Северо-Запад
Мавр сделал свое дело?
20 июня
Чем больше пытаешься разобраться в деле моряков архангельского тралфлота (АТФ), которых сейчас пытаются посадить в Испании, тем большее недоумение оно вызывает. Совершенно непонятно, как можно что-то ставить в вину людям, которые не только ничего не знали о партии наркотиков, которую они, ничего не ведая, подрядились было разгружать, но и ногой не успели ступить на судно, их перевозившее…
То и дело в различных местных и федеральных СМИ проходит очередная «горячая» информация по «испанскому» делу моряков. И зачастую информагенства противоречат друг другу... Именно так случилось, когда недавно по телевизионным каналам объявили о предъявлении российским морякам официального обвинения по завершении предварительного следствия. Но уже на следующий день после этого стало известно, что дело находится все на той же стадии – просто российский МИД вывесил на своем сайте данные с юридическим обоснованием испанской стороной самого факта задержания и заключения моряков под стражу.
Но во всей этой информационной шумихе как-то прошли стороной основополагающие вопросы: что же все-таки стоит за этой ситуацией и как такое могло случиться вообще?
Чтобы попытаться найти ответ на него, придется совершить небольшой экскурс в предысторию этой эпопеи.
Как российские суда застряли в Испании
Летом 2004 года траулеры «Юозас Алексонис», «Тралмейстер Могутов» и «Капитан Кононов» были арестованы мавританскими властями по иску местной компании Societe de Promotion de la Peche, владельцем которой является некий гражданин этой страны Аббас Бугурбаль. Суда в тот момент находились в аренде у панамской компании SMTB Shipmens Corporation, принадлежащей российскому гражданину Валерию Цукалову. Господин Бугурбаль предоставил в суд поддельные документы о кредитном долге АТФ его фирме. Вскоре по одностороннему решению мавританского суда траулеры перешли в собственность прыткого африканского господина.
Но через полтора года выяснилось, что это чистейшей воды афера, ловко провернутая Бугурболем совместно с россиянином Цукаловым. Аферистов объявили в международный розыск по линии Интерпола, а суда до выяснения обстоятельств были арестованы в Испании, где на тот момент находились.
В декабре 2007-го, по решению уже испанского суда, два из трех траулеров – «Юозас Алексонис» и «Тралмейстер Могутов» – возвращаются в собственность АТФ («Капитан Кононов» по халатности чиновника испанского порта, разрешившему арестованному судну покинуть пределы испанских территориальных вод, до сих пор находится в Намибии). Для ремонта пришедших за годы ареста в негодность судов тралфлот высылает дежурные экипажи. Моряки получили тральщики, мягко говоря, в неприглядном виде и принялись за работу.
Но уже в апреле, когда траулеры были готовы к транспортировке на специально оборудованную для дальнейшего (уже капитального) ремонта судоверфь, фирма разыскиваемого Бугурбаля, как юридическое лицо, подает в испанский суд апелляцию. А это значит, что корабли до нового разбирательства и вынесения повторного решения не могут покинуть испанский порт Уэльва. А новое решение может появиться и через полгода – таковы реалии испанской Фемиды. При этом экипажи продолжают свое ремонтное дежурство в обычном порядке…
Почему моряки подрядились на «халтуру»
Итак, российских моряков обвинили в контрабанде наркотиков. Вся же их вина заключается в том, что они собирались подработать на разгрузке одного иностранного судна, прибывшего в испанский порт.
Отметим, что по испанскому законодательству иностранным морякам подрабатывать строго запрещено. Впрочем, со слов рыбаков тралфлота, подобная практика у них широко распространена и даже негласно поощряется руководством. Но в этом случае перед отправкой в Уэльву экипажи были строго инструктированы, а капитан «Тралмейстера Могутова» Александр Пришва еще и сам объявил своим подчиненным, что любая «халтура» на стороне – только через его труп. Тем не менее вечером 13 мая на наших судах началась вербовка людей на разгрузку неизвестного судна, стоящего почему-то за пределами порта.
Кто занимался вербовкой членов экипажей – до сих пор тайна, покрытая мраком. Изначально проскользнула информация, что это был непосредственно капитан «Юозаса Алексониса» Леонид Шатерник. Но сам Шатерник, недавно вернувшийся в Архангельск, категорически это отрицает. В отношении капитана в настоящий момент в АТФ проводится служебное расследование, а получить достоверное подтверждение или опровержение его слов невозможно: старпом вместе со всеми остальными горе-подработчиками находится в испанской тюрьме.
