Общество
«Стрелялкам» объявят бой
24 апреля
Недавно депутаты Законодательного собрания Петербурга приняли в первом чтении законопроект, касающийся распространения печатной, аудио-, видео- и прочей продукции, которая может нанести моральный или физический вред детям до 16 лет. Депутаты приняли законопроект только со второй попытки, оставив время на поправки до 1 июня.
Для начала корреспондент «НВ» в дни школьных каникул отправился в компьютерный клуб в центре города – поиграть в жестокие компьютерные игры и разобраться, какой вред они наносят молодому поколению.
В полдень в залитом солнцем зале сидели три-четыре сосредоточенных студента. Погрузившись в игру, они не издавали ни звука. К тому же на каждом компьютере висело предупреждение – за матерную брань положен штраф.
Первая попытка загрузить модную нынче «стрелялку», основанную на событиях Второй мировой, Call of Duty («По зову долга»), закончилась зависшим компьютером. Не успела я позвать на помощь администратора, как ко мне подбежали два восьмилетних мальчика и мгновенно перезагрузили игру. И вот я вместе с Серым ползу по окопам, выполняя задания офицера Владимира.
– Когда уже начнем убивать людей? – спрашиваю.
– Что вы, это тяжелое зрелище, вам нельзя на такое смотреть. Стреляйте пока по тарелкам.
В итоге минут через пятнадцать меня настигает вражеская пуля, и со словами: «Позор!» – геймеры испаряются из поля моего зрения, потеряв ко мне всяческий интерес…
…В упомянутом законопроекте идет речь о создании межведомственной комиссии, которая будет проводить экспертизу потенциально опасной продукции. С одной стороны, она будет касаться качества материалов, из которых сделаны товары (например, в состав игрушки могут входить аллергенные красители или вредные материалы), с другой – содержания фильмов, журналов и особенно компьютерных игр, прививающих жестокость, неуважение к общественным ценностям и нормам морали.
По идее инициаторов законопроекта, создание комиссии, которая может передавать материалы экспертизы в СМИ, должно оказать положительный эффект, несмотря на то что единственное, что может комиссия, – говорить об опасности такого рода продукции и клеймить позором предпринимателей.
Между тем в мировой практике уже бывали попытки законодательно запретить продажу несовершеннолетним жестоких компьютерных игр. Такие законы принимались, например, в Греции и США. Однако впоследствии они были отменены из-за недостаточной научной доказанности опасности компьютерных игр. Получается, что такая очевидная вещь, как негативное влияние жестоких игр на психику и поведение ребенка, наталкивается на необходимость доказательства этого влияния при принятии закона.
Понятно, что создатели игрушек подчиняются законам спроса, а потребность в «убивалках» и «бродилках» у современных детей, не воюющих на палках во дворах, велика. Количество и качество таких игрушек растет, усложняется их тематическое содержание. Вот, например, описание новинки Assasin’s Creed: «Представьте – конец XII века, Иерусалим, самый разгар Третьего крестового похода. Здесь живут десятки тысяч людей разных культур, религий и цивилизаций. Но среди них бродят таинственные воины, называющие себя «ассасинами». Это профессиональные киллеры в Святой земле». На этом историческая часть заканчивается и начинается описание «вкусного»: самый смак – это постановочные сцены убийства врагов, и чем дольше вы играете, тем разнообразнее и зрелищнее становятся приемы. Стоит упомянуть, что ассасины действительно существовали и были настолько жестокими убийцами, что их название вошло во французский язык как нарицательное. И вот из этих чудовищ сделали героев детских игр.
Сможет ли новый законопроект стать эффективным средством в борьбе с жестокостью, покажет время. Но очевидно, что «таблетки от жестокости» надо давать детям еще в грудном возрасте, с молоком матери. Чтобы не доводить до законодательных и уголовных дел.
