Культура
«С идеями надо бороться идеями»
04 июля
Недавно в Петербурге прошел XVIII ежегодный международный кинофестиваль документальных, короткометражных, игровых и анимационных фильмов «Послание к человеку». Среди прочих была представлена лента об Андрее Рублеве, привезенная знаменитым искусствоведом, патриархом отечественной реставрации Саввой Ямщиковым, который ответил на вопросы «НВ».
– Что вы можете сказать о фестивале?
– Фестиваль профессиональный, классный. В нем нет такой занудности, разнузданности и пошлости, как, например, на «Кинотавре». Это все результат так называемой перестройки, которая отбросила нас в яму.
– Вы так однозначно на это смотрите?
– Есть такое информационно-аналитическое агентство «Намакон», которое возглавляет Юрий Дроздов, генерал-майор КГБ в отставке. Так вот, согласно его исследованиям, потери за годы перестройки гораздо страшнее потерь СССР во Второй мировой войне! В войну мы были ранены в тело. Сейчас мы ранены в душу.
– Но после войны страна довольно быстро восстановилась.
– В войну мы еще имели генофонд той, настоящей России XIX века. России Аксакова, Тютчева, Достоевского, Леонтьева, Александра III… Благодаря этому генофонду мы выиграли войну, благодаря ему хитрый Сталин так сумел построить экономику, что мы чего-то добились. Я по себе знаю. Я стал тем, кто я есть, благодаря тому, что учился у людей, которые или сами работали еще до революции, или у их непосредственных учеников. Это и Николай Петрович Сычев, бывший директор Русского музея. Это и великий ученый Лев Николаевич Гумилев, у которого я учился и с которым дружил. Это и Виктор Никитич Лазарев, крупнейший специалист по византийскому, итальянскому возрожденческому и древнерусскому искусству. И масса других людей.
– Однако перестройка прошла, времена меняются…
– Сейчас мне звонят знакомые: «Савва, поздравляем! Твоя многолетняя борьба со Швыдким завершена. Ты победил!» А я говорю: «Ребята, это пиррова победа». Все замы у нового министра остались швыдковские. Новый министр – человек со стороны. Посмотрим, как он отнесется к тому, например, что в период министерства Швыдкого уничтожена усадьба «Абрамцево», бывшее имение Аксакова и Мамонтова... Что Швыдкой ликвидировал аттестационную комиссию по реставрации, которая для реставраторов была как МГУ… Что при Швыдком и его команде разрушался Псков, четыре года срывалась подготовка к юбилею Гоголя…
– Но юбилей все-таки будет?
– Только когда в прошлом году актер Василий Ливанов передал письмо Путину, указ о праздновании издали. А ведь в России нет ни одного музея Гоголя. Ни одного, я повторяю! В усадьбе на Никитском бульваре, где он прожил четыре года, где сжег «Мертвые души» и где умер, есть два крыла. В одном библиотека, а другое занимали какие-то шарашкины фабрики. Мы четыре года боролись за то, чтобы там был музей – в библиотеке и двух комнатах. Но эти две комнаты теперь уничтожены, там убран старинный паркет, положен мрамор, все зашито стеклопакетами и решетками…
Мы предложили восстановить по завещанию Гоголя его могилу, перенесенную с кладбища Данилова монастыря на Новодевичье. Сейчас там стоит бюст работы Томского «от советского правительства». Но Гоголь, как истинный христианин, завещал не ставить над своей могилой памятников, только крест и «голгофу» – камень, похожий очертаниями на гору, где совершилась жертва Христова. Теперь эта «голгофа» лежит на могиле Михаила Афанасьевича Булгакова, ее туда «Маргарита» – Елена Сергеевна перетащила. Мы сказали: «Не трогайте его». Потому что Булгаков всю жизнь обращался к Гоголю: «Учитель! Укрой меня своей чугунной шинелью». Он его и укрыл... А другой камень мы найдем, из Карелии привезем. Крест тоже стоит копейки.
