Северо-Запад

Авиации поможет Дед Мороз

11 июля
Акции открытого акционерного общества «Вологодское авиационное предприятие» безвозмездно переданы из федеральной собственности в областную. Соответствующий указ подписал Дмитрий Медведев. Смена собственника должна помочь предприятию выйти из нынешней непростой ситуации и привлечь дополнительные инвестиции. Причем область уже сейчас готова инвестировать в развитие аэродромного хозяйства 2,5 миллиарда рублей. Сделать это раньше не позволял нынешний Бюджетный кодекс РФ, запрещающий финансировать из региональных «кошельков» объекты федеральной собственности.

Время своего максимального расцвета вологодская авиация пережила во второй половине 1980-х годов. Тогда практически в каждом райцентре был свой небольшой аэродром, где базировались неприхотливые Ан-2, а из Вологды в Москву, Ленинград, Ригу, Петрозаводск и другие крупные города регулярно летали более комфортабельные «Яки».
Но развитие внутрирегиональной дорожной сети и стремительный рост цен на авиатопливо ликвидировали все преимущества авиаперевозок над наземным транспортом. В середине 1990-х большинство районных аэродромов было закрыто. Под угрозой оказался и вологодский аэропорт, число ежедневных регулярных вылетов из которого сократилось с пятнадцати до одного. Прежний губернатор области Николай Подгорнов стал активно «лоббировать» идею открытия нового суперсовременного гражданского авиатерминала на базе воинской части в Федотово (там длительное время базировались самолеты морской авиации). Но когда экономисты посчитали, во сколько встанет эта затея – проект отпал сам собой.
Затем «Вологодское авиапредприятие» акционировалось и на какое-то время сумело выйти из крутого пике. По крайней мере, его убытки существенно сократились. Но пассажиропоток на внутренних маршрутах продолжал снижаться. Регулярным сообщением (не чаще одного маршрута в неделю) были охвачены только три отдаленных райцентра: Вытегра, Кичменгский Городок и Великий Устюг. Были еще нечастые рейсы в Москву и совмещенный с великоустюгским маршрут до Ухты, билеты на который почти целиком выкупались работавшими вахтовым методом газовиками. А вот попытки «зацепиться» за другие города оказались обречены на неудачу. Выдержать на этом поприще конкуренцию с могущественной «Северсталью», в структуре которой также есть свое авиапредприятие, вологодские авиаторы так и не смогли.
Пришлось осваивать рынок чартерных перевозок и работать по заказам в других регионах и странах. Но в марте 2000 года грянул гром. Арендованный у «Вологодского авиапредприятия» Як-40, на борту которого находился известный тележурналист Артем Боровик, разбился при взлете в аэропорту Шереметьево. Расследование обстоятельств трагедии продолжалось более года и не способствовало поднятию имиджа вологодских авиаторов. Наоборот, многие эксперты настаивали, что причиной аварии стал «человеческий фактор» – ошибка экипажа. И хотя руководство Вологодского авиаотряда всячески опровергало данную версию, неприятный осадок остался.
На этом достаточно печальном фоне государство решило продать с аукциона принадлежавшие ему 75 процентов акций авиапредприятия, установив начальную цену в 140 миллионов рублей. Но покупателей не нашлось. В 2005 году была предпринята очередная попытка продажи. На сей раз летный парк авиапредприятия, состоявший к тому времени из четырех самолетов Як-40, семи вертолетов Ми-8 и Ми-2, а также здание аэровокзала оценили в 103 миллиона рублей. И вновь на этот лот не поступило ни одной заявки.
Еще одна попытка продать государственный пакет акций должна была быть предпринята в 2007 году. Но в самый последний момент распоряжением тогдашнего премьер-министра Михаила Фрадкова авиапредприятие было исключено из перечня организаций, подлежащих приватизации.
И вот теперь акции безвозмездно переданы областной власти. На первый взгляд этот «подарок» может показаться излишней обузой. Но, учитывая, с какой настойчивостью нынешний губернатор Вячеслав Позгалев добивался такой передачи, все выглядит далеко не так печально. По крайней мере, вологодские региональные власти действительно полны решимости модернизировать аэропортовое хозяйство и сделать авиапредприятие не только современным, но и прибыльным.
Решительность эта базируется на туристическом буме, который сейчас переживает регион. Только за прошлый год его красотами насладились более одного миллиона человек. Пока основная масса туристов приплывает в регион на теплоходах по Волго-Балту. Но в связи с продвижением туристических брендов в Великом Устюге, Тотьме и в самой Вологде структура маршрутов стала меняться. По оценкам экспертов, уже через два-три года областной центр сможет принимать по четыре-пять ежедневных самолетов из Москвы и Петербурга.
Но чтобы сделать такие перевозки прибыльными, нужно переходить с «Яков» на более вместительные «Ту» и «Илы», к приему которых взлетно-посадочная полоса вологодского аэропорта пока не готова. Поэтому основные региональные инвестиции в авиапредприятие будут направлены именно в развитие аэропортового хозяйства – в увеличение взлетно-посадочной полосы с заменой бетонного покрытия. Такие же работы ожидаются и в аэропорту Великого Устюга – главных воздушных воротах дедморозовской столицы. Причем значительную часть инвестиций в реконструкцию устюгского аэропорта вроде бы готово выделить правительство Москвы, с которым вологодские власти поддерживают очень тесные отношения (считается, что одним из отцов-«прародителей» дедморозовского проекта является мэр Москвы Юрий Лужков).
Впрочем, на фоне продолжающегося роста цен на авиационный керосин раздаются мнения, что ближайшие годы будут очень тяжелыми для пассажирской авиации. В этой связи инвестиционная программа по коренной реконструкции вологодского аэропорта может быть отправлена на доработку. Но модернизация все равно состоится. Как заявил губернатор Вячеслав Позгалев, передача акций в областную собственность – «это начало возрождения вологодской авиации, и все наши планы обязательно будут реализованы».
Владимир Романов, собкор «НВ» в Вологде
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+1
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+2