ряд вариантов. Это может быть и целевая бюджетная программа, и заемные деньги. Можно взять аппаратуру в лизинг или же пожертвовать частью собственных активов, например каким-то куском нашей площадки в Сосновой Поляне, чтобы инвестировать полученные средства в высокорентабельные цеха, которые будут приносить прибыль немедленно. В итоге нужно добиться того, чтобы мы были самодостаточны. Что касается цифр, на первое время требуется порядка 10 миллионов долларов. Всего же на реализацию всех планов определена сумма в 87 миллионов долларов. Сейчас нужно какую-то часть инвестировать, а дальше мы потихоньку сами начнем изыскивать средства на развитие и модернизацию. Настроены позитивно, хотя, конечно, трудности будут. Да они и сейчас есть. Как есть и те, кто выступает против отмены приватизации, кто считает, что все нужно пустить с молотка, а мы тут занимаемся прожектерством. Наверное, если рассматривать студию только как коммерческую площадку, расположенную в выгодном месте, «Ленфильм» представляет особый интерес для коммерсантов. Но нельзя забывать, что это – история нашей страны, ее культурное наследие, которое при определенных усилиях может быть еще и высокорентабельным предприятием.

– Вы сразу согласились возглавить «Ленфильм», когда вам сделали такое предложение? Ведь в ту пору на студии не все было гладко…
– Я тогда работал на преуспевающем предприятии – Петербургской студии документальных фильмов, и, конечно, для меня такое предложение стало большой неожиданностью. По большому счету, я был в тот момент далек от дел «Ленфильма», а о том, что у студии немало проблем, знал в основном по публикациям в прессе. Поэтому поначалу у меня какие-то сомнения были. Потом я посчитал, что вопрос с моим назначением уже затих, как вдруг он резко, чуть ли не в приказном порядке возник вновь, и я оказался в директорском кресле «Ленфильма».

– У вас тогда не было ощущения, что это «расстрельная» должность?
– Нет. Скажу честно: шел я с осознанием того, что трудности будут. Но чтобы такие, да еще и в первые два месяца! Каждый день – какие-то проблемы, негативные публикации, связанные с приватизацией, недвижимостью. К тому же в то время у студии были огромные долги… О грядущей приватизации мы вообще случайно узнали из интернета. Если бы не эта случайность, могло бы произойти так, что однажды мы увидели бы на дверях студии амбарный замок. Потому-то и начали, получив поддержку и в совете директоров, и у губернатора Петербурга, кампанию по исключению из планов приватизации. Хотелось бы, чтобы все в конце концов разрешилось в пользу старейшей киностудии страны. Думаю, у нас в стране достаточно здравых умов, чтобы понимать, что «Ленфильм» – не просто какая-то земельная площадь в выгодном месте, но колыбель российского кинематографа, уникальный творческий организм с традициями, которым почти целый век.

Беседовала Анна Кострова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
105.06
1.27 (1.21%)
Курс Евро
110.49
1.624 (1.47%)
Погода
Сегодня,
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Облачно
29 ноября
пятница
+3
Слабый дождь