прямая речь
Глеб Яльчик, руководитель игрового отдела Create Studio, фирмы – разработчика программных продуктов:
– Мы читаем книги, в которых описывается насилие, мы смотрим фильмы, в которых есть насилие, мы смотрим новости, читаем газеты, слушаем рассказы знакомых – и везде встречаем насилие. Чем игры хуже? Тогда уж надо запретить все. Вот играют дети в «войнушку» – и никто не говорит, что это плохо. И взрослые развлекаются точно так же – играют в пейнтбол, например. И опять же, никто не говорит, что это плохо.
Юрий Некрасов, директор фирмы-разработчика CrioLand:
– Человек в своей основе – хищник. Более-менее цивилизованным он стал совсем недавно. Биологический возраст вида существенно больше. Частью (хоть и небольшой) рефлексов, реакций и даже системой ценностей человек остался зверем. Прятать это можно, но глупо: где-нибудь все равно вылезет. Лучше эти элементы выводить из реальной жизни в виртуальную. Реальная жизнь – это тоже беспрерывная борьба за существование.
Ирина Сазонова, подростковый психолог:
– По поводу того, как относиться к «стрелялкам», есть две взаимоисключающие точки зрения.
Приверженцы первой утверждают, что ребенок, расстреливая монстров-инопланетян, избавляется от фрустрации, накопленной за день. Агрессия, мол, присутствует у всех, и дать ей выход – святое дело! Да, никто не спорит, побеждать, учиться выдержке и быстрой, молниеносной реакции – это неоспоримые плюсы компьютерных игр. Тем более, как утверждает наука, каждая личность в общем-то и должна обладать определенной степенью агрессии, которая является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека. В игре же, где у него есть подчиненные, ребенок «отрабатывает» нарождающиеся лидерские тенденции.
Но есть и противоположный взгляд. Многие специалисты предупреждают об опасности варварских, бесчеловечных игр, в которых детей приглашают участвовать в убийствах, воровстве и грабежах, в которых причинение вреда не только каким-то чудищам, но и людям – норма.
Как известно, сдерживающим фактором, противоположным агрессивному поведению, являются такие человеческие проявления, как эмпатия и идентификация, то есть то, что способствует пониманию другого человека, сопереживанию. Озадачивают ли себя производители компьютерных игр такими вещами, как воспитание этих проявлений? Похоже, что нет. А ведь важно именно в детстве научиться воспринимать другого человека как уникальную ценность, как личность, которую следует уважать.
Камилла Нигматуллина
Для начала корреспондент «НВ» в дни школьных каникул отправился в компьютерный клуб в центре города – поиграть в жестокие компьютерные игры и разобраться, какой вред они наносят молодому поколению.
В полдень в залитом солнцем зале сидели три-четыре сосредоточенных студента. Погрузившись в игру, они не издавали ни звука. К тому же на каждом компьютере висело предупреждение – за матерную брань положен штраф.
Первая попытка загрузить модную нынче «стрелялку», основанную на событиях Второй мировой, Call of Duty («По зову долга»), закончилась зависшим компьютером. Не успела я позвать на помощь администратора, как ко мне подбежали два восьмилетних мальчика и мгновенно перезагрузили игру. И вот я вместе с Серым ползу по окопам, выполняя задания офицера Владимира.
– Когда уже начнем убивать людей? – спрашиваю.
– Что вы, это тяжелое зрелище, вам нельзя на такое смотреть. Стреляйте пока по тарелкам.
В итоге минут через пятнадцать меня настигает вражеская пуля, и со словами: «Позор!» – геймеры испаряются из поля моего зрения, потеряв ко мне всяческий интерес…
…В упомянутом законопроекте идет речь о создании межведомственной комиссии, которая будет проводить экспертизу потенциально опасной продукции. С одной стороны, она будет касаться качества материалов, из которых сделаны товары (например, в состав игрушки могут входить аллергенные красители или вредные материалы), с другой – содержания фильмов, журналов и особенно компьютерных игр, прививающих жестокость, неуважение к общественным ценностям и нормам морали.
По идее инициаторов законопроекта, создание комиссии, которая может передавать материалы экспертизы в СМИ, должно оказать положительный эффект, несмотря на то что единственное, что может комиссия, – говорить об опасности такого рода продукции и клеймить позором предпринимателей.