Чиновники против. Они пальцем о палец не ударили, чтобы вышло собрание сочинений Гоголя. Или вот композитор Гена Гладков написал замечательную музыку к балету «Вий». Но средства идут на чудовищные постановки, где Хлестаков на сцене совокупляется с женой и дочкой городничего, где на коньках исполняют «Женитьбу»!
Мы принесли все наши предложения в министерство, предложили, чтобы председателем оргкомитета был Дмитрий Медведев, заместителями министр культуры Александр Соколов и председатель Гоголевского фонда Игорь Золотусский. Через месяц о наших предложениях забыли. Тогда мы опубликовали открытое письмо премьер-министру Владимиру Путину. Оно начиналось: «С прискорбием сообщаем Вам, что юбилей Гоголя провален», а дальше все по пунктам. На следующий день все московские организации стали нас обзванивать. У нас есть сведения, что Владимир Владимирович сам прочитал... И теперь все делают: выгоняют из усадьбы последнюю организацию, перевозят библиотеку.
– И могилу восстановят?
– Да. Тут еще и Церковь вмешалась. Но могу вам сказать, что с Гоголем все по-гоголевски: два месяца назад, копая некрополь Данилова монастыря, археологи открыли склеп, в котором лежал гроб Гоголя. И они его сейчас обихаживают и тоже крест там поставят. А ведь, когда его переносили, все эти советские писатели, присутствовавшие там, разграбили могилу. Владимир Лидин не постеснялся написать, что отрезал от сюртука Гоголя кусок голубого сукна и переплел свой экземпляр «Мертвых душ»…
– А кто-то украл сапог и даже, говорят, ребро...
– …А сейчас сняли фильм «Вий», где панночка – дочь американского шерифа, а Хома Брут – ковбой, и пишут: «По сценарию Николая Васильевича Гоголя». Это не меньшее кощунство! А уж в Петербурге подготовка к юбилею находится в положении, о котором принято говорить: «Тут и конь не валялся».
– Вы считаете, что разрушение российской культуры ведется целенаправленно?
– Конечно! Все это делают «заказные люди», комсомольская рвань, бездарщина, взявшая власть в свои руки. Сахаров изобрел два самых страшных оружия: водородную бомбу для Америки и Елену Боннэр – мегабомбу для России, которая сидит в Нью-Йорке и дает указания музею Сахарова проводить выставки вроде скандальной «Осторожно, религия!». Я участвовал как эксперт в следствии по поводу этой выставки и сказал, что это творчество должен экспертировать Институт судебной психиатрии имени Сербского. Но когда этих «художников» хотели посадить, я послал телеграмму прокурору: «Ни в коем случае! С идеями надо бороться идеями. Не будьте Горьким, который сказал: «Если враг не сдается, его уничтожают». Горький, кстати, был способным человеком, но врал, что защищал Гумилева, священников... Ему нужны были только нэцкэ, которые он коллекционировал, и сноха, с которой он жил. И нынешние его последователи идут по этому пути, все эти комсомольцы.
– Неужели все так мрачно?
– Начинают люди потихоньку приходить в себя. Потому что куда уж дальше?..
– Вы всю жизнь боретесь за возрождение Пскова…
– Им не нужен Псков, потому что это символ Русского государства... Сегодня он разрушен так, как не было в июле 1944 года, когда выгнали нацистов. И Псков, и Новгород, и дворцы и парки под Петербургом начали восстанавливать в 1944 году, когда война еще шла. Кстати, сегодня в Новгороде, тьфу-тьфу, чтоб не сглазить, положение лучше, чем во Пскове. А там церкви разрушаются, рядом с кремлем строят таун-хаузы...
– А в Петербурге, на ваш взгляд, как с этим обстоят дела?
– Не мне, москвичу, судить этот город, хотя бы потому, что в Москве с новым строительством творятся дела самые темные. Но я знаю, что и в Петербурге уничтожают старинные дома. Зачем Петербургу идти на поводу у Москвы, которая сломала, например, Военторг, гостиницу «Москва», построенную из уникальных пород камня, сейчас начинает ломать «Детский мир»?.. А все, что строится сейчас в Москве, – это Арабские Эмираты 50-летней давности. Зачем все эти «огурцы», эти фостеры?.. Почему хотят сломать Дом художника и Третьяковку и построить на их месте комплекс «Апельсин»?..
Беседовал Павел Виноградов
– Что вы можете сказать о фестивале?
– Фестиваль профессиональный, классный. В нем нет такой занудности, разнузданности и пошлости, как, например, на «Кинотавре». Это все результат так называемой перестройки, которая отбросила нас в яму.
– Вы так однозначно на это смотрите?
– Есть такое информационно-аналитическое агентство «Намакон», которое возглавляет Юрий Дроздов, генерал-майор КГБ в отставке. Так вот, согласно его исследованиям, потери за годы перестройки гораздо страшнее потерь СССР во Второй мировой войне! В войну мы были ранены в тело. Сейчас мы ранены в душу.
– Но после войны страна довольно быстро восстановилась.
– В войну мы еще имели генофонд той, настоящей России XIX века. России Аксакова, Тютчева, Достоевского, Леонтьева, Александра III… Благодаря этому генофонду мы выиграли войну, благодаря ему хитрый Сталин так сумел построить экономику, что мы чего-то добились. Я по себе знаю. Я стал тем, кто я есть, благодаря тому, что учился у людей, которые или сами работали еще до революции, или у их непосредственных учеников. Это и Николай Петрович Сычев, бывший директор Русского музея. Это и великий ученый Лев Николаевич Гумилев, у которого я учился и с которым дружил. Это и Виктор Никитич Лазарев, крупнейший специалист по византийскому, итальянскому возрожденческому и древнерусскому искусству. И масса других людей.
– Однако перестройка прошла, времена меняются…
– Сейчас мне звонят знакомые: «Савва, поздравляем! Твоя многолетняя борьба со Швыдким завершена. Ты победил!» А я говорю: «Ребята, это пиррова победа». Все замы у нового министра остались швыдковские. Новый министр – человек со стороны. Посмотрим, как он отнесется к тому, например, что в период министерства Швыдкого уничтожена усадьба «Абрамцево», бывшее имение Аксакова и Мамонтова... Что Швыдкой ликвидировал аттестационную комиссию по реставрации, которая для реставраторов была как МГУ… Что при Швыдком и его команде разрушался Псков, четыре года срывалась подготовка к юбилею Гоголя…
– Но юбилей все-таки будет?
– Только когда в прошлом году актер Василий Ливанов передал письмо Путину, указ о праздновании издали. А ведь в России нет ни одного музея Гоголя. Ни одного, я повторяю! В усадьбе на Никитском бульваре, где он прожил четыре года, где сжег «Мертвые души» и где умер, есть два крыла. В одном библиотека, а другое занимали какие-то шарашкины фабрики. Мы четыре года боролись за то, чтобы там был музей – в библиотеке и двух комнатах. Но эти две комнаты теперь уничтожены, там убран старинный паркет, положен мрамор, все зашито стеклопакетами и решетками…
Мы предложили восстановить по завещанию Гоголя его могилу, перенесенную с кладбища Данилова монастыря на Новодевичье. Сейчас там стоит бюст работы Томского «от советского правительства». Но Гоголь, как истинный христианин, завещал не ставить над своей могилой памятников, только крест и «голгофу» – камень, похожий очертаниями на гору, где совершилась жертва Христова. Теперь эта «голгофа» лежит на могиле Михаила Афанасьевича Булгакова, ее туда «Маргарита» – Елена Сергеевна перетащила. Мы сказали: «Не трогайте его». Потому что Булгаков всю жизнь обращался к Гоголю: «Учитель! Укрой меня своей чугунной шинелью». Он его и укрыл... А другой камень мы найдем, из Карелии привезем. Крест тоже стоит копейки.
Чиновники против. Они пальцем о палец не ударили, чтобы вышло собрание сочинений Гоголя. Или вот композитор Гена Гладков написал замечательную музыку к балету «Вий». Но средства идут на чудовищные постановки, где Хлестаков на сцене совокупляется с женой и дочкой городничего, где на коньках исполняют «Женитьбу»!
Мы принесли все наши предложения в министерство, предложили, чтобы председателем оргкомитета был Дмитрий Медведев, заместителями министр культуры Александр Соколов и председатель Гоголевского фонда Игорь Золотусский. Через месяц о наших предложениях забыли. Тогда мы опубликовали открытое письмо премьер-министру Владимиру Путину. Оно начиналось: «С прискорбием сообщаем Вам, что юбилей Гоголя провален», а дальше все по пунктам. На следующий день все московские организации стали нас обзванивать. У нас есть сведения, что Владимир Владимирович сам прочитал... И теперь все делают: выгоняют из усадьбы последнюю организацию, перевозят библиотеку.
– И могилу восстановят?
– Да. Тут еще и Церковь вмешалась. Но могу вам сказать, что с Гоголем все по-гоголевски: два месяца назад, копая некрополь Данилова монастыря, археологи открыли склеп, в котором лежал гроб Гоголя. И они его сейчас обихаживают и тоже крест там поставят. А ведь, когда его переносили, все эти советские писатели, присутствовавшие там, разграбили могилу. Владимир Лидин не постеснялся написать, что отрезал от сюртука Гоголя кусок голубого сукна и переплел свой экземпляр «Мертвых душ»…
– А кто-то украл сапог и даже, говорят, ребро...
– …А сейчас сняли фильм «Вий», где панночка – дочь американского шерифа, а Хома Брут – ковбой, и пишут: «По сценарию Николая Васильевича Гоголя». Это не меньшее кощунство! А уж в Петербурге подготовка к юбилею находится в положении, о котором принято говорить: «Тут и конь не валялся».
– Вы считаете, что разрушение российской культуры ведется целенаправленно?
– Конечно! Все это делают «заказные люди», комсомольская рвань, бездарщина, взявшая власть в свои руки. Сахаров изобрел два самых страшных оружия: водородную бомбу для Америки и Елену Боннэр – мегабомбу для России, которая сидит в Нью-Йорке и дает указания музею Сахарова проводить выставки вроде скандальной «Осторожно, религия!». Я участвовал как эксперт в следствии по поводу этой выставки и сказал, что это творчество должен экспертировать Институт судебной психиатрии имени Сербского. Но когда этих «художников» хотели посадить, я послал телеграмму прокурору: «Ни в коем случае! С идеями надо бороться идеями. Не будьте Горьким, который сказал: «Если враг не сдается, его уничтожают». Горький, кстати, был способным человеком, но врал, что защищал Гумилева, священников... Ему нужны были только нэцкэ, которые он коллекционировал, и сноха, с которой он жил. И нынешние его последователи идут по этому пути, все эти комсомольцы.
– Неужели все так мрачно?
– Начинают люди потихоньку приходить в себя. Потому что куда уж дальше?..
– Вы всю жизнь боретесь за возрождение Пскова…
– Им не нужен Псков, потому что это символ Русского государства... Сегодня он разрушен так, как не было в июле 1944 года, когда выгнали нацистов. И Псков, и Новгород, и дворцы и парки под Петербургом начали восстанавливать в 1944 году, когда война еще шла. Кстати, сегодня в Новгороде, тьфу-тьфу, чтоб не сглазить, положение лучше, чем во Пскове. А там церкви разрушаются, рядом с кремлем строят таун-хаузы...
– А в Петербурге, на ваш взгляд, как с этим обстоят дела?
– Не мне, москвичу, судить этот город, хотя бы потому, что в Москве с новым строительством творятся дела самые темные. Но я знаю, что и в Петербурге уничтожают старинные дома. Зачем Петербургу идти на поводу у Москвы, которая сломала, например, Военторг, гостиницу «Москва», построенную из уникальных пород камня, сейчас начинает ломать «Детский мир»?.. А все, что строится сейчас в Москве, – это Арабские Эмираты 50-летней давности. Зачем все эти «огурцы», эти фостеры?.. Почему хотят сломать Дом художника и Третьяковку и построить на их месте комплекс «Апельсин»?..
Беседовал Павел Виноградов