Так кто же виноват в том, что 15 российских моряков в ночное время отправились разгружать неизвестно где пришвартованное и кому принадлежащее марокканское судно, на борту которого находился криминальный груз в виде 800 килограммов гашиша?
Этой информации нет до сих пор ни в нашем испанском консульстве, ни в российском МИДе, ни в руководстве тралфлота. Со значительной долей уверенности можно сказать только одно: наши моряки так и не приступили к разгрузке этого злополучного «марокканца». Их взяли на трассе по возвращении в порт, до этого три часа продержав в микроавтобусе на неизвестной стоянке, а потом еще почти столько же – на другой.
Еще с абсолютной уверенностью можно сказать, что капитан «Тралмейстера Могутова» Александр Пришва здесь вообще ни при чем. У него в тот день был выходной, который он проводил за пределами порта. Так что два члена его экипажа (остальные 13 были с «Алексониса») на шабашку отправились самовольно.
Кому это выгодно?
Вызывает недоумение сам факт задержания тралфлотовцев: если они даже рядом не стояли возле наркокурьерского корабля, то за что их отправили в тюрьму? За намерение поучаствовать в «левой» разгрузке? Максимум, что грозит по испанскому законодательству за сам факт незаконной подработки, – это административный штраф и депортация. А здесь и подработки-то не было! И откуда испанская полиция так своевременно узнала о намерении «подлевачить»?
Как версия, имеет право на жизнь предположение, что это кем-то спланированная акция по дискредитации России и конкретно архангельского тралфлота в период кассационного разбирательства. Пресловутое «наркосудно» ведь марроканское, то есть тоже из Африки, как и господин Бугурбаль. Уж не его ли и гражданина России Цукалова из всей этой истории уши торчат? Но тогда придется принять и то, что в этом каким-то образом замешены высшие чины Уэльвского правосудия. Неужели и в Испании коррупция так процветает? Опять вопрос остается без ответа...
Но есть и другие вопросы. Почему же АТФ хранил гробовое молчание? Ведь в информационный набат забили именно семьи моряков...
Николай Скворцов, собкор «НВ» в Архангельске
То и дело в различных местных и федеральных СМИ проходит очередная «горячая» информация по «испанскому» делу моряков. И зачастую информагенства противоречат друг другу... Именно так случилось, когда недавно по телевизионным каналам объявили о предъявлении российским морякам официального обвинения по завершении предварительного следствия. Но уже на следующий день после этого стало известно, что дело находится все на той же стадии – просто российский МИД вывесил на своем сайте данные с юридическим обоснованием испанской стороной самого факта задержания и заключения моряков под стражу.
Но во всей этой информационной шумихе как-то прошли стороной основополагающие вопросы: что же все-таки стоит за этой ситуацией и как такое могло случиться вообще?
Чтобы попытаться найти ответ на него, придется совершить небольшой экскурс в предысторию этой эпопеи.
Как российские суда застряли в Испании
Летом 2004 года траулеры «Юозас Алексонис», «Тралмейстер Могутов» и «Капитан Кононов» были арестованы мавританскими властями по иску местной компании Societe de Promotion de la Peche, владельцем которой является некий гражданин этой страны Аббас Бугурбаль. Суда в тот момент находились в аренде у панамской компании SMTB Shipmens Corporation, принадлежащей российскому гражданину Валерию Цукалову. Господин Бугурбаль предоставил в суд поддельные документы о кредитном долге АТФ его фирме. Вскоре по одностороннему решению мавританского суда траулеры перешли в собственность прыткого африканского господина.
Но через полтора года выяснилось, что это чистейшей воды афера, ловко провернутая Бугурболем совместно с россиянином Цукаловым. Аферистов объявили в международный розыск по линии Интерпола, а суда до выяснения обстоятельств были арестованы в Испании, где на тот момент находились.
В декабре 2007-го, по решению уже испанского суда, два из трех траулеров – «Юозас Алексонис» и «Тралмейстер Могутов» – возвращаются в собственность АТФ («Капитан Кононов» по халатности чиновника испанского порта, разрешившему арестованному судну покинуть пределы испанских территориальных вод, до сих пор находится в Намибии). Для ремонта пришедших за годы ареста в негодность судов тралфлот высылает дежурные экипажи. Моряки получили тральщики, мягко говоря, в неприглядном виде и принялись за работу.
Но уже в апреле, когда траулеры были готовы к транспортировке на специально оборудованную для дальнейшего (уже капитального) ремонта судоверфь, фирма разыскиваемого Бугурбаля, как юридическое лицо, подает в испанский суд апелляцию. А это значит, что корабли до нового разбирательства и вынесения повторного решения не могут покинуть испанский порт Уэльва. А новое решение может появиться и через полгода – таковы реалии испанской Фемиды. При этом экипажи продолжают свое ремонтное дежурство в обычном порядке…
Почему моряки подрядились на «халтуру»
Итак, российских моряков обвинили в контрабанде наркотиков. Вся же их вина заключается в том, что они собирались подработать на разгрузке одного иностранного судна, прибывшего в испанский порт.
Отметим, что по испанскому законодательству иностранным морякам подрабатывать строго запрещено. Впрочем, со слов рыбаков тралфлота, подобная практика у них широко распространена и даже негласно поощряется руководством. Но в этом случае перед отправкой в Уэльву экипажи были строго инструктированы, а капитан «Тралмейстера Могутова» Александр Пришва еще и сам объявил своим подчиненным, что любая «халтура» на стороне – только через его труп. Тем не менее вечером 13 мая на наших судах началась вербовка людей на разгрузку неизвестного судна, стоящего почему-то за пределами порта.
Кто занимался вербовкой членов экипажей – до сих пор тайна, покрытая мраком. Изначально проскользнула информация, что это был непосредственно капитан «Юозаса Алексониса» Леонид Шатерник. Но сам Шатерник, недавно вернувшийся в Архангельск, категорически это отрицает. В отношении капитана в настоящий момент в АТФ проводится служебное расследование, а получить достоверное подтверждение или опровержение его слов невозможно: старпом вместе со всеми остальными горе-подработчиками находится в испанской тюрьме.
Так кто же виноват в том, что 15 российских моряков в ночное время отправились разгружать неизвестно где пришвартованное и кому принадлежащее марокканское судно, на борту которого находился криминальный груз в виде 800 килограммов гашиша?
Этой информации нет до сих пор ни в нашем испанском консульстве, ни в российском МИДе, ни в руководстве тралфлота. Со значительной долей уверенности можно сказать только одно: наши моряки так и не приступили к разгрузке этого злополучного «марокканца». Их взяли на трассе по возвращении в порт, до этого три часа продержав в микроавтобусе на неизвестной стоянке, а потом еще почти столько же – на другой.
Еще с абсолютной уверенностью можно сказать, что капитан «Тралмейстера Могутова» Александр Пришва здесь вообще ни при чем. У него в тот день был выходной, который он проводил за пределами порта. Так что два члена его экипажа (остальные 13 были с «Алексониса») на шабашку отправились самовольно.
Кому это выгодно?
Вызывает недоумение сам факт задержания тралфлотовцев: если они даже рядом не стояли возле наркокурьерского корабля, то за что их отправили в тюрьму? За намерение поучаствовать в «левой» разгрузке? Максимум, что грозит по испанскому законодательству за сам факт незаконной подработки, – это административный штраф и депортация. А здесь и подработки-то не было! И откуда испанская полиция так своевременно узнала о намерении «подлевачить»?
Как версия, имеет право на жизнь предположение, что это кем-то спланированная акция по дискредитации России и конкретно архангельского тралфлота в период кассационного разбирательства. Пресловутое «наркосудно» ведь марроканское, то есть тоже из Африки, как и господин Бугурбаль. Уж не его ли и гражданина России Цукалова из всей этой истории уши торчат? Но тогда придется принять и то, что в этом каким-то образом замешены высшие чины Уэльвского правосудия. Неужели и в Испании коррупция так процветает? Опять вопрос остается без ответа...
Но есть и другие вопросы. Почему же АТФ хранил гробовое молчание? Ведь в информационный набат забили именно семьи моряков...
Николай Скворцов, собкор «НВ» в Архангельске