Между тем в мировой практике уже бывали попытки законодательно запретить продажу несовершеннолетним жестоких компьютерных игр. Такие законы принимались, например, в Греции и США. Однако впоследствии они были отменены из-за недостаточной научной доказанности опасности компьютерных игр. Получается, что такая очевидная вещь, как негативное влияние жестоких игр на психику и поведение ребенка, наталкивается на необходимость доказательства этого влияния при принятии закона.
Понятно, что создатели игрушек подчиняются законам спроса, а потребность в «убивалках» и «бродилках» у современных детей, не воюющих на палках во дворах, велика. Количество и качество таких игрушек растет, усложняется их тематическое содержание. Вот, например, описание новинки Assasin’s Creed: «Представьте – конец XII века, Иерусалим, самый разгар Третьего крестового похода. Здесь живут десятки тысяч людей разных культур, религий и цивилизаций. Но среди них бродят таинственные воины, называющие себя «ассасинами». Это профессиональные киллеры в Святой земле». На этом историческая часть заканчивается и начинается описание «вкусного»: самый смак – это постановочные сцены убийства врагов, и чем дольше вы играете, тем разнообразнее и зрелищнее становятся приемы. Стоит упомянуть, что ассасины действительно существовали и были настолько жестокими убийцами, что их название вошло во французский язык как нарицательное. И вот из этих чудовищ сделали героев детских игр.
Сможет ли новый законопроект стать эффективным средством в борьбе с жестокостью, покажет время. Но очевидно, что «таблетки от жестокости» надо давать детям еще в грудном возрасте, с молоком матери. Чтобы не доводить до законодательных и уголовных дел.
прямая речь
Глеб Яльчик, руководитель игрового отдела Create Studio, фирмы – разработчика программных продуктов:
– Мы читаем книги, в которых описывается насилие, мы смотрим фильмы, в которых есть насилие, мы смотрим новости, читаем газеты, слушаем рассказы знакомых – и везде встречаем насилие. Чем игры хуже? Тогда уж надо запретить все. Вот играют дети в «войнушку» – и никто не говорит, что это плохо. И взрослые развлекаются точно так же – играют в пейнтбол, например. И опять же, никто не говорит, что это плохо.
Юрий Некрасов, директор фирмы-разработчика CrioLand:
– Человек в своей основе – хищник. Более-менее цивилизованным он стал совсем недавно. Биологический возраст вида существенно больше. Частью (хоть и небольшой) рефлексов, реакций и даже системой ценностей человек остался зверем. Прятать это можно, но глупо: где-нибудь все равно вылезет. Лучше эти элементы выводить из реальной жизни в виртуальную. Реальная жизнь – это тоже беспрерывная борьба за существование.
Ирина Сазонова, подростковый психолог:
– По поводу того, как относиться к «стрелялкам», есть две взаимоисключающие точки зрения.
Приверженцы первой утверждают, что ребенок, расстреливая монстров-инопланетян, избавляется от фрустрации, накопленной за день. Агрессия, мол, присутствует у всех, и дать ей выход – святое дело! Да, никто не спорит, побеждать, учиться выдержке и быстрой, молниеносной реакции – это неоспоримые плюсы компьютерных игр. Тем более, как утверждает наука, каждая личность в общем-то и должна обладать определенной степенью агрессии, которая является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека. В игре же, где у него есть подчиненные, ребенок «отрабатывает» нарождающиеся лидерские тенденции.
Но есть и противоположный взгляд. Многие специалисты предупреждают об опасности варварских, бесчеловечных игр, в которых детей приглашают участвовать в убийствах, воровстве и грабежах, в которых причинение вреда не только каким-то чудищам, но и людям – норма.
Как известно, сдерживающим фактором, противоположным агрессивному поведению, являются такие человеческие проявления, как эмпатия и идентификация, то есть то, что способствует пониманию другого человека, сопереживанию. Озадачивают ли себя производители компьютерных игр такими вещами, как воспитание этих проявлений? Похоже, что нет. А ведь важно именно в детстве научиться воспринимать другого человека как уникальную ценность, как личность, которую следует уважать.
Камилла Нигматуллина