Экономика

ГЛОНАСС, да не про нас

15 май
На протяжении десяти лет в космических делах России царил застой. Но после генерального разноса, устроенного в апреле Роскосмосу Владимиром Путиным, началось ускоренное пополнение группировки российских спутников ГЛОНАСС (Глобальной навигационной спутниковой системы). В частности, перенесены на более ранние сроки даты шести запусков. Кроме того,  правительство обязало более десятка министерств подключиться к программе. Сегодня на орбите находятся 14 наших навигационных спутников. К концу года их будет 18 (в сроках сомневаться больше не приходится) – что достаточно для покрытия всей территории страны. В 2010 году группировка достигнет 24 единиц. По расчетам специалистов, этого хватит  практически для всей территории Земли (отечественные спутники – более широкополосные, чем западные модели, но некоторые отечественные специалисты говорят о необходимости 30 единиц – с учетом резервных). Таким образом, ГЛОНАСС уже к концу этого года должна на равных начать конкуренцию с американской навигационной системой GPS и европейской Galileo, которая только создается, но по точности определения координат будет превосходить американскую.
Но должна не значит, что сумеет. Рынок космических услуг определяется не только количеством спутников, а множеством факторов, в первую очередь наземных. Как же он сегодня выглядит?

Безусловный лидер – 35-летняя GPS
Пока что безусловным лидером в области навигационных систем является американская GPS, которая стартовала в 1973 году под названием «Навстар – GPS» и должна была служить интересам в первую очередь  американских военно-морских сил. Правда, развернулась в  полную силу она только в 1995 году. К этому моменту на орбиту было выведено 30 спутников, которые могли моментально выдать координаты любого объекта на Земле, его высоту и скорость передвижения с точностью до десяти метров. Американцы сразу же решили предоставлять космическую информацию о координатах объектов бесплатно.   Ведь система создавалась за бюджетные деньги.  Зато заработал на этом американский частный бизнес, который  начал выпускать аппаратуру для наземного приема этой информации, предлагая, разумеется не бесплатно, приборы для получения координат  – навигаторы.
Новая услуга понравилась и судовладельцам, и автомобилистам, да и простым путешественникам, которые охотно стали раскупать новинку. В результате на сегодняшний день в мире насчитывается более 100 фирм, продающие навигаторы, настроенные на частоты GPS, самых различных модификаций. Оборот этого рынка оценивается несколькими миллиардами долларов в год, так как эти приборы используются в самых различных отраслях. Входит в моду установка космических датчиков на железнодорожных вагонах, на автотрейлерах, что позволяет грузоперевозчикам отслеживать все передвижения своего товара. В морских портах навигационные системы ставят на контейнеры, чтобы без проблем найти нужный среди тысяч ему подобных. За давностью лет и закрытостью цифр сложно сказать, во сколько американцам обошлось создание GPS, но несомненно, что она окупается.

Евросоюз тоже хочет получить свою долю космического пирога
Но полной монополии на эти услуги  США могут и не получить. В первую очередь из-за желания Евросоюза отрезать,  хоть и с опозданием, свою долю пирога. В 2004 году страны ЕС начали реализацию собственного аналогичного проекта Galileo, который полномасштабно начнет работать в этом году. Кстати, Россия приложила свои усилия к ее реализации, выведя в конце апреля на орбиту ключевые спутники европейской системы.
Основная цель этой программы не военная, а коммерческая. При каждом удобном случае европейцы подчеркивают, что, затратив на проект около 3 миллиардов долларов, они со следующего года надеются получать от нее по 200 миллионов отдачи в год (косвенный экономический выигрыш – от повышения качества перевозок, навигации, обсчитать невозможно, как, например, трудно определить экономический эффект от хороших дорог).  В этой системе тоже два уровня точности – около 20 метров  и до двух метров (лучше, чем у американцев).
Принципиально важно, что технологически наземное приемное оборудование европейцев будет стыкуемо с GPS. В результате предпринимателям будет выгодно настраивать продаваемые навигаторы без особой доработки на обе системы: европейскую и американскую. Потребителю тоже выгодно: ему все равно, кто передает ему координаты, главное, чтобы они были бесперебойными и точными. Так что у европейцев есть неплохие шансы побороться за рынок с заокеанскими партнерами – конкурентами.

Нашу телегу запрягают уже четверть века

Наша страна начала «запрягать свою телегу» под названием ГЛОНАСС  в советские времена – в 1982 году. Естественно, ни о каком гражданском назначении и прибылях речи быть не могло. Полная орбитальная группировка спутников этой системы –
24 космических аппарата, которые способны были обслуживать всю земную поверхность – была выведена на орбиту лишь в 1995 году из-за известных всем перипетий начала того десятилетия. Понятно, что произведенная в «переломную» эпоху техника была не самого лучшего качества. Спутниковые системы навигации  стали отказывать, и космические аппараты стали постепенно снимать с орбиты.
Кризис ГЛОНАСС пришелся на прошлый год, когда на орбите осталось всего 11 спутников, притом что минимальное их количество должно быть  18 – тогда они покрывают все зоны нашей «необъятной». А ведь спутники – основная часть всей системы: без них никакая навигационная аппаратура работать не будет.
Чтобы не допустить полного паралича ГЛОНАСС, правительство России решило в 2006 году частично перевести ее на коммерческие рельсы, дав возможность заработать на ее использовании отечественному бизнесу по примеру европейцев и американцев. Однако для этого Роскосмос должен был в прошлом же году запустить сразу несколько спутников системы, чтобы довести их количество до минимальных 18. Но это не получилось. Наши космические власти  невнятно настаивали на недостатке финансирования со стороны государства: мол, 70 процентов всего бюджета уходит на достройку российской части МКС.  Однако разобраться в справедливости их аргументов достаточно сложно, так как не вышли на орбиту по вине этого ведомства и несколько зарубежных спутников, за запуск которых иностранцы заплатили немалые деньги. И лишь в начале этого года орбитальная группировка ГЛОНАСС начала пополняться, а затем взлетели и европейцы.

Все дело в цене

Однако восстановление орбитальной группировки – это решение меньшей половины проблемы ГЛОНАСС. Большая будет решаться на Земле. Необходимо сделать так, чтобы предпринимателям было выгодно выпускать навигаторы, настроенные на нашу систему, а у потребителей они  пользовались спросом. А вот с этим возникли сложности. В первую очередь из-за разницы технологий формирования американского и нашего сигнала от спутника. В результате если производитель захочет выпустить навигатор, работающий с двумя системами (GPS/ГЛОНАСС), то ему потребуется два разных комплекта аппаратуры – они технологически несовместимы. Именно поэтому европейцы в целях экономии так цеплялись за  совместимость с GPS.
Кроме того, те навигаторы, которые разрабатываются в военных целях, всегда  дороже гражданских вариантов. Как отметил в беседе со мной один из производителей навигаторов, «пока приемники для нас остаются «золотыми» и снизить их стоимость никак не удается».  То есть если простейший прибор GPS можно приобрести за 200–300 долларов, а нормальный для автомобилиста – около 500, то цена наших никак не снижается ниже 1000. В России их выпускают всего три фирмы (четвертая освоила приемники для GPS). Разумеется, не считая тех, что работают на армию и о цене не думают. Поэтому большинство россиян, которым требуется точная навигация, пользуются американской системой, поскольку у нее только один крупный недостаток – у производителей этих приемников нет карт большей части российской территории. Так что где-нибудь на просторах Сибири вы сможете увидеть свою точку на экране, но  сам экран будет представлять собой белое пятно.
Чтобы наладить производство нормальных, то есть приемлемых по цене приемников, в дело пошел административный ресурс. В начале мая правительство в приказном порядке обязало 11 министерств России подключиться к созданию наземной аппаратуры для приемников системы ГЛОНАСС. Часть из них должна приложить усилия, чтобы найти способы доработки оборудования, чтобы оно стало дешевле, а часть – найти применение этой технике в  своих недрах. Это может стать определенным толчком к развитию наземной техники ГЛОНАСС, но только для весьма узкого круга пользователей.
Говорить о реальной конкуренцией с GPS и Galileo можно будет только тогда, когда цена навигаторов для простых граждан будет более-менее сравнима. Но и то – только на территории России. Для привлечения же пользователей по миру нужно будет создавать другие преимущества, которых нет у американцев и европейцев.
Андрей Давлицаров
Курс ЦБ
Курс Доллара США
88.26
0.56 (0.63%)
Курс Евро
91.57
0.471 (-0.51%)
Погода
Сегодня,
28 февраля
пятница
+1
01 мартa
суббота
+1
Облачно
02 мартa
воскресенье